10.2 Учет выбытия материалов.
Основной задачей бухгалтерского учета материалов при их выбытии в результате продажи, списания, передачи безвозмездно и др. является достоверное определение результатов от продажи (реализации) и прочего выбытия материалов.
Первичными документами, подтверждающими продажу материалов и служащими основой для отражения ее в бухгалтерском учете, являются:
· накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) с приложением договора купли-продажи;
· счет-фактура на проданные материалы;
· документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с реализацией материалов;
· платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных выше расходов.
При продаже организацией материалов юридическим и физическим лицам цена их продажи определяется по соглашению сторон (продавца и покупателя). Материалы, как правило, должны продаваться по рыночным ценам, включающим в себя сумму налога на добавленную стоимость.
При продаже материалов их стоимость по договорным ценам, включая налог на добавленную стоимость, учитывается по дебету счета учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Учетная стоимость материалов списывается со счета 10 «Материалы» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы»).
Финансовый результат от продажи материалов, выявленный на счете 91 «Прочие доходы и расходы», ежемесячно списывается со счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов») в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».
Для целей бухгалтерского учета поступления от продажи материалов относятся к операционным доходам.
Расходы, связанные с продажей материалов, относятся к операционным расходам.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет с выручки от продажи материалов, отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету субсчета 91-2 «Прочие расходы».
Расходы, связанные с продажей материалов, уменьшают налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
Пример.
Организация реализует материалы на сторону. Согласно счету-фактуре: стоимость материалов составляет 20 000 руб., НДС (18 %) — 3600руб., итого к оплате — 23 600руб.
Фактическая стоимость материалов, реализованных на сторону, составляет 17000 руб.
В бухгалтерском учете операции по продаже материалов на сторону отражаются следующими проводками:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит 91-1 «Прочие доходы»
— 23 600 руб. — отражена продажная стоимость материалов;
Дебет 91-2 «Прочие расходы»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»
— 3600 руб. — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
Дебет 91-2 «Прочие расходы»
Кредит 10-1 «Сырье и материалы»
— 17 000 руб. — списана фактическая стоимость реализованных материалов;
Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
Кредит 99 «Прибыли и убытки»
— 3000 руб. (23 600 руб. - 3600 руб. - 17 000 руб.) — отражен финансовый результат (прибыль) от реализации материалов.
Фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный капитал другой организации, определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Передача материалов в уставный капитал другой организации представляет собой финансовое вложение, рассчитанное на получение дохода.
Финансовые вложения организации отражаются по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счетов, на которых учитываются ценности, подлежащие передаче в счет этих вложений (в данном случае используется счет 10 «Материалы»).
Наличие и движение инвестиций в уставные капиталы других организаций осуществляется на субсчете 58-1 «Паи и акции» счета 58 «Финансовые вложения».
Выбытие материалов в счет вкладов в уставные капиталы других организаций не признается расходами для целей бухгалтерского учета, поэтому стоимость таких материалов списывается в дебет счета 58 «Финансовые вложения», минуя счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Для целей налогообложения расходы организации в виде вклада в уставный капитал другой организации не учитываются, т.е. они не могут уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль. В случае, если денежная оценка материалов, согласованная учредителями, больше балансовой стоимости передаваемых материалов, то возникающая положительная разница подлежит обложению налогом на прибыль.
Передача имущества в уставный капитал других организаций не признается его реализацией, поэтому объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость не возникает.
Пример.
Организация передает материалы в счет вклада в уставный капитал другой организации согласно учредительному договору. Согласованная стоимость переданных материалов составляет 23 000руб., фактическая стоимость материалов, по которой они отражены в учете, — 16000 руб.
Бухгалтерские записи имеют вид:
Дебет 58-1 «Паи и акции»
Кредит 10-1 «Сырье и материалы»
— 16000 руб. — списана учетная стоимость переданных материалов;
Дебет 58-1 «Паи и акции»
Кредит 91-1 «Прочие доходы»
— 7000 руб. (23 000 руб. - 16 000 руб.) — на разницу между согласованной и учетной стоимостью переданных материалов.
