logo
вопросы к Госам дораб

7. Учет капитала, обязательств и расчетных операций.

Учет уставного капитала. Учет нераспеделенной прибыли (непокрытого убытка). Классификация обязательств и их отражение в балансе. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Учет расчетов по оплате труда. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками. Учет расчетов с подотчетными лицами.

Уставный капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации. 

Величина уставного капитала может по решению учредителей увеличиваться или уменьшатся в процессе финансово-хозяйственной деятельности, с обязательной регистрацией изменений в учредительных документах.

Уставный капитал характеризует величину обособленного имущества, право собственности, на которое перешло к организации, как к юридическому лицу, а также характеризует собственность учредителей и величину обязательств по их вкладам. При выходе из состава собственников, учредитель может потребовать вернуть в денежной форме долю, внесенную в уставный капитал. 

При регистрации организация в учредительных документах самостоятельно определяет величину и структуру уставного капитала с учетом минимального размера, установленного законодательством. 

Учет уставного капитала ведется на счете 80 "Уставный капитал". После государственной регистрации (внесения информации в реестр юридических лиц) на счете 80 отражается величина уставного капитала с одновременным начислением задолженности учредителей по неоплаченным вкладам. 

На счете 75 "Расчеты с учредителями" отдельно ведется учет расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал и по причитающимся доходам. 

Разница между величиной уставного капитала (К80) и дебиторской задолженностью по вкладам (75-1) представляет собой величину оплаченного капитала. 

Аналитический учет уставного капитала ведется по учредителям и видам изменений уставного капитала. 

Нераспределенная прибыль (убыток) представляет собой сумму:

- Нераспределенной прибыли (убытка) прошлых лет

- Нераспределенной прибыли (убытка) отчетного года

Нераспределенная прибыль отчетного года - это часть чистой прибыли, которая не была распределена организацией в отчетом году. Этот показатель отражает конечный финансовый результат деятельности организации в отчетном году. 

Решение о распределении прибыли принимают собственники организации общим собранием акционеров (в ЗАО или ОАО) или собранием участников (в ООО). 

Для учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) предусмотрен активно-пассивный счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Чистая прибыль в конце года при реформации баланса списывается со счета 99 в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)":

Д 99 К 84 - списана чистая прибыль отчетного года

Д 84 К 99 - списан убыток отчетного года.

По дебету счета 84 отражаются записи по использованию нераспределенной прибыли отчетного года. 

Остаток нераспределенной прибыли переносится на следующий год.

Списание убытка отчетного года отражается записями: 

Д 84 К80 - доведена величина уставного капитала до величины чистых активов организации; 

Д 82 К84 - погашен убыток средствами резервного капитала; Д 75 "Расчеты с учредителями" К84 - погашен убыток за счет взносов участников, учредителей. 

Обязательство — это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

Погашение обязательств предполагает обычно отток соответствующих активов в виде выплаты денежных средств или передачи других активов (оказания услуг). Погашение обязательств может происходить также в форме замены обязательств одного вида другим, преобразования обязательств в капитал, снятия требований со стороны кредитора.

Обязательства организации классифицируют по различным признакам — субъектам, видам, срочности погашения и т.д. В классификации по субъектам следует различать обязательства перед собственником организации и обязательства перед третьими лицами.

Обязательства перед собственником бывают двух видов:

1) возникающие при первоначальных и последующих взносах собственников в уставный (складочный) капитал (фонд) обязательства учитываются на счете 80 «Уставный капитал» и по этой же статье отражаются в балансе;

2) возникающие в процессе деятельности организации учитываются на счетах 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и отражаются в соответствующих статьях бухгалтерского баланса. Указанные виды обязательств перед собственниками в совокупности образуют понятие «собственный капитал».

Обязательства перед третьими лицами — это задолженность по кредитам и займам, различным видам кредиторской задолженности (поставщикам и подрядчикам, перед дочерними и зависимыми обществами, перед персоналом организации и т.п.) и прочие обязательства. В совокупности обязательства перед третьими лицами образуют понятие «заемный капитал». Отражаются эти обязательства в разделах IV и V баланса.

Деление обязательств на собственный и заемный капитал имеет важное практическое значение с точки зрения срочности их погашения. Обязательства, составляющие собственный капитал, не подлежат погашению за время деятельности организации, обязательства заемного капитала должны быть погашены в соответствующие сроки. В зависимости от срочности погашения обязательства перед третьими лицами делят на долгосрочные (срок погашения по ним превышает 12 месяцев) и краткосрочные (срок погашения составляет менее 12 месяцев). Различают точные и оцениваемые обязательства: по точным обязательствам сумма погашения заранее известна — задолженность по кредитам банка, по акцептованным счетам поставщиков и т.п.; по оцениваемым обязательствам сумма погашения заранее неизвестна — она определяется с учетом реально сложившихся условий.

