Direct-costing

курсовая работа

Практическая часть

2.1. Практическое значение системы «Direct-costing»

Прежде всего ее применение позволяет оперативно изучать взаимосвя-зи между объемом производства, затратами и доходом , а следова-тельно, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов рас-ходов при изменениях деловой активности.

В современных условиях управляющие должны знать, во что обходится производство отдельных видов продукции, независимо от того, каков размер арендной платы за помещение или какова заработная плата у директора и его помощников. Поэтому одним из принципов бухгалтерского управлен-ческого учета является следующий: самая точная калькуляция не та, в ко-торую после многочисленных и трудоемких расчетов включаются все за-траты предприятия, а та, в которую вносятся издержки, непосредственно обеспечивающие выпуск данной продукции (выполнение работы, оказание услуги). Решить эту задачу можно лишь используя систему «директ-костинг».

Калькулирование переменной себестоимости помогает бухгалтеру-ана-литику оперативно решать ряд управленческих задач (см. гл. 4), причем рас-четы полной себестоимости не дают подобных результатов.

Система «директ-костинг» позволяет проводить эффективную полити-ку ценообразования. В некоторых ситуациях при недостаточной загружен-ности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов может быть оправданно даже в том случае, когда оплата за них не покрыва-ет полностью издержек по их выполнению. Снижать цену на такие заказы можно до определенного предела, называемого «нижней границей цены». За пределами этой границы выполнение подобных заказов нецелесообраз-но. Рассчитать значение границы позволяет система «директ-костинг». Уп-равленческие решения подобного рода разрушают традиционные для оте-чественного калькулирования представления о том, что в основе цены непременно должна лежать полная себестоимость продукции.

Наконец, данная система позволяет существенно упростить нормиро-вание, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится более обозримой, а отдельные статьи затрат -- лучше контролируемыми. Система «директ-костинг» находит все более широкое применение в отечественной бухгалтерской практике, в час-тности в издательской деятельности.

Пример 1. В связи с введением позаказного метода учета затрат и разде-лением затрат на производственные (счет 20) и периодические (счет 26) у издательств возникает возможность воспользоваться правом прямого отне-сения общехозяйственных затрат на реализованную продукцию, т.е. на счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», минуя косвенное их распределе-ние на счете 20 по заказам. В этом случае на счете 20 числятся только пря-мые затраты на производство издания (гонорар с отчислениями, полигра-фические услуги и бумага), величина которых прямо зависит от тиража издания. При увеличении тиража они изменяются прямо пропорционально (при условии выплаты гонорара потиражно -- пропорционально тиражу издания) (рис. А).

Учтенные на счете 20 суммарные прямые (переменные) затраты, отне-сенные к тиражу издания, дадут себестоимость одного экземпляра издания.

Рис. А Рост прямых (переменных) затрат в зависимости от тиража

Рис. В Переменные затраты на один экземпляр издания

Эта себестоимость ограничивает снизу цену реализации, так как любая про-дажа по цене ниже себестоимости, рассчитанной по переменным затратам, дает издательству убыток (отрицательный маржинальный доход) (рис.В).

Периодические затраты, не связанные напрямую с издательским про-цессом (затраты будут существовать и без наличия производственного про-цесса), учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (затраты на заработную плату работников издательства, арендные платежи, почтово-те-леграфные и телефонные затраты и т.д.), образуют постоянные затраты, т.е. затраты, не связанные с тиражом издания (рис. С).

Постоянные затраты показывают минимальный уровень суммы мар-жинального дохода, который необходим издательству для безубыточной ра-боты. Если сумма маржинального дохода (разница между ценой реализа-ции и себестоимостью по переменным затратам, умноженная на количество реализованных экземпляров) меньше суммы постоянных затрат издатель ства, то финансовый резульпитг от выпуска продукции --- убытки, если больше -- прибыль.

Рис. С. Зависимость постоянных затрат от тиража издания *

Рис. D. Зависимость удельных затрат от тиража издания

Если поделить общую сумму постоянных затрат на количество реализо-ванных экземпляров, то получим долю постоянных затрат в общей факти-ческой себестоимости одного экземпляра издания.

Как видно из рис. D, зависимость постоянных затрат на один экземп-ляр обратно пропорциональна тиражу издания. Сложив себестоимость одного экземпляра по переменным и по постоянным затратам, можно полу-чить фактическую себестоимость реализованной продукции. По экономи-ческому смыслу -- это минимальная цена реализации, необходимая для бе-зубыточной работы издательства. На практике, поскольку часть тиража реализуется по подписке, к этой сумме добавляется сумма коммерческих расходов на экспедирование, пере-сылку и распространение подписных экземпляров. Они также являются пе ременными расходами, так как зависят от тарифов на обработку одного под-писного экземпляра.

Рис. E. Зависимость себестоимости подписных экземпляров от тиража

Таким образом, фактическая себестоимость одного подписного экземп-ляра отличается от фактической себестоимости экземпляров, реализуемых в розницу, на сумму коммерческих расходов. Поделив сумму коммерческих расходов на количество подписанных номеров, получают себестоимость одного экземпляра по коммерческим расходам и, сложив полученную вели-чину с суммой фактической себестоимости, определяют полную себестои-мость подписных экземпляров (рис. E).

Сумма прямых и коммерческих затрат дает минимальную цену реализа-ции издания по подписке («нижнюю границу цены»), а добавив к ней посто-янную составляющую, можно выйти на полную фактическую себестоимость издания по подписке, гарантирующую безубыточную работу издательства.

В связи с тем что у большинства периодических изданий часть продук-ции распространяется по подписке, можно построить график поступления выручки от выпущенной продукции и сравнить его с затратами по перио-дам. Это позволит спрогнозировать финансовые результаты деятельности издательства на отчетный период. Кроме того, по запланированной выручке от реализации можно спрогнозировать денежные потоки издательства и определить обеспеченность издательства оборотными активами.

Таким образом, использование метода «директ-костинг» в издательской деятельности позволяет иметь информацию о прямых переменных затратах на единицу издания, о коммерческих переменных затратах на единицу изда-ния и об общей сумме постоянных затрат. Полученная информация даст возможность определить:

* минимальную цену реализации розничной продукции;

* минимальную цену реализации продукции по подписке;

* минимальную цену для безубыточной работы

* точку безубыточности по тиражу

* финансовые показатели деятельности издательства и т.д.

Пример 2. Предприятием производятся два вида продукции -- А и Б. Прямые затраты на производство продукции А составляют 170 руб., в том числе прямая заработная плата -- 85 руб. Прямые затраты на производство продукции Б -- 340 руб., из них заработная плата -- 170 руб. За отчетный период дебетовый оборот по счету 25 «Общепроизводственные расходы» составляет 153 руб., по счету 26 «Общехозяйственные расходы» -- 204 руб. Для упрощения расчета предположим, что общепроизводственные расходы

состоят только из переменной части. Допустим также, что: а) половина всех произведенных за отчетный период затрат материализовалась в готовой про-дукции, а вторая часть осталась в виде незавершенного производства, при-чем за отчетный период произведено 17 ед. готовой продукции А и 26 ед. изделия Б; б) вся произведенная продукция реализована. Выручка от реали-зации составила 680 руб.

Учет затрат по методу «директ-костинг» показан на рис. 1. К счету 20 открыты два субсчета -- для калькулирования себестоимости каждого вида продукции -- 20-А и 20-Б. Прямые затраты отнесены непосредственно на носители затрат: 170 руб. -- на продукцию А и 340 руб. -- на продукцию Б. Затраты, собранные на счете 25, распределяются между продуктами А и Б пропорционально прямой заработной плате, т.е. в пропорции 1 : 2. Таким образом, из общей суммы общепроизводственных затрат в 153 руб. 51 руб. отнесено на продукцию А, 102 руб. -- на продукцию Б.

Общехозяйственные расходы как периодические в сумме 204 руб. пря-мо списаны на себестоимость реализованной продукции.

Видно, что на производство продукции А в отчетном периоде затрачено 221 руб. Половина из них (110.5 руб.) -- себестоимость готовой продукции. По условию за отчетный период произведено 17 ед. продукции А. Следователь-но, себестоимость одной единицы -- 6,5 руб. В незавершенном производ-стве останется продукции А на сумму 110,5 руб.

Аналогичные расчеты по изделию Б позволяют оценить готовую про-дукцию (26 ед.) в 221 руб. Следовательно, себестоимость единицы изделия Б составляет 221: 26 = 8,5 руб. Незавершенное производство по изделиям Б оценивается в 221 руб.

Себестоимость всей готовой продукции -- 331,5руб. (110,5 + 221). Это пе-ременная себестоимость. На счете 90 формируется первый финансовый показатель -- маржинальный доход; в данном случае он равен 348,5 руб. (680 - 331,5). После списания общехозяйственных расходов на счете 90 вы-водится второй показатель -- прибыль, т.е. разница между маржинальным доходом и постоянными издержками. В приведенном примере операцион-ная прибыль равна:

348,5-204 =144,5 руб.

Поскольку готовой продукции на складе нет, запасы будут представле-ны лишь незавершенным производством. Его общий размер составляет:

110,5 + 221 =331,5 руб.

На рис. 2 представлен порядок учетных записей при калькулировании полной себестоимости. Отличие от предыдущей схемы состоит в том, что в калькулировании участвуют все расходы, включая и постоянные. Таким об-разом, между продуктами А и Б помимо общепроизводственных будут распределяться и общехозяйственные расходы. База распределения -- прямая заработная плата, пропорция распределения, как и прежде, составляет 1 : 2. Тогда на продукцию А будет отнесено 68 руб. общехозяйственных расхо-дов, на продукцию Б -- 136 руб. Дебетовый оборот по счету 20-А с учетом прямых и общепроизводственных расходов составит 289 руб.; из них поло-вина -- стоимость готовой продукции, а половина остается в незавершен-ном производстве. Следовательно, 17 ед. готовой продукции А оценивается в 144,5 руб., т.е. себестоимость единицы -- 8,5 руб.

По продукции Б имеем: изготовление 26 ед. обошлось предприятию в 289 руб., т.е. себестоимость единицы составляет:

289: 26= 11,1руб.

Себестоимость всей готовой продукции -- 433,5 руб. (144,5 + 289). Следова-тельно, операционная прибыль составит:

680-433,5 =246,5 руб.

Оценим запасы незавершенного производства. По продукции А их сто-имость равна 144,5 руб., по продукции Б -- 289 руб. Отсюда себестоимость запасов составила 433,5 руб.

Результаты выполненных расчетов сведены в табл. 1

"right">Таблица 1

Оценка себестоимости, прибыли и запасов при учете переменных (метод «директ-костинг») и полных затрат, руб.

Показатели

Учет переменных затрат

Учет полных затрат

Себестоимость единицы продукции:

А

6,5

8,5

Б

8,5

11,1

Оценка запасов

331,5

433,5

Прибыль

144,5

246,5

Сравнение полученных результатов позволяет заключить: себестоимость единицы продукции, рассчитанная по методу «директ-костинг», ниже пол-ной себестоимости (по продукции А -- на 2 руб., по продукции Б -- на 2,6 руб.). В результате при калькулировании неполной себестоимости на 102 руб. ниже и оценка запасов, чем при методе учета полных затрат (433,5 - 331,5). Поэтому себестоимость реализованной продукции оказывается выше, а следовательно, прибыль меньше при методе учета переменных затрат на те же 102 руб. (246,5-144,5).

Выбранный метод калькулирования влияет не только на величину себе-стоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках.

В отчете о прибылях и убытках, составленном при использовании мар-жинального подхода, внимание фокусируется на разделении затрат на по-стоянную и переменную части. При этом непременно формируется показа-тель маржинального дохода. С учетом цифрового примера отчет выглядит следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Отчет о прибылях и убытках (составлен при использовании метода «директ-костииг»)

№ строки

Показатели

Сумма, руб.

1

Выручка от реализации продукции

680

2

Переменная часть себестоимости реализованной продукции

331,5

3

Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 2)

348,5

4

Постоянные затраты

204

5

Операционная прибыль (стр. 3 - стр. 4)

144,5

"right">В отчете, составленном по результатам калькулирования полной себе-стоимости, показатель маржинального дохода не рассчитывается (табл. 3).

"right">Таблица 3

Отчет о прибылях и убытках (составлен по результатам калькулирования полной себестоимости продукции)

№ строки

Показатели

Сумма, руб.

