5. Учет реализации продукции и формирование финансового результата.
Определение понятия «готовая продукция», виды ее оценки. Система бухгалтерских счетов, применяемых при учете готовой продукции и ее реализации. Два основных метода учета реализации готовой продукции, основные бухгалтерские проводки. Расчет финансового результата от реализации продукции.
Готовая продукция является частью материально - производственных запасов, предназначенных для продажи, и представляет собой конечный результат производственного цикла. Готовая продукция должна быть оценена по производственной себестоимости, равной сумме всех затрат по изготовлению:
Материальные затраты (сырье и материалы, израсходованные при производстве)
Амортизация производственного оборудования
Зарплата производственных рабочих, страховые взносы с зарплаты
Часть общепроизводственных и общехозяйственных расходов, приходящаяся на готовую продукцию
В бухгалтерском учете применяют следующие виды оценки готовой продукции:
производственная себестоимость , которая включает все производственные затраты на выработку готовой продукции;
полная себестоимость, которая состоит из производственной себестоимости с добавлением коммерческих расходов (расходов, связанных с реализацией, рекламой и др., не возмещаемых покупателями);
по договорным ценам предприятия
по розничным ценам - ценам на товары, реализуемые через розничную торговую сеть. Они состоят из договорной цены и торговой добавки, которая идет на покрытие издержек обращения и образование дохода торговых организаций.
Учет готовой продукции, а также товаров ведется на счетах раздела IV Плана счетов «Готовая продукция и товары».
На активном счете 41 «Товары» ведется учет товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для перепродажи. Обычно этот счет используется в организациях торговли и общественного питания. На предприятиях, осуществляющих производственную деятельность, на счете 41 ведется учет товаров, которые приобретаются специально для дальнейшей продажи, а также учет изделий, необходимых для комплектации готовой продукции, стоимость которых не включается в себестоимость продукции.
На активном счете 42 «Торговая наценка» ведется учет торговых наценок, этот счет используется только на предприятиях розничной торговли.
На активном счете 43 «Готовая продукция» ведется учет наличия и движения готовой продукции на предприятиях, осуществляющих изготовление и реализацию продукции. Аналитический учет готовой продукции ведется по местам хранения и видам продукции.
На активном счете 44 «Расходы на продажу» ведется учет затрат, связанных с продажей готовой продукции и товаров, выполнением работ и оказанием услуг.
На активном счете 45 «Товары отгруженные» ведется учет готовой продукции, которая отгружена покупателю, но еще не оплачена. Поэтому стоимость отгруженной покупателю продукции до получения за нее платежа отражается на дебете счета 45, а при полной оплате продукции ее стоимость списывается с кредита счета 45.
На активно-пассивном счете 90 «Продажа» ведется учет реализации готовой продукции. В процессе реализации предприятие получает денежные средства, возмещающие затраты предприятия на ее производство, и часть прибыли в составе выручки от реализации.
На практике используют два варианта учета выручки от реализации продукции, которые определяют момент перехода права собственности на готовую продукцию от поставщика к покупателю. Метод отражения выручки определяется моментом реализации продукции и устанавливается либо по моменту оплаты, либо по моменту отгрузки.
Если используется метод «по оплате», то моментом реализации считается факт поступления денежных средств от покупателей на расчетный счет продавца. Этот метод также называется «кассовым методом».
Если используется метод «по отгрузке», то моментом реализации считается факт отгрузки готовой продукции и предъявление расчетных документов покупателю. Этот метод также называется «методом начисления».
При использовании кассового метода дата зачисления денег от покупателей является моментом закрытия счета 90 «Продажи» и определения финансового результата от реализации.
При использовании метода учета реализации «по отгрузке» продукция считается реализованной в момент ее отгрузки и предъявления покупателю счета об оплате. В этом варианте используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
При использовании метода начисления дата отгрузки продукции и предъявление счета об оплате покупателю является моментом закрытия счета 90 «Продажи» и определения финансовогс результата от реализации.
При данном варианте учета реализации в проводке ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета» КРЕДИТ 90 «Продажи» (получена выручка -i реализации) между счетами 51 и 90 встает счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», что отражается в учете следующими записями:
ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета» КРЕДИТ 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
ДЕБЕТ 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» КРЕДИТ 90 «Продажи».
Метод определения выручки от реализации по отгрузке продукции и предъявлению счета на оплату покупателям являетеся традиционным в международной практике. Этот метод также рекомендован к использованию в отечественном учете.
В настоящее время предприятия для учета реализации должны в целях налогообложения использовать метод начисления, но предприятиям, у которых выручка от реализации продукции, работ v услуг (без учета налогов) в среднем за предыдущие четыре квартала не превышает 1 млн р. за квартал разрешено применять кассовый метод учета реализации.
- Бухгалтерский учет и анализ
- 3. Системы счетов и двойная запись. Типы хозяйственных операций и отражение их на счетах бухгалтерского учета.
- 4. Общая схема учета затрат на производство продукции.
- 5. Учет реализации продукции и формирование финансового результата.
- 6. Учет имущества организации.
- 7. Учет капитала, обязательств и расчетных операций.
- 8. Учетная политика организации и принципы ее формирования.
- Налоги и налогообложение
- 2.Характеристика основных налогов: косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы); прямые налоги (налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы с физических лиц).
- Финансовый и экономический анализ
- Бизнес-планирование
- 1. Обзорный раздел (резюме)
- 2. Описание предприятия:
- 3. Описание продукции или услуг:
- 4. Анализ рынка и маркетинговая стратегия.
- 5. Производственный план
- 6. График выполнения работ
- 7. Управление и организация
- 8. Финансовый план
- 9. Оценка рисков
- 10. Приложение
- Менеджмент
- 1. Этапы и школы в истории менеджмента.
- 2. Лидерство в системе менеджмента.
- 3. Организационные отношения в системе менеджмента.
- Маркетинг
- 1. Основные определения, цели и механизмы маркетинга.
- 2. Сегментирование рынка, нацеливание и позиционирование товара.
- Этапы построения карты позиционирования (восприятия)
- 3. Товар и товарная политика предприятия.
- 4. Конкурентные преимущества и конкурентные стратегии.
- 2. Денежная система страны.