Учет расчетов по оплате труда регламентируется  основными положениями по учету труда и заработной платы, положением о порядке обеспечения пособиями по государственному страхованию, положением о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям и другими.

Учет расчетов по оплате труда и другим выплатам с каждым из работающих ведется в аналитических счетах (лицевых счетах), открываемых на каждого работника.

Для идентификации работающих каждому присваивается табельный номер, и он указывается во всех документах, связанных с расчетами по оплате труда.

Учет расчетов по оплате труда в лицевых карточках ведется нарастающим итогом в течение года. Лицевые счета работников должны храниться в архиве предприятия в течение 75 лет.

Для учета налога на доходы физических лиц на каждого работника открывается налоговая карточка.

Учет начисления и выдачи заработной платы и других оплат ведется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации. 

По кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются суммы: 

- оплаты труда, причитающиеся работникам, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников; 

- оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год, - в корреспонденции со счетом 96 "Резервы предстоящих расходов"; 

- начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм - в корреспонденции со счетом 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"; 

- начисленных доходов от участия в капитале организации и т.п. - в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". 

По дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний. 

Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы отражаются по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по депонированным суммам"). 

Аналитический учет по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" ведется по каждому работнику организации. 

К расчетам по нетоварным операциям относятся расчеты организаций с бюджетом по налогам и сборам, по платежам во внебюджетные фонды. Организации рассчитываются с бюджетом по налогу на прибыль: налогу на имущество; налогу на добавленную стоимость; налогу с продаж; акцизам; налогам, удерживаемым с физических лиц и др.

Перечисления в бюджет и во внебюджетные фонды оформляются платежными поручениями.

В бухгалтерском учете для регистрации и обобщения расчетов с внебюджетными фондами используют счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию».

Начисление налоговой задолженности оформляется проводкой:

Д-т 20, 26, 44 и др.

К-т 68

При уплате этого налога делается следующая запись:

Д-т 68

К-т 51

Для учета ЕСН используется синтетический счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к этому счету могут открываться отдельные субсчета.

Отчисления в социальные фонды организации с сумм начисленной оплаты труда. Размеры отчислений в каждый фонд устанавливаются федеральными законами.

Начисление сумм отчислений в социальные фонды отражается одновременно с включением их в затраты бух. проводкой:

Д-т 20

К-т 69

Средства на социальное страхование направляются в распоряжение органов соц. страхования. Часть сумм используется организацией для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на санаторное лечение и обслуживание. Начисление таких пособий отражается на счетах следующей записью:

Д-т 69

Оставшуюся часть сумм отчислений перечисляют органам соц. страхования и в другие внебюджетные социальные фонды;

Д-т 69

К-т 51

К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие различные работы.

Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и оказание услуг подрядчиками производятся на основании заключенных организацией договоров. В договорах содержатся вид поставляемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, условия поставки, сроки отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, порядок расчетов (условия платежей).

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Авансы выданные также учитываются на счете 60.

На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется учет расчетов:

• по расчетным документам, которые акцептованы и подлежат оплате;

• по расчетам, осуществляемым в порядке плановых платежей;

• по расчетным документам, по которым не поступили счета-фактуры (неотфактурованные поставки);

• по излишкам товарно-материальных ценностей, выявленным при их приемке.

По кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов (10, 15, 16), товаров (41, 45), затрат на производство (20–29) отражается задолженность организации поставщикам и подрядчикам:

• за фактически поступившие товарно-материальные ценности, принятые работы и оказанные услуги;

• за услуги по доставке товарно-материальных ценностей;

• за услуги по переработке материалов организации сторонними организациями.

В задолженность поставщикам и подрядчикам входит также и налог на добавленную стоимость. Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя по дебету счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60. Погашение задолженности перед поставщиками записывается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67). При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно

При неотфактурованных поставках счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

При учете расчетов по импорту к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открывается субсчет «Импортные поставки». По кредиту этого субсчета записываются суммы расчетных документов иностранного поставщика. Расчеты ведутся в валюте контракта. Курсовая разница, возникающая между курсом дня акцепта и курсом дня оплаты, списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчеты в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по поставщикам:

• по не оплаченным в срок расчетным документам;

• по неотфактурованным поставкам; авансам выданным;

• по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

• по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

• по просроченным оплатой векселям;

• по полученному коммерческому кредиту и др.

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется согласно расчетным документам поставщика. В случае если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям». В данном случае в учете фиксируется дебиторская задолженность, явившаяся следствием невыполнения своих обязательств одной из сторон – участников договора. Такие неисполненные обязательства могут предъявляться:

• поставщикам, транспортным и другим организациям по выставленным им счетам (при акцепте их покупателями и заказчиками) – в связи с невыполнением отдельных условий по договору, а также возникновением недостач груза в пути, возмещением в связи с этим штрафов, пеней, неустоек или выявлением арифметических ошибок в счетах;

• поставщикам или организациям, перерабатывающим материалы заказчика, – за выявленные отклонения по качеству против нормативов, ГОСТ или технических условий;

• поставщикам и подрядчикам – за простои и допущенный брак. Размер этих потерь принимается к учету в суммах, признанных виновной стороной или присужденных арбитражным судом;

• банкам – по суммам, ошибочно списанным по счетам организации.

В аналитическом учете информация по субсчету 2 «Расчеты по претензиям» осуществляется по каждому дебитору в разрезе отдельных видов претензий. Удовлетворение их отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счетов 50, 51 и других счетов денежных средств и кредиту счета 76-2.

При отгрузке произведенной продукции покупателям и заказчикам на счетах организации возникает дебиторская задолженность. Расчеты с покупателями и заказчиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в виде товарообменных операций (бартерные сделки), в порядке уступки права требования, договора мены и т. д.

Возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По дебету этого счета отражают суммы, на которые предъявлены расчетные документы; по кредиту – суммы поступивших платежей (включая суммы авансов) и т. п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

К счету 62 могут быть открыты субсчета:

• 62-1 «Расчеты в порядке инкассо» с отражением на нем сумм по предъявленным к покупателям и заказчикам счетам за отгруженную в их адрес продукцию, выполненные работы и принятым банком к оплате расчетным документам;

• 62-2 «Расчеты плановыми платежами». Данный субсчет используется организациями, находящимися между собой в длительных хозяйственных связях. Произведение расчетов по каждой поставке в таком случае порождает большое количество документов. Поэтому расчеты производятся ежедневно или в другой отрезок времени исходя из планового объема поставок с обязательной корректировкой в конце месяца по фактически выполненным обязательствам;

• 62-3 «Векселя полученные». На этом субсчете учитывается задолженность покупателей, обеспеченная выданными векселями.

Учет расчетов с покупателями должен обеспечить контроль возникновения дебиторской задолженности в процессе реализации, сроков и фактов погашения, а также реальной оценки дебиторской задолженности и времени поступления финансовых средств в организацию. Кроме того, учет расчетов с покупателями является составной частью учета реализации и непосредственно влияет на уровень налогообложения.

Все расчеты с покупателями и заказчиками организации строят на основании заключенных договоров-контрактов, в которых указаны сроки, условия поставки продукции, порядок оплаты и т. п. Документами при расчетных взаимоотношениях с покупателями и заготовительными организациями являются специальные приемные квитанции. В приемных квитанциях отражают, какая продукция принята, ее количество (в натуральной и зачетной массе), дата, причитающаяся оплата и т. п. Эта квитанция является основанием для записей в учетные регистры по счету 62.

На суммы реализованной продукции организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику, дебетуя при этом счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредитуя счет 90 «Продажи». При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств (табл. 9.2).

При продаже амортизируемого имущества, то есть основных средств и нематериальных активов, а также другого имущества, стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (50, 51, 52, 55) и кредиту счета 62.

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

• покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

• покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

• авансам полученным;

• векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

• векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

• векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Аналитический учет по каждому покупателю ведется в ведомости № 38. В конце месяца данные по счету 62 переносятся в журнал-ордер № 11, а из него – в Главную книгу.

Подотчетные лица - это сотрудники организации, которые получили денежные средства организации для оплаты "мелких" расходов. 

Из подотчетных сумм могут быть оплачены:

1. Хозяйственные расходы

приобретение материальных ценностей,

канцелярские, почтовые расходы

денежные документы и т.д.

2. Расходы на командировки 

В основном выдача подотчетных сумм производится из кассы организации (при заграничных командировках - подотчетные суммы могут быть перечислены в валютного счета организации на карточку сотрудника). 

Подотчетные суммы выдаются на основании письменного заявления сотрудника с визой руководителя организации. 

Порядок выдачи подотчетных сумм регламентирован Правилами ведения кассовых операций

После того, как сотрудник осуществит расход подотчетных сумм он в установленные сроки обязан отчитаться перед организацией, т.е. составить и представить в бухгалтерию Авансовый отчет по форме АО-1 с приложением всех документов, полученных им при осуществлении расходов. 

В случае, если не вся сумма подотчетных средств потрачена, сотрудник возвращает остаток в кассу. Если осуществлен перерасход подотчетных сумм - организация компенсирует его. 

Если сотрудник в установленные сроки не представил Авансовый отчет, подотчетная сумма может быть удержана из заработной платы сотрудника или по решению суда отнесена на возмещение материального ущерба. 

3. Оплата представительских расходов

Расчеты с подотчетными лицами учитываются на одноименном счете 71.