1.4 Организационно-экономическая сущность и задачи автоматизированной формы бухгалтерского учета
В настоящее время не существует общепринятого названия автоматизированной формы бухгалтерского учета, в полной мере отражающего ее сущность. В литературе используются такие понятия, как таблично-автоматизированная, электронная, таблично-матричная формы бухгалтерского учета. На давая подробную характеристику этим подходам, отметим, что они сохраняют основные элементы методологии бухгалтерского учета, в том числе принцип двойной записи, документация и пр., но видоизменяют характер их проявления. В частности, систематизация данных в разрезе бухгалтерских счетов, а также переход от аналитического уровня обобщения учетных данных к синтетическому, производятся автоматически.
Сущность большинства автоматизированных форм учета заключается в последовательной реализации принципа переноса данных от ввода данных и формирования проводок до выдачи Главной книги и баланса (Пакеты этого класса: “БЭСТ-4”, “1С:Бухгалтерия-7.7”, “Турбо-Бухгалтер” и пр.).
Отличаясь в деталях, они имеют общие основные принципы:
одноразовый и минимальный ввод -- многоразовый и максимальный вывод.
один журнал хронологической записи -- множество регистров систематической записи.
один счет синтетический -- множество счетов аналитических.
отчетная информация в срок -- рабочая по запросу.
автоматическое ведение журнала хозяйственных операций.
наличие типовых проводок.
возможность автоматизированного формирования первичных бухгалтерских документов и их хранение.
организация системы оперативного доступа к информации, а также системы формирования архивов данных с возможностью доступа к ним.
Связь оперативного и бухгалтерского учета.
Систематизация данных первичного учета с целью получения всей необходимой пользователю сводной отчетной информации.
Обеспечение целостности базы данных.
Настраиваемость системы под потребности конкретного пользователя.
При выборе программных продуктов для решения задач бухгалтерского учета следует принимать экономические и организационные особенности предприятия, а также требования, предъявляемые к ППП.
Основные из них следующие:
· прохождение тестирования и соответствующей сертификации;
· наличие товарного вида и надежного сопровождения;
· право на получение консультаций (так называемая “горячая линия”);
· модульный принцип построения системы, позволяющей выбирать ее конфигурацию в зависимости от размеров предприятия;
· одновалютное и многовалютное исполнение;
· органическое единство бухгалтерского учета и финансового анализа;
· необходимый уровень детализации аналитического учета;
· простота освоения и удобство системы в работе;
· цена и пр.
Наиболее известной программой класса мини-бухгалтерия является “1С:Бухгалтерия”.
Программа 1С:Бухгалтерия является универсальной бухгалтерской программой и предназначена для ведения синтетического и аналитического бухгалтерского учета по различным разделам. Аналитический учет ведется по объектам аналитического учета (субконто) в натуральном и стоимостном выражениях.
Программа предоставляет возможность ручного и автоматического ввода проводок. Все проводки заносятся в журнал операций. При просмотре проводок в журнале операций их можно ограничить произвольным временным интервалом, группировать и искать по различным параметрам проводок.
Кроме журнала операций программа поддерживает несколько списков справочной информации (справочников):
1. план счетов;
2. список видов объектов аналитического учета;
3. списки объектов аналитического учета (субконто);
4. констант и т.д.
На основании введенных проводок может быть выполнен расчет итогов. Итоги могут выводиться за квартал, год, месяц и за любой период, ограниченный двумя датами. Расчет итогов может выполняться по запросу и одновременно с вводом проводок (в последнем случае не требуется пересчет).
После расчета итогов программа формирует различные ведомости:
1. сводные проводки;
2. оборотно-сальдовую ведомость;
3. оборотно-сальдовую ведомость по объектам аналитического учета;
4. карточка счета;
5. карточка счета по одному объекту аналитического учета;
6. анализ счета (аналог главной книги);
7. анализ счета по датам;
8. анализ счета по объектам аналитического учета;
9. анализ объекта аналитического учета по всем счетам;
10. карточка объекта аналитического учета по всем счетам;
11. журнальный ордер.
В программе существует режим формирования произвольных отчетов, позволяющий на некотором бухгалтерском языке описать форму и содержание отчета, включая в него остатки и обороты по счетам и по объектам аналитического учета. С помощью данного режима реализованы отчеты, предоставляемые в налоговые органы, кроме того данный режим используется для создания внутренних отчетов для анализа финансовой деятельности организации в произвольной форме, т. е. не только в виде ведомостей, но и в виде схем, графиков (рис.4)
Многооконный принцип работы позволяет каждый документ открываться в отдельном экранном окне. Это позволяет бухгалтеру одновременно работать с несколькими документами, манипулируя ими в естественной форме, подобно тому, как он это делает с традиционными документами, передавая, накладывая, их друг на друга, просматривая параллельно несколько документов, проводя сверку показателей. Но, что очень важно, бухгалтерские документы информационно взаимосвязаны, а многооконный режим Windows дает возможность видеть, как изменение показателей одного документа отражается на информации других, связанных с ним документов.
Графический интерфейс предполагает принципиально новый уровень общения пользователя с программой. Необходимая функция или режим работ могут быть выбраны только через традиционные компьютерные меню, но и их графические образы - пиктограммы или экранные кнопки. Это очень удобно для людей, далеких от компьютерной техники. Кроме того, при работе с большим числом взаимосвязанных документов чрезвычайно полезна технология навигации по данным, позволяющая работать, не прибегая к меню или пиктограммам, т.е. дает возможность в процессе просмотра некоторого бухгалтерского документа, отчета выяснить происхождение любого представленного в нем показателя. Достаточно подвести курсор мыши на заинтересовавший показатель и щелкнуть кнопкой мыши -- на экране немедленно развернется новая форма, поясняющая, из каких сумм сложился этот показатель. Аналогичным образом могут быть проанализированы и эти данные, и так до тех пор, пока не будет достигнут документ источник первичных данных, породивший эту цепочку.
Очевидно, нет надобности доказывать бухгалтеру преимущества этой поистине прогрессивной компьютерной технологии. С ее помощью выверка документов превращается в очень удобный и естественный процