16. Понятие и порядок учета денежных средств в кассе, на расчетном и валютном счетах организации.
Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.
Основными задачами учета денежных средств являются: точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению; контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявление возможностей более рационального использования денежных средств.
Для учета денежных средств и контроля за их поступлением и целевым использованием предназначены следующие активные счета: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути». Сальдо этих счетов дебетовое. Оно означает наличие денежных средств различного вида. Оборот по дебету – это увеличение денежных средств в виде сумм зачисленных или приобретений и переводов; оборот по кредиту – это уменьшение денежных средств, использование их по целевому назначению.
В кассе.
Для учета наличия и движения денежных средств в кассе используется активный счет 50 «Касса». К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета: 50-1 «Касса организации»; 50-2 «Операционная касса»; 50-3 «Денежные документы» и др.
Например, на первом субсчете к счету 50 «Касса» учитываются наличные деньги организации. Если организация производит операции с наличной иностранной валютой, то к счету 50 должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной валюты. На втором субсчете к счету 50 «Касса» учитывается наличие и движение денежных средств в кассах отделений связи и транспортных организаций, этот субсчет открывается при необходимости для удаленных касс организации. Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе на начало месяца, оборот по дебету - суммы, поступившие в кассу, а по кредиту - суммы, выданные из кассы. По окончании месяца путем сопоставления итогов оборотов по дебету и кредиту счета 50 «Касса» выводится сальдо наличных денег на конец месяца. Его сверяют с остатком в кассовой книге.
В сроки, определенные руководством, но не реже, чем установлено действующими нормативными документами, в кассе проводят инвентаризацию наличности. Результаты такой инвентаризации оформляют актом. Излишки денег, выявленные инвентаризацией, приходуют в кассу и зачисляют в доход организации. На счетах это отражается следующей записью:
Д-т 50 «Касса»
К-т 91 « Прочие доходы и расходы ».
Недостача денег в кассе подлежит взысканию с материально ответственного лица (кассира), что и отражается бухгалтерской записью:
Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т 50 «Касса»
и одновременно:
Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В случае, если во взыскании с виновных лиц отказано судом или они не найдены, убытки списываются на финансовые результаты организации:
Д-т 91 « Прочие доходы и расходы »
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Наличные деньги, полученные с расчетного счета в кассу организации, расходуются строго по целевому назначению (цели, на которые получены деньги, указываются на оборотной стороне чека). Неиспользованный остаток денег сдается в кассу банка. Возврат денег на расчетный счет оформляется расходным кассовым ордером.
Иногда в финансово-хозяйственной деятельности организации возникает разрыв во времени между зачислением денег на расчетный счет в учреждении банка и списанием их из кассы (инкассация, сдача денег в кассы почтовых отделений для зачисления на счета организации и т.д.). Для этих целей используют счет 57 «Переводы в пути». Основанием для принятия на учет сумм по этому счету являются квитанции учреждений банков и почтовых отделений, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторами банка и пр. На счетах бухгалтерского учета эти операции отражаются следующим образом:
Д-т 57 «Переводы в пути»
К-т 50 «Касса» - сделан денежный перевод
Д-т 51 «Расчетные счета»
К-т 57 «Переводы в пути» - зачислены деньги на счет в банке.
В кассе могут храниться не только наличные денежные средства, но и ценные бумаги и денежные документы. К ним относятся оплаченные путевки в дома отдыха и санатории, акции акционерных обществ, почтовые и вексельные марки, марки госпошлины, оплаченные авиабилеты, проездные билеты и т.д. Денежные документы учитывают по номинальной стоимости. Поступление и выдача ценных бумаг производится по приходным и расходным ордерам с последующим составлением кассиром отчета по их движению.
Аналитический учет денежных документов ведут по их видам, а синтетический - на самостоятельном субсчете к синтетическому счету 50 «Касса». По дебету этого счета отражается стоимость приобретенных документов в корреспонденции со счетами денежных средств и расчетов.
Оплаченные наличными деньгами путевки в санатории, пансионаты отражаются бухгалтерской записью:
Д-т 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы»
К-т 50 «Касса», субсчет 50-1 «Касса организации»
При выдаче путевок персоналу бесплатно или с частичной оплатой делают запись:
Д-т 50 «Касса», субсчет 50-1 «Касса организации» - на сумму частичного платежа
Д-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - на суммы, оплаченные организацией
К-т 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы».
Бланки строгой отчетности (трудовые книжки и вкладные листы к ним, квитанции путевых листов автотранспорта и пр.) учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности».
