2. Сегментирование рынка, нацеливание и позиционирование товара.
Концепции массового, товарно-дифференцированного и целевого маркетинга. Мероприятия целевого маркетинга. Определение понятий: сегментирование, нацеливание, позиционирование товара. Сегмент рынка и основные характеристики сегмента рынка. Критерии сегментирования рынка. Варианты нацеливания товара. Использование карт позиционирования.
Массовый маркетинг. При массовом маркетинге фирма занимается массовым производством, распределением и стимулированием сбыта одного и того же товара для всех покупателей сразу. В свое время фирма «Кока-кола» выпускала один напиток для всего рынка в надежде, что он придется по вкусу всем. Возможное преимущество массового маркетинга – максимальное снижение издержек производства, цен и максимально большой потенциальный рынок.
Товарно-дифференцированный маркетинг. В этом случае продавец производит два или несколько товаров с разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в разной расфасовке. Фирма «Кока-кола» выпускает несколько безалкогольных напитков в разной упаковке разной емкости. Эти товары создают разнообразие для покупателей. Большинство российских предприятий и организаций, к сожалению, по-прежнему строит свою стратегию на такой основе.
Целевой маркетинг. В 70–80-х годах получила распространение концепция целевого маркетинга. В соответствии с этой концепцией предприятие производит разграничение между сегментами рынка, выбирает из них один или несколько сегментов. Товары и комплексы маркетинга разрабатываются в отдельности для каждого отобранного сегмента.
Целевой маркетинг требует проведения трех основных мероприятий:
1) сегментирование рынка – разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары или комплексы маркетинга. Используют разные способы сегментирования рынка;
2) выбор целевых сегментов рынка – оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами;
3) позиционирование товара на рынке – обеспечение конкурентного положения товара на рынке и разработка комплекса маркетинга.
Сегментирование рынка нацелено на узкую группу потребителей (сегмент рынка) через единый специализированный план маркетинга, который основывается на потребностях этого сегмента. Важно, чтобы предприятие лучше приспосабливало маркетинговую программу к своему сегменту, чем конкуренты. Если существуют два или более потенциальных рыночных сегмента, предприятию следует выбрать тот, который создает наибольшие рыночные возможности.
Нацеливание — это выбор сегментов, на которые будут нацелены маркетинговые усилия. Сегментация связана в основном с делением рынка, нацеливание же — с практическими аспектами ведения бизнеса внутри рынка. Эти два понятия тесно связаны между собой, поскольку процесс сегментации, как правило, обеспечивает информацией относительно того, какие сегменты вероятнее всего принесут наибольшую прибыль или помогут фирме достичь ее стратегических целей иным образом.
Позиционирование связано с определением того, как данный бренд соотносится с другими брендами, нацеленными на тот же сегмент. Объектом позиционирования является место, занимаемое данным брендом в умах потребителей относительно других брендов.
Сегмент рынка - это его часть, определенная особым образом, которая может быть эффективно обслужена предприятием.
Объектами сегментации рынка сбыта являются:
- группы потребителей;
- группы продуктов (товаров, услуг);
- предприятия (конкуренты).
Сегментация рынка по группам потребителей- это группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.
Сегментация рынка по группам продуктов - это производная от сегментации рынка по группам потребителей, учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам продукта (товара, услуг).
Сегментация по предприятиям (конкурентам) - это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок.
Сегментация рынка производится по критериям и признакам.
Критерий- способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента).
Признак- это способ выделения данного сегмента на рынке.
Наиболее распространенными критериями сегментации являются:
- емкость сегмента, по которой определятся число потенциальных потребителей и, соответственно, необходимые производственные мощности;
- каналы распространения и сбыта продукции, позволяющие решить вопросы о формировании сети сбыта;
- устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия;
- прибыльность, показывающая уровень рентабельности предприятия на данном сегменте рынка;
- совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о целесообразности и готовности внесения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте;
- оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инженерного, производственного или сбытового) на выбранном сегменте рынка и принятие соответствующих мер;
- защищенность выбранного сегмента от конкуренции.
Основными признаками сегментации рынка по группам потребителей являются географические, демографические, психографические, поведенческие. Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков.
Основными признаками сегментации рынка по группам продуктов являются функциональные и технические параметры, цена и т.п.
Основными признаками сегментации рынка по предприятиям (конкурентам) являются качественные показатели продукта (НТ), цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке.
Сегментация рынка по потребителям, сегментация по продуктам и конкурентам взаимно дополняют друг друга и все полученные результаты рассматриваются в комплексе, что позволяет правильно выбрать наиболее эффективный сегмент рынка.
Карта (схема) позиционирования (восприятия) - это графическая схема на основе двухмерной системы координат, на которой представлено, как потребители воспринимают различные торговые марки (товары). Оси координат соответствуют двум выбранным для построения карты областям конкуренции. Выбор областей конкуренции осуществляется в зависимости от целей анализа - чаще всего используются наиболее важные факторы для определенного сегмента рынка.
Пример карты позиционирования (восприятия):
- Бухгалтерский учет и анализ
- 3. Системы счетов и двойная запись. Типы хозяйственных операций и отражение их на счетах бухгалтерского учета.
- 4. Общая схема учета затрат на производство продукции.
- 5. Учет реализации продукции и формирование финансового результата.
- 6. Учет имущества организации.
- 7. Учет капитала, обязательств и расчетных операций.
- 8. Учетная политика организации и принципы ее формирования.
- Налоги и налогообложение
- 2.Характеристика основных налогов: косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы); прямые налоги (налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы с физических лиц).
- Финансовый и экономический анализ
- Бизнес-планирование
- 1. Обзорный раздел (резюме)
- 2. Описание предприятия:
- 3. Описание продукции или услуг:
- 4. Анализ рынка и маркетинговая стратегия.
- 5. Производственный план
- 6. График выполнения работ
- 7. Управление и организация
- 8. Финансовый план
- 9. Оценка рисков
- 10. Приложение
- Менеджмент
- 1. Этапы и школы в истории менеджмента.
- 2. Лидерство в системе менеджмента.
- 3. Организационные отношения в системе менеджмента.
- Маркетинг
- 1. Основные определения, цели и механизмы маркетинга.
- 2. Сегментирование рынка, нацеливание и позиционирование товара.
- Этапы построения карты позиционирования (восприятия)
- 3. Товар и товарная политика предприятия.
- 4. Конкурентные преимущества и конкурентные стратегии.
- 2. Денежная система страны.