1

Выручка от реализации продукции

680

2

Себестоимость реализованной продукции

433,5

3

Операционная прибыль (стр. 1 - стр. 2)

246,5

Пример 3. Допустим, что в 2001 году образовательное учреждение планирует вести платное обучение по двум образовательным программам. Программа А - получение второго высшего образования. Она рассчитана на 2000 академических часов в течение двух лет. Программа Б - профессиональная подготовка и повышение квалификации, рассчитана на 240 академических часов. По программе А планируется обучать 250 человек, по программе В - 100 человек.

А теперь нам нужно решить, какая из этих образовательных услуг окажется более рентабельной, а проще говоря, выгодной для образовательной организации.

Сначала воспользуемся способом калькулирования полной себестоимости этих услуг.

Планируемые затраты разделим на прямые (они совпадают с переменными расходами, которые зависят от численности учащихся) и косвенные (условно совпадают с постоянными расходами).

К прямым расходам относятся расходы на оплату труда педагогов. Рассчитаем эти расходы.

До конца текущего года по программе А в 10 группах по 25 человек предполагается провести всего 10 000 академических часов занятий (1000 ч х 10 групп). По программе Б - 960 академических часов (240 ч х 4 группы). Ставка оплаты преподавательского труда - 100 руб. в час. Поэтому расходы на оплату труда педагогов по программе А равны 1 000 000 руб. (100 руб. х 10 000 ч), по программе Б - 96 000 руб. (100 руб. х 960 ч).

Далее рассчитаем начисления на заработную плату педагогов (единый социальный налог по ставке 35,6% и взносы в ФСС России от несчастных случаев и профзаболеваний по ставке 0,2%). Эти затраты по программе А составят 358 000 руб. (1 000 000 руб. х (35,6% + 0,2%)), по программе Б - 34 368 руб. (96 000 руб. х (35,6% + 0,2%)).

В группу прямых расходов входят и различные материалы, необходимые для проведения учебных занятий (мел, бумага, расходные материалы для ксерокса). Предположим, что в год на одного учащегося полагается расходных материалов не более чем на 800 руб. Тогда данные расходы по программе А - 200 000 руб. (800 руб. х 250 чел.), по программе Б - 80 000 руб. (800 руб. х 100 чел.).

Далее рассчитаем расходы на учебную литературу и пособия, которые также относятся к прямым (переменным) расходам.

Если каждому учащемуся по программе А в течение года необходимо 16 учебников (примерная стоимость одного учебника - 75 руб.), а по программе В - 2 учебника, то сумма этих расходов по первой программе составит 300 000 руб. (75 руб. х 16 шт. х 250 чел.), по второй программе - 15 000 руб. (75 руб. х 2 шт. х 100 чел.).

Косвенные (постоянные) расходы могут быть следующими.

Во-первых, это заработная плата администрации и обслуживающего персонала. В нашем примере расходы по данной статье равны 25 процентам от прямой преподавательской заработной платы. По программе А они составляют 250 000 руб. (1 000 000 руб. х 25%); по программе Б - 24 000 руб. (96 000 руб. х 25%). Всего 274 000 руб.

Начисления на заработную плату руководства и персонала по программе А будут равны 89 500 руб. (250 000 руб. х (35,6% + 0,2%)), а по программе Б - 8592 руб. х (24 000 руб. х (35,6% + 0,2%)). Всего - 98 092 руб.

Предположим, что в нашем примере транспортные расходы составили 80 000 руб., стоимость услуг связи - 30 000 руб., коммунальные платежи - 50 000 руб. Распределив эти суммы между программами А и Б пропорционально численности обучающихся, получим, что на программу А приходится соответственно 57 143 руб. ((80 000 руб. : 350 чел.) х 250 чел.), 21 429 руб. ((30 000 руб. : 350 чел.) х 250 чел.), 35 714 руб. ((50 000 руб. : 350 чел.) х 250 чел.), а на программу Б - 22 857 руб. ((80 000 руб. : 350 чел.) х 100 чел.), 8571 руб. ((30 000 руб. : 350 чел.) х 100 чел.), 14 286 руб. ((50 000 руб. : 350 чел.) х 100 чел.) из общей стоимости транспортных услуг, услуг связи, и коммунальных услуг.

На основе этих данных составим калькуляцию платной образовательной деятельности на 2001 год.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Делись добром ;)