7. Учет капитала, обязательств и расчетных операций.
Учет уставного капитала. Учет нераспеделенной прибыли (непокрытого убытка). Классификация обязательств и их отражение в балансе. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Учет расчетов по оплате труда. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками. Учет расчетов с подотчетными лицами.
Уставный капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации.
Величина уставного капитала может по решению учредителей увеличиваться или уменьшатся в процессе финансово-хозяйственной деятельности, с обязательной регистрацией изменений в учредительных документах.
Уставный капитал характеризует величину обособленного имущества, право собственности, на которое перешло к организации, как к юридическому лицу, а также характеризует собственность учредителей и величину обязательств по их вкладам. При выходе из состава собственников, учредитель может потребовать вернуть в денежной форме долю, внесенную в уставный капитал.
При регистрации организация в учредительных документах самостоятельно определяет величину и структуру уставного капитала с учетом минимального размера, установленного законодательством.
Учет уставного капитала ведется на счете 80 "Уставный капитал". После государственной регистрации (внесения информации в реестр юридических лиц) на счете 80 отражается величина уставного капитала с одновременным начислением задолженности учредителей по неоплаченным вкладам.
На счете 75 "Расчеты с учредителями" отдельно ведется учет расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал и по причитающимся доходам.
Разница между величиной уставного капитала (К80) и дебиторской задолженностью по вкладам (75-1) представляет собой величину оплаченного капитала.
Аналитический учет уставного капитала ведется по учредителям и видам изменений уставного капитала.
Нераспределенная прибыль (убыток) представляет собой сумму:
- Нераспределенной прибыли (убытка) прошлых лет
- Нераспределенной прибыли (убытка) отчетного года
Нераспределенная прибыль отчетного года - это часть чистой прибыли, которая не была распределена организацией в отчетом году. Этот показатель отражает конечный финансовый результат деятельности организации в отчетном году.
Решение о распределении прибыли принимают собственники организации общим собранием акционеров (в ЗАО или ОАО) или собранием участников (в ООО).
Для учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) предусмотрен активно-пассивный счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Чистая прибыль в конце года при реформации баланса списывается со счета 99 в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)":
Д 99 К 84 - списана чистая прибыль отчетного года
Д 84 К 99 - списан убыток отчетного года.
По дебету счета 84 отражаются записи по использованию нераспределенной прибыли отчетного года.
Остаток нераспределенной прибыли переносится на следующий год.
Списание убытка отчетного года отражается записями:
Д 84 К80 - доведена величина уставного капитала до величины чистых активов организации;
Д 82 К84 - погашен убыток средствами резервного капитала; Д 75 "Расчеты с учредителями" К84 - погашен убыток за счет взносов участников, учредителей.
Обязательство — это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.
Погашение обязательств предполагает обычно отток соответствующих активов в виде выплаты денежных средств или передачи других активов (оказания услуг). Погашение обязательств может происходить также в форме замены обязательств одного вида другим, преобразования обязательств в капитал, снятия требований со стороны кредитора.
Обязательства организации классифицируют по различным признакам — субъектам, видам, срочности погашения и т.д. В классификации по субъектам следует различать обязательства перед собственником организации и обязательства перед третьими лицами.
Обязательства перед собственником бывают двух видов:
1) возникающие при первоначальных и последующих взносах собственников в уставный (складочный) капитал (фонд) обязательства учитываются на счете 80 «Уставный капитал» и по этой же статье отражаются в балансе;
2) возникающие в процессе деятельности организации учитываются на счетах 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и отражаются в соответствующих статьях бухгалтерского баланса. Указанные виды обязательств перед собственниками в совокупности образуют понятие «собственный капитал».
Обязательства перед третьими лицами — это задолженность по кредитам и займам, различным видам кредиторской задолженности (поставщикам и подрядчикам, перед дочерними и зависимыми обществами, перед персоналом организации и т.п.) и прочие обязательства. В совокупности обязательства перед третьими лицами образуют понятие «заемный капитал». Отражаются эти обязательства в разделах IV и V баланса.
Деление обязательств на собственный и заемный капитал имеет важное практическое значение с точки зрения срочности их погашения. Обязательства, составляющие собственный капитал, не подлежат погашению за время деятельности организации, обязательства заемного капитала должны быть погашены в соответствующие сроки. В зависимости от срочности погашения обязательства перед третьими лицами делят на долгосрочные (срок погашения по ним превышает 12 месяцев) и краткосрочные (срок погашения составляет менее 12 месяцев). Различают точные и оцениваемые обязательства: по точным обязательствам сумма погашения заранее известна — задолженность по кредитам банка, по акцептованным счетам поставщиков и т.п.; по оцениваемым обязательствам сумма погашения заранее неизвестна — она определяется с учетом реально сложившихся условий.
Учет расчетов по оплате труда регламентируется основными положениями по учету труда и заработной платы, положением о порядке обеспечения пособиями по государственному страхованию, положением о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям и другими.
Учет расчетов по оплате труда и другим выплатам с каждым из работающих ведется в аналитических счетах (лицевых счетах), открываемых на каждого работника.
Для идентификации работающих каждому присваивается табельный номер, и он указывается во всех документах, связанных с расчетами по оплате труда.
Учет расчетов по оплате труда в лицевых карточках ведется нарастающим итогом в течение года. Лицевые счета работников должны храниться в архиве предприятия в течение 75 лет.
Для учета налога на доходы физических лиц на каждого работника открывается налоговая карточка.
Учет начисления и выдачи заработной платы и других оплат ведется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации.
По кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются суммы:
- оплаты труда, причитающиеся работникам, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников;
- оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год, - в корреспонденции со счетом 96 "Резервы предстоящих расходов";
- начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм - в корреспонденции со счетом 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";
- начисленных доходов от участия в капитале организации и т.п. - в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
По дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.
Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы отражаются по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по депонированным суммам").
Аналитический учет по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" ведется по каждому работнику организации.
К расчетам по нетоварным операциям относятся расчеты организаций с бюджетом по налогам и сборам, по платежам во внебюджетные фонды. Организации рассчитываются с бюджетом по налогу на прибыль: налогу на имущество; налогу на добавленную стоимость; налогу с продаж; акцизам; налогам, удерживаемым с физических лиц и др.
Перечисления в бюджет и во внебюджетные фонды оформляются платежными поручениями.
В бухгалтерском учете для регистрации и обобщения расчетов с внебюджетными фондами используют счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию».
Начисление налоговой задолженности оформляется проводкой:
Д-т 20, 26, 44 и др.
К-т 68
При уплате этого налога делается следующая запись:
Д-т 68
К-т 51
Для учета ЕСН используется синтетический счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к этому счету могут открываться отдельные субсчета.
Отчисления в социальные фонды организации с сумм начисленной оплаты труда. Размеры отчислений в каждый фонд устанавливаются федеральными законами.
Начисление сумм отчислений в социальные фонды отражается одновременно с включением их в затраты бух. проводкой:
Д-т 20
К-т 69
Средства на социальное страхование направляются в распоряжение органов соц. страхования. Часть сумм используется организацией для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на санаторное лечение и обслуживание. Начисление таких пособий отражается на счетах следующей записью:
Д-т 69
Оставшуюся часть сумм отчислений перечисляют органам соц. страхования и в другие внебюджетные социальные фонды;
Д-т 69
К-т 51
К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие различные работы.
Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и оказание услуг подрядчиками производятся на основании заключенных организацией договоров. В договорах содержатся вид поставляемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, условия поставки, сроки отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, порядок расчетов (условия платежей).
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Авансы выданные также учитываются на счете 60.
На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется учет расчетов:
• по расчетным документам, которые акцептованы и подлежат оплате;
• по расчетам, осуществляемым в порядке плановых платежей;
• по расчетным документам, по которым не поступили счета-фактуры (неотфактурованные поставки);
• по излишкам товарно-материальных ценностей, выявленным при их приемке.
По кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов (10, 15, 16), товаров (41, 45), затрат на производство (20–29) отражается задолженность организации поставщикам и подрядчикам:
• за фактически поступившие товарно-материальные ценности, принятые работы и оказанные услуги;
• за услуги по доставке товарно-материальных ценностей;
• за услуги по переработке материалов организации сторонними организациями.
В задолженность поставщикам и подрядчикам входит также и налог на добавленную стоимость. Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя по дебету счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60. Погашение задолженности перед поставщиками записывается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67). При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно
При неотфактурованных поставках счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.
При учете расчетов по импорту к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открывается субсчет «Импортные поставки». По кредиту этого субсчета записываются суммы расчетных документов иностранного поставщика. Расчеты ведутся в валюте контракта. Курсовая разница, возникающая между курсом дня акцепта и курсом дня оплаты, списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчеты в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по поставщикам:
• по не оплаченным в срок расчетным документам;
• по неотфактурованным поставкам; авансам выданным;
• по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
• по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
• по просроченным оплатой векселям;
• по полученному коммерческому кредиту и др.
Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется согласно расчетным документам поставщика. В случае если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям». В данном случае в учете фиксируется дебиторская задолженность, явившаяся следствием невыполнения своих обязательств одной из сторон – участников договора. Такие неисполненные обязательства могут предъявляться:
• поставщикам, транспортным и другим организациям по выставленным им счетам (при акцепте их покупателями и заказчиками) – в связи с невыполнением отдельных условий по договору, а также возникновением недостач груза в пути, возмещением в связи с этим штрафов, пеней, неустоек или выявлением арифметических ошибок в счетах;
• поставщикам или организациям, перерабатывающим материалы заказчика, – за выявленные отклонения по качеству против нормативов, ГОСТ или технических условий;
• поставщикам и подрядчикам – за простои и допущенный брак. Размер этих потерь принимается к учету в суммах, признанных виновной стороной или присужденных арбитражным судом;
• банкам – по суммам, ошибочно списанным по счетам организации.
В аналитическом учете информация по субсчету 2 «Расчеты по претензиям» осуществляется по каждому дебитору в разрезе отдельных видов претензий. Удовлетворение их отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счетов 50, 51 и других счетов денежных средств и кредиту счета 76-2.
При отгрузке произведенной продукции покупателям и заказчикам на счетах организации возникает дебиторская задолженность. Расчеты с покупателями и заказчиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в виде товарообменных операций (бартерные сделки), в порядке уступки права требования, договора мены и т. д.
Возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По дебету этого счета отражают суммы, на которые предъявлены расчетные документы; по кредиту – суммы поступивших платежей (включая суммы авансов) и т. п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
К счету 62 могут быть открыты субсчета:
• 62-1 «Расчеты в порядке инкассо» с отражением на нем сумм по предъявленным к покупателям и заказчикам счетам за отгруженную в их адрес продукцию, выполненные работы и принятым банком к оплате расчетным документам;
• 62-2 «Расчеты плановыми платежами». Данный субсчет используется организациями, находящимися между собой в длительных хозяйственных связях. Произведение расчетов по каждой поставке в таком случае порождает большое количество документов. Поэтому расчеты производятся ежедневно или в другой отрезок времени исходя из планового объема поставок с обязательной корректировкой в конце месяца по фактически выполненным обязательствам;
• 62-3 «Векселя полученные». На этом субсчете учитывается задолженность покупателей, обеспеченная выданными векселями.
Учет расчетов с покупателями должен обеспечить контроль возникновения дебиторской задолженности в процессе реализации, сроков и фактов погашения, а также реальной оценки дебиторской задолженности и времени поступления финансовых средств в организацию. Кроме того, учет расчетов с покупателями является составной частью учета реализации и непосредственно влияет на уровень налогообложения.
Все расчеты с покупателями и заказчиками организации строят на основании заключенных договоров-контрактов, в которых указаны сроки, условия поставки продукции, порядок оплаты и т. п. Документами при расчетных взаимоотношениях с покупателями и заготовительными организациями являются специальные приемные квитанции. В приемных квитанциях отражают, какая продукция принята, ее количество (в натуральной и зачетной массе), дата, причитающаяся оплата и т. п. Эта квитанция является основанием для записей в учетные регистры по счету 62.
На суммы реализованной продукции организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику, дебетуя при этом счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредитуя счет 90 «Продажи». При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств (табл. 9.2).
При продаже амортизируемого имущества, то есть основных средств и нематериальных активов, а также другого имущества, стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (50, 51, 52, 55) и кредиту счета 62.
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:
• покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
• покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
• авансам полученным;
• векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
• векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
• векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
Аналитический учет по каждому покупателю ведется в ведомости № 38. В конце месяца данные по счету 62 переносятся в журнал-ордер № 11, а из него – в Главную книгу.
Подотчетные лица - это сотрудники организации, которые получили денежные средства организации для оплаты "мелких" расходов.
Из подотчетных сумм могут быть оплачены:
1. Хозяйственные расходы
приобретение материальных ценностей,
канцелярские, почтовые расходы
денежные документы и т.д.
2. Расходы на командировки
В основном выдача подотчетных сумм производится из кассы организации (при заграничных командировках - подотчетные суммы могут быть перечислены в валютного счета организации на карточку сотрудника).
Подотчетные суммы выдаются на основании письменного заявления сотрудника с визой руководителя организации.
Порядок выдачи подотчетных сумм регламентирован Правилами ведения кассовых операций
После того, как сотрудник осуществит расход подотчетных сумм он в установленные сроки обязан отчитаться перед организацией, т.е. составить и представить в бухгалтерию Авансовый отчет по форме АО-1 с приложением всех документов, полученных им при осуществлении расходов.
В случае, если не вся сумма подотчетных средств потрачена, сотрудник возвращает остаток в кассу. Если осуществлен перерасход подотчетных сумм - организация компенсирует его.
Если сотрудник в установленные сроки не представил Авансовый отчет, подотчетная сумма может быть удержана из заработной платы сотрудника или по решению суда отнесена на возмещение материального ущерба.
3. Оплата представительских расходов
Расчеты с подотчетными лицами учитываются на одноименном счете 71.
- Бухгалтерский учет и анализ
- 3. Системы счетов и двойная запись. Типы хозяйственных операций и отражение их на счетах бухгалтерского учета.
- 4. Общая схема учета затрат на производство продукции.
- 5. Учет реализации продукции и формирование финансового результата.
- 6. Учет имущества организации.
- 7. Учет капитала, обязательств и расчетных операций.
- 8. Учетная политика организации и принципы ее формирования.
- Налоги и налогообложение
- 2.Характеристика основных налогов: косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы); прямые налоги (налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы с физических лиц).
- Финансовый и экономический анализ
- Бизнес-планирование
- 1. Обзорный раздел (резюме)
- 2. Описание предприятия:
- 3. Описание продукции или услуг:
- 4. Анализ рынка и маркетинговая стратегия.
- 5. Производственный план
- 6. График выполнения работ
- 7. Управление и организация
- 8. Финансовый план
- 9. Оценка рисков
- 10. Приложение
- Менеджмент
- 1. Этапы и школы в истории менеджмента.
- 2. Лидерство в системе менеджмента.
- 3. Организационные отношения в системе менеджмента.
- Маркетинг
- 1. Основные определения, цели и механизмы маркетинга.
- 2. Сегментирование рынка, нацеливание и позиционирование товара.
- Этапы построения карты позиционирования (восприятия)
- 3. Товар и товарная политика предприятия.
- 4. Конкурентные преимущества и конкурентные стратегии.
- 2. Денежная система страны.