17. Организация бухгалтерского управленческого учета, его содержание и исполнители.
Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью. Ответственность за организацию управленческого учета в организациях несут руководители организаций. В зависимости от объема учетной работы они могут:
а) учредить службу управленческого учета как структурное подразделение, возглавляемое соответствующим руководителем;
б) ввести в штат бухгалтерии должности специалистов по управленческому учету (бухгалтеров-аналитиков).
Для обеспечения рациональной организации управленческого учета большое значение имеет разработка плана его организации.
План организации управленческого учета состоит из следующих элементов:
- план документации и документооборота;
- план счетов и их корреспонденции; план отчетности;
- план технического оформления учета;
- план организации труда работников бухгалтерии.
В плане документации указывается перечень документов для учета хозяйственных операций и составляется расчет потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных документов или применять формы документов, разработанные самостоятельно. После определения потребности в бланках заказывают их печатание в типографии или делают заявку на их приобретение.
Основой организации первичного учета в организациях является график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указываются порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
При разработке плана счетов для управленческого учета необходимо иметь в виду, что действующий в настоящее время план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.01 г. № 94н, позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета. При этом допускается использование однокруговой (монистической, интегрированной) и двухкруговой (дуалистической, автономной) систем учета производственных затрат.
В плане отчетности указываются: перечень отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименование служб и подразделений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты, способ представления отчетов и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых работ. План отчетности, как правило, состоит из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой вышестоящим пользователям, во второй — по отчетности, получаемой от нижестоящих подразделений организации.
В плане технического оформления учета указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства, вычислительные таблицы и разного рода средств механизации измерения и счета: мерной тары, весов, счетчиков (газовых, электрических и т.п.) будут использованы в организации.
В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура данной службы, ее штат, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ.
В средних организациях в состав службы управленческого учета можно включить следующие группы (отделы, бюро, секторы): планирования, материальную, учета затрат труда и его оплаты, производственно-калькуляционную, учета продажи продукции, аналитическую.
Группа планирования составляет главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации; бюджеты структурных подразделений организации и другие частные бюджеты (бюджеты продаж, закупок, производственный и т.п.); операционный бюджет, который детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков; финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый период; специальные бюджеты для отдельных видов деятельности или программ (социального развития, научно-исследовательских работ и т.п.).
Материальная группа осуществляет выбор поставщиков материальных ресурсов, контроль за поступлением, хранением и использованием этих ресурсов; разрабатывает нормы расхода сырья и материалов на осуществление производственной деятельности, нормы запасов сырья и материалов на складах; принимает участие в выборе типовых и разработке новых форм первичных документов и учетных регистров для учета поступления, наличия и отпуска всех видов сырья и материалов; разрабатывает формы отчетов о расходе сырья и материалов; осуществляет выбор цен для оприходования и расхода сырья и материалов.
Группа учета затрат труда и его оплаты осуществляет нормирование труда, определяет расценки оплаты труда, ведет учет затрат труда по установленным объектам учета, контролирует использование фонда заработной платы, принимает участие в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.
Производственно-калькуляционная группа определяет перечень центров затрат и центров ответственности, устанавливает статьи затрат по каждому центру затрат, разрабатывает формы учетных регистров и отчетов по затратам и выпуску продукции, осуществляет калькулирование себестоимости продукции по центрам затрат и по организации в целом и контроль за эффективным использованием производственных ресурсов.
Группа учета продажи продукции определяет порядок учета, выпуска и продажи продукции, состав покупателей, исчисляет фактические затраты по продаже продукции, себестоимость проданной продукции по ее видам, зонам продажи и т.п., разрабатывает формы отчетов по продаже продукции, выявляет прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации в целом;
Аналитическая группа осуществляет анализ эффективности деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации в целом, выявляет резервы повышения эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации и организации в целом, принимает участие в разработке бюджетов организации (совместно с группой планирования).
- Шпоры по уу
- Понятие управленческого учета, метод, задачи и нормативное регулирование.
- 2. Взаимосвязь управленческого учета с финансовым и налоговым учетом.
- 3. Функции бухгалтера-аналитика, осуществляющего уу.
- 4. Понятие затрат, эволюция методов их учета и классификация
- 5. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли
- 6. Классификация затрат для принятия решений и планирования
- 7. Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности
- 8. Группировка и распределение затрат
- 9. Себестоимость продукции: ее состав и виды.
- 10. Принципы, объекты и методы калькулирования себестоимости.
- 1. Научно обоснованная классификация затрат на производство.
- 2.Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.
- 11. Попроцессный метод калькулирования себестоимости.
- 12. Попередельный метод калькулирования себестоимости.
- 13. Позаказный метод калькулирования себестоимости.
- 14. Нормативный метод калькулирования себестоимости.
- 15. Система «Стандарт-кост» как продолжение нормативного метода учета затрат.
- 16. Калькулирование себестоимости по системе «Директ-костинг».
- 17. Организация бухгалтерского управленческого учета, его содержание и исполнители.
- 18. Автономная организация бухгалтерского управленческого учета.
- 19. Интегрированная организация бухгалтерского управленческого учета.
- 20. Порядок записи хозяйственных операций на счетах управленческого и финансового учета.
- 21. Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности.
- 22. Внутренняя отчетность организации: понятие и содержание.
- 23. Условия и принципы построения внутренней отчетности.
- Содержание и составление внутренней отчетности центров затрат различных уровней управления организацией.
- Содержание и составление внутренней отчетности центров прибыли различных уровней управления организацией.
- 26. Содержание и составление внутренней отчетности центров ответственности по уровням управления
- 27. Финансовые критерии оценки деятельности центров ответственности
- 28. Нефинансовые критерии оценки деятельности центров ответственности
- 29. Бюджетирование и оценка фактических результатов деятельности цо
- 30. Трансфертная цена: ее виды, принципы формирования.