На расчетном счете.
Предприятия могут открывать в банках расчетные и текущие счета.
Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня.
Текущие счета открываются для обособленных операций. К текущим счетам относятся: валютные счета, ссудные счета, счета по операциям со средствами целевого назначения и т.п.
Между банком и предприятием заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором, кроме правовых норм, оговариваются тарифы – стоимость банковских услуг.
Прием и выдача наличных денег или безналичные перечисления оформляются денежно-расчетными документами установленной формы:
· платежные поручения
· платежные требования-поручения
· расчеты по инкассо
· аккредитивы
· чеки
· объявление на взнос наличными
Платежное поручение – это поручение банку о перечислении определенной суммы со счета предприятия на счет получателя средств (поставщика). Платежное поручение составляется в 2-3 экземплярах под копировальную бумагу, первый (мемориальный) экземпляр оформляется подписями предприятия (в соответствии с карточкой) и оттиском его печати. 2 экземпляра предоставляются в банк для местных платежей, 3 экземпляра для междугородных платежей.
Платежное требование-поручение – это требование поставщика к покупателю и поручение покупателя своему банку - оплатить стоимость поставленной продукции (работ, услуг) на основании расчетных и отгрузочных документов. Поставщик направляет требование-поручение в банк покупателя минуя свой банк.
Расчеты по инкассо - это требование о бесспорном списании денежных средств (ИФНС, социальные фонды и т.п.)
Аккредитив – это поручение банка, обслуживающего предприятие иногороднему предприятию, обслуживающему поставщика, производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в заявлении на открытие аккредитива.
Чек (денежный) - это поручение баку о выдаче со счета предприятия указанной в чеке суммы наличных денег. Денежные чеки являются документами строгой отчетности и выдаются учреждениями банка на основании заявления установленного образца.
Объявление на взнос наличными выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. В подтверждение о получении денег банк выдает вносящему лицу квитанцию, которая служит оправдательным документом.
Подчистки и исправления в расчетных документах не допускаются.
Для учета операций по расчетному счету применяется активный счет 51 «Расчетный счет», по дебету которого отражается поступление денежных средств, а по кредиту – их списание (перечисление, снятие). Дебетовое сальдо по счету 51 на каждую дату должно соответствовать остатку денег на расчетном счете (по выписке банка).
Основанием для отражения операций по счету 51 являются выписки банка.
Выписка - это копия лицевого счета предприятия, открытого банком. Выписка содержит номер счета предприятия и даты, за которые производились операции по расчетному счету (текущая и предыдущая). Храня денежные средства предприятия банк считает себя его должником, т.е. на эту сумму имеет кредиторскую задолженность. Поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет банк записывает по кредиту расчетного счета, а списания и выдачу наличными – по дебету. Обрабатывая выписки необходимо учитывать эту особенность и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списание – по кредиту.
Предприятие ежедневно получает от банка выписку с приложенными копиями документов, на основании которых зачислены или списаны средства.
Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51 «Расчетный счет».
Дебет Счет 51 «Расчетный счет» Кредит
Поступление денежных средств | Корреспондирующий счет | Списание денежных средств | Корреспондирующий счет |
Сальдо – остаток денежных средств на начало периода Из кассы предприятия От покупателей за продукцию (работы, услуги) От покупателей (заказчиков) аванс Возврат излишне перечисленных средств: налоги Социальные фонды От разных дебиторов От арендатора арендная плата От банка кредит Сальдо – остаток денежных средств на конец периода | - 50 62 62 68 69 76 91 66,67 - | В кассу предприятия На открытие аккредитива В оплату задолженности поставщикам Поставщикам и подрядчикам аванс В оплату задолженности Бюджету Социальным фондам Учредителям Кредиторам Банку | 50 55 60 60 68 69 75 76 66,67 |
На валютном счете.
Валютные счета открываются резидентам и нерезидентам в банках, имеющих лицензию ЦБ РФ на ведение валютных операций. Валютные счета могут открываться в следующих свободно конвертируемых валютах: австралийский доллар, австрийский шиллинг, английский фунт стерлингов, бельгийский франк, немецкая марка, голландский гульден, датская крона, итальянская лира, канадский доллар, норвежская крона, доллар США, финляндская марка, французский франк, шведская крона, швейцарский франк, японская иена, ЭКЮ, испанская песета, греческая драхма, ирландский фунт, португальское эскудо, сингапурский фунт, турецкая лира.
Валютные счета также могут открываться в замкнутых (национальных) валютах в пределах установленных квот на экспорт товаров (работ, услуг).
По экспортно-импортным операциям наиболее часто применяются следующие формы расчетов: банковских перевод, расчеты по открытому счету, расчеты аккредитивами, расчеты по инкассо.
Все предприятия, включая предприятия с иностранными инвестициями, обязаны 50% своей валютной выручки продать на внутреннем рынке через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля.
На валютном счете учет одновременно ведется в валюте и рублях (валюта, пересчитанная в рубли по курсу ЦБ РФ на день совершения операции.
Для учета операций открываются два валютных счета: транзитный –для зачисления валютной выручки, ее продажи на внутреннем рынке и оплаты накладных расходов, и текущий –для учета наличия и движения иностранной валюты.
Дебет Счет 52 «Транзитный валютный счет» Кредит
Поступление валютных средств | Корреспондирующий счет | Списание валютных средств | Корреспондирующий счет |
От покупателей продукции (работы, услуги) | 62 | В оплату накладных расходов за товары за рубежом В процессе обязательной продажи валюты. На текущий валютный счет | 60,76 57 52 тек |
Дебет Счет 52 «Текущий валютный счет» Кредит
Поступление валютных средств | Корреспондирующий счет | Списание валютных средств | Корреспондирующий счет |
Сальдо – остаток валютных средств на начало периода С транзитного валютного счета Взносы в уставный капитал При покупке валюты (по курсу ЦБ РФ) От дебиторов Доходы (дивиденды) от участия в капитале Кредит банка Сальдо – остаток валютных средств на конец периода | - 52 транз 75 76 76 91 66,67 - | Перечисление взносов в УК другого предприятия В оплату комиссионных банку за продажу валюты На командировочные расходы Для продажи на внутреннем рынке (по курсу ЦБ РФ) В оплату задолженности поставщикам В оплату задолженности Учредителям Кредиторам Банку | 58 91 50 57 60,76 75 76 66,67 |
Согласно п.3 ПБУ 3/2000 курсовой признается разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которого выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих актива или обязательства, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или на дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.
В течение года необходимо отражать положительные курсовые разницы по кредиту счета 91-1 "Прочие доходы" и дебету счетов 50, 52, 57, 58, 60, 62, 66, 67, 71, а отрицательные - по дебету счета 91-2 "Прочие расходы" и кредиту счетов 50, 52, 57, 58, 60, 62, 66, 67, 71.
При составлении баланса остатки валюты пересчитываются по курсу ЦБ РФ на последнее число отчетного периода. Выявленные курсовые разницы относятся на счет 91 «Прочие доходы и расходы» или на счет 98 "Доходы будущих периодов" в зависимости от метода учета курсовых разниц, определенного в учетной политике.
Пример: Остаток на счете 52 равен 1200 долларов США, последняя выписка составлена по курсу 29,3 рублей за 1 доллар и составляет 35160 рублей, курс доллара на 31.03.0_ г. – 28,5 рублей за доллар, соответственно – 34200 рублей. Курсовая разница (34200-35160) - 960 рублей. Отрицательная курсовая разница относится на счет 91 или 97 (положительная курсовая разница относится на счет 91 или 98).
- Бухгалтерский (финансовый) учет
- 1.1 Сущность и значение бухгалтерского учета
- 1.2 Задачи бухгалтерского учета
- 1.3 Предмет и объекты бухгалтерского учета
- 1.4 Методы бухгалтерского учета
- 1.5 Общие принципы организации бухгалтерского учета
- 1.6 Структура бухгалтерского учета: финансовый, управленческий, налоговый аспекты учета. Синтетический и аналитический учет
- 2.Учетная политика: нормативная база, понятие, содержание, порядок ее формирования и изменения. Допущения и требования, предъявляемые к учетной политике предприятия.
- 2.1 Формирование учетной политики
- 2.2 Изменение учетной политики
- 2.3 Нормативная база формирования учетной политики организации
- 3.Понятие, классификация и учет вложений во внеоборотные активы.
- 4. Понятие и нормативная база учета основных средств. Критерии отнесения активов к основным средствам. Способы начисления и учет их амортизации.
- 4.1 Понятие и нормативная база учета основных средств.
- 4.2 Критерии отнесения активов к основным средствам.
- 5.Оценка и переоценка основных средств. Учет поступления и выбытия основных средств.
- 5.1 Оценка и переоценка основных средств.
- 5.2 Учет поступления и выбытия основных средств.
- 6.Понятие и нормативная база учета нематериальных активов. Критерии отнесения активов к нематериальным активам. Способы начисления и учет их амортизации.
- 6.1 Понятие и нормативная база учета нематериальных активов.
- 6.2 Критерии отнесения активов к нематериальным активам.
- 6.3 Способы начисления и учет их амортизации.
- 7.Оценка нематериальных активов. Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
- 7.1 Оценка нематериальных активов.
- 7.2 Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
- 8. Понятие и классификация финансовых вложений. Учет финансовых вложений.
- 8.1 Понятие и классификация финансовых вложений.
- 8.2 Учет финансовых вложений.
- 9. Понятие и оценка материально-производственных запасов. Документирование и учет поступления материалов.
- 9.1 Понятие и оценка материально-производственных запасов.
- 9.2 Документирование и учет поступления материалов.
- 10. Методы оценки запасов. Учет выбытия материалов.
- 10.1 Методы оценки запасов.
- 10.2 Учет выбытия материалов.
- 11. Виды, формы и системы оплата труда. Организация учета труда и заработной платы, ее аналитический учет. Синтетический учет начисления заработной платы.
- 11.1 Виды, формы и системы оплата труда.
- 11.2 Организация учета труда и заработной платы, ее аналитический учет.
- 11.3 Синтетический учет начисления заработной платы.
- 12. Виды и учет удержаний из заработной платы.
- 13. Учет затрат на производство - задачи, классификация затрат, порядок списания прямых и косвенных затрат. Понятие, оценка и учет незавершенного производства.
- 13.1 Учет затрат на производство - задачи, классификация затрат, порядок списания прямых и косвенных затрат.
- 13.2 Понятие, оценка и учет незавершенного производства.
- 14. Понятие и оценка готовой продукции. Учет выпуска готовой продукции.
- 14.1 Понятие и оценка готовой продукции.
- 14.2 Учет выпуска готовой продукции.
- 15. Учет продажи продукции (работ, услуг).
- 16. Понятие и порядок учета денежных средств в кассе, на расчетном и валютном счетах организации.
- 17. Документирование и учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
- 18. Документирование и учет расчетов с покупателями и заказчиками.
- 19. Учет расчетов с подотчетными лицами.
- 20. Учет расчетов с учредителями.
- 21. Кредиты и займы: понятие, отличительные особенности, порядок учета расходов, связанных с их обслуживанием.
- 22. Понятие, классификация, критерии признания доходов и расходов в учете и отчетности. Учет доходов и расходов.
- 23. Понятие и учет уставного и добавочного капиталов.
- 24. Понятие и учет резервного капитала, нераспределенной прибыли.
- 25.Учет финансового результата (от продаж, прочих доходов и расходов, конечного финансового результата).
- 26.Учет расчетов по налогам и сборам. Порядок расчета и отражение в бухгалтерском учете отдельных налогов (ндс, ндфл, налог на имущество, налог на прибыль).
- Бухгалтерский (управленческий) учет.
- 27.Особенности позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
- 28.Особенности попроцессного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 29.Метод учета затрат на производство «стандарт - костинг»
- 30.Метод учета затрат на производство «директ- костинг»
- 31.Исчисление полной и частичной себестоимости продукции. Методы распределения накладных расходов.
- 31.1Исчисление полной и частичной себестоимости продукции.
- 31.2 Методы распределения накладных расходов.
- 32.Классификация затрат в зарубежной и отечественной практике учета.
- I. Классификация затрат для определения себестоимости произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ) и полученной прибыли включает следующие группы:
- II. Классификация затрат для принятия решения и планирования:
- III. Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования.
- 54.Аудит, его виды и нормативное регулирование.
- 55.Аудит учета поступления основных средств.
- 56.Аудит учета производственных запасов.
- 57.Аудит учета затрат на производство.
- 58.Аудит учета готовой продукции.
- 59.Аудит учета отгрузки и реализации готовой продукции.
- 60.Аудит учета кассовых операций.
- 61.Аудит учета расчетов с подотчетными лицами.
- 62.Аудит учета финансовых результатов организации.
- 63.Аудит учета выбытия основных средств.
- 64.Аудит правильности начисления и уплаты налогов.
- 65.Оценка аудитором результатов проверки. Аудиторское заключение: виды, состав и содержание.
- 66.Аудит формирования первоначальной стоимости нма.
- 67.Аудит учета начисления амортизации основных средств.
- Экономический анализ
- 51.Анализ состава, структуры и динамики финансовых результатов от основного вида деятельности предприятия.