Безвозмездная передача материалов другим организациям и лицам признается их реализацией на безвозмездной основе, и поэтому такая передача должна отражаться через счета реализации.
В связи с этим бухгалтерские проводки, отражающие операции по безвозмездной передаче материалов, практически аналогичны проводкам, отражающим реализацию (продажу) материалов. Отличие состоит в том, что цена реализации при безвозмездной передаче материалов равна нулю. Для целей бухгалтерского учета материалы списываются передающей стороной по фактической себестоимости. Стоимость материалов, передаваемых безвозмездно, а также возникающие расходы по отпуску этих материалов относятся на финансовые результаты организации.
Налоговым законодательством установлено, что убыток от безвозмездной передачи материалов не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Кроме того, передача материалов на безвозмездной основе подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. НДС при такой передаче должен начисляться на рыночную стоимость передаваемого безвозмездно имущества.
Пример.
Организация по договору дарения передает материалы, учетная стоимость которых составляет 15 000 руб., рыночная стоимость — 17 000 руб.
Бухгалтерские записи имеют вид:
Дебет 91-2 «Прочие расходы»
Кредит 10-1 «Сырье и материалы»
— 15 000 руб. — списана фактическая стоимость переданных материалов;
Дебет 91-2 «Прочие расходы»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»
— 3060 руб. (17 000 руб. х 18% : 100%) — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет, от рыночной стоимости материалов;
Дебет 99 «Прибыли и убытки»
Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
— 18 060 руб. (15 000 руб. + 3060 руб.) — отражен финансовый результат (убыток) от безвозмездной передачи материалов.
Организация имеет право списывать материалы, утраченные в связи с чрезвычайными обстоятельствами (из-за аварии, пожара, стихийного бедствия и других чрезвычайных ситуаций).
При списании материалов их фактическая себестоимость относится со счета учета материалов в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». На этот же счет относятся затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, в корреспонденции со счетами учета материалов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов по социальному страхованию и обеспечению и др.
Для целей налогообложения учитываются все потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
Остающиеся от списания материалов отходы оцениваются по сложившейся на дату списания стоимости исходя из цены возможного использования и зачисляются по указанной стоимости на финансовые результаты организации.
- Бухгалтерский (финансовый) учет
- 1.1 Сущность и значение бухгалтерского учета
- 1.2 Задачи бухгалтерского учета
- 1.3 Предмет и объекты бухгалтерского учета
- 1.4 Методы бухгалтерского учета
- 1.5 Общие принципы организации бухгалтерского учета
- 1.6 Структура бухгалтерского учета: финансовый, управленческий, налоговый аспекты учета. Синтетический и аналитический учет
- 2.Учетная политика: нормативная база, понятие, содержание, порядок ее формирования и изменения. Допущения и требования, предъявляемые к учетной политике предприятия.
- 2.1 Формирование учетной политики
- 2.2 Изменение учетной политики
- 2.3 Нормативная база формирования учетной политики организации
- 3.Понятие, классификация и учет вложений во внеоборотные активы.
- 4. Понятие и нормативная база учета основных средств. Критерии отнесения активов к основным средствам. Способы начисления и учет их амортизации.
- 4.1 Понятие и нормативная база учета основных средств.
- 4.2 Критерии отнесения активов к основным средствам.
- 5.Оценка и переоценка основных средств. Учет поступления и выбытия основных средств.
- 5.1 Оценка и переоценка основных средств.
- 5.2 Учет поступления и выбытия основных средств.
- 6.Понятие и нормативная база учета нематериальных активов. Критерии отнесения активов к нематериальным активам. Способы начисления и учет их амортизации.
- 6.1 Понятие и нормативная база учета нематериальных активов.
- 6.2 Критерии отнесения активов к нематериальным активам.
- 6.3 Способы начисления и учет их амортизации.
- 7.Оценка нематериальных активов. Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
- 7.1 Оценка нематериальных активов.
- 7.2 Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
- 8. Понятие и классификация финансовых вложений. Учет финансовых вложений.
- 8.1 Понятие и классификация финансовых вложений.
- 8.2 Учет финансовых вложений.
- 9. Понятие и оценка материально-производственных запасов. Документирование и учет поступления материалов.
- 9.1 Понятие и оценка материально-производственных запасов.
- 9.2 Документирование и учет поступления материалов.
- 10. Методы оценки запасов. Учет выбытия материалов.
- 10.1 Методы оценки запасов.
- 10.2 Учет выбытия материалов.
- 11. Виды, формы и системы оплата труда. Организация учета труда и заработной платы, ее аналитический учет. Синтетический учет начисления заработной платы.
- 11.1 Виды, формы и системы оплата труда.
- 11.2 Организация учета труда и заработной платы, ее аналитический учет.
- 11.3 Синтетический учет начисления заработной платы.
- 12. Виды и учет удержаний из заработной платы.
- 13. Учет затрат на производство - задачи, классификация затрат, порядок списания прямых и косвенных затрат. Понятие, оценка и учет незавершенного производства.
- 13.1 Учет затрат на производство - задачи, классификация затрат, порядок списания прямых и косвенных затрат.
- 13.2 Понятие, оценка и учет незавершенного производства.
- 14. Понятие и оценка готовой продукции. Учет выпуска готовой продукции.
- 14.1 Понятие и оценка готовой продукции.
- 14.2 Учет выпуска готовой продукции.
- 15. Учет продажи продукции (работ, услуг).
- 16. Понятие и порядок учета денежных средств в кассе, на расчетном и валютном счетах организации.
- 17. Документирование и учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
- 18. Документирование и учет расчетов с покупателями и заказчиками.
- 19. Учет расчетов с подотчетными лицами.
- 20. Учет расчетов с учредителями.
- 21. Кредиты и займы: понятие, отличительные особенности, порядок учета расходов, связанных с их обслуживанием.
- 22. Понятие, классификация, критерии признания доходов и расходов в учете и отчетности. Учет доходов и расходов.
- 23. Понятие и учет уставного и добавочного капиталов.
- 24. Понятие и учет резервного капитала, нераспределенной прибыли.
- 25.Учет финансового результата (от продаж, прочих доходов и расходов, конечного финансового результата).
- 26.Учет расчетов по налогам и сборам. Порядок расчета и отражение в бухгалтерском учете отдельных налогов (ндс, ндфл, налог на имущество, налог на прибыль).
- Бухгалтерский (управленческий) учет.
- 27.Особенности позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
- 28.Особенности попроцессного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 29.Метод учета затрат на производство «стандарт - костинг»
- 30.Метод учета затрат на производство «директ- костинг»
- 31.Исчисление полной и частичной себестоимости продукции. Методы распределения накладных расходов.
- 31.1Исчисление полной и частичной себестоимости продукции.
- 31.2 Методы распределения накладных расходов.
- 32.Классификация затрат в зарубежной и отечественной практике учета.
- I. Классификация затрат для определения себестоимости произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ) и полученной прибыли включает следующие группы:
- II. Классификация затрат для принятия решения и планирования:
- III. Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования.
- 54.Аудит, его виды и нормативное регулирование.
- 55.Аудит учета поступления основных средств.
- 56.Аудит учета производственных запасов.
- 57.Аудит учета затрат на производство.
- 58.Аудит учета готовой продукции.
- 59.Аудит учета отгрузки и реализации готовой продукции.
- 60.Аудит учета кассовых операций.
- 61.Аудит учета расчетов с подотчетными лицами.
- 62.Аудит учета финансовых результатов организации.
- 63.Аудит учета выбытия основных средств.
- 64.Аудит правильности начисления и уплаты налогов.
- 65.Оценка аудитором результатов проверки. Аудиторское заключение: виды, состав и содержание.
- 66.Аудит формирования первоначальной стоимости нма.
- 67.Аудит учета начисления амортизации основных средств.
- Экономический анализ
- 51.Анализ состава, структуры и динамики финансовых результатов от основного вида деятельности предприятия.