logo
вопросы к Госам дораб

Бизнес-планирование

  1. Определение бизнес - планирования и его роль в современной экономической ситуации в России.

Бизнес-план как новый подход к внутрифирменному планированию. Цели разработки бизнес-плана. Его роль при создании нового предприятия. Участники процесса бизнес – планирования. Суть бизнес-плана, его сходство и отличие от других плановых документов: стратегического плана, технико-экономического обоснования, инвестиционного проекта. Функции и принципы бизнес - планирования.

Бизнес-план является составной частью стратегического плана.

Бизнес-план – это самостоятельный документ, характеризуемый своими целями, задачами, структурой.

Между бизнес-планом и стратегическим также существуют отличия:

1. Стратегический план включает весь комплекс общих целей предприятия, а бизнес-план только одну, которая связана с созданием нового вида деятельности или развитием существующего.

2. Стратегический план включает различные типы стратегии, А бизнес-план ориентирован только на развитие.

3. Стратегический план – это планы с растущим горизонтом времени и постоянной корректировкой. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых работа над бизнес-проектом завершается.

4. Стратегический план создается для собственного использования, а бизнес-план чаще всего для поиска источников финансирования, то есть для внешних инвесторов и кредиторов.

5. В бизнес-плане функциональные составляющие (план производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом.

Отличие от текущего плана социально-экономического развития предприятия бизнес-плана заключается в: 1) структуре; 2) он учитывает не только внутренние, но и внешние цели и условия организации; 3) по целям: текущий план охватывает все аспекты деятельности организации за 1 год, а бизнес-план – только инвестиционные; 4) по периоду действия: план социально-экономического развития составляется каждый год, а бизнес-план – когда требуется оценить и реализовать какое-то инвестиционное решение (0,5; 1; 1,5; 3; 5 лет).

Главная цель бизнес-планирования - дать целостную системную оценку перспективности проекта, выработанного стратегического решения. Бизнес-план составляется для обоснований инвестиций при расширении действующего производства или создании нового продукта (услуги). Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными:

- привлечение инвесторов;

- привлечение партнеров;

- определение степени реальности достижения намеченных результатов;

- убеждение сотрудников компании в возможности достижения поставленных целей.

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, а именно:

- обоснование экономической целесообразности инвестиционного решения в рамках выработанной стратегии предприятия;

- оценка финансовых, материальных, трудовых производственных ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия;

- определение источника и форм финансирования реализации выбранного стратегического решения;

- подбор работников, способных реализовать данный план;

- организация работ по реализации разработанного бизнес-плана.

Т.О. Бизнес-план – неотъемлемый элемент стратегического планирования.

Бизнес-план – выступает как средство для получения инвестиций.

Бизнес-план – инструмент внутрифирменного планирования.

Бизнес-план – реклама для предлагаемого бизнеса.

Основные функции бизнес-плана:

- является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;

- может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;

- выступает инструментом привлечения новых инвестиций;

- является инструментом реализации стратегии предприятия.

  1. Структура и последовательность разработки бизнес-плана.

Факторы, влияющие на формирование структуры бизнес-плана. Основные разделы бизнес-плана: концепция бизнеса (резюме); описание предприятия и отрасли; характеристика услуг и продукции; исследование и анализ рынка сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество; план маркетинга, производства, организационный, финансовый; оценка потенциальных рисков. Стадии разработки бизнес-плана.

Структура бизнес-плана зависит от характера бизнеса, целей плана, требований потенциального инвестора.

В бизнес-плане отражаются все стороны производственной и коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты.

Поскольку бизнес-план является инструментом реализации стратегии предприятия, то структура документа должна быть унифицирована.

Стандартный бизнес-план должен включать в себя следующие основные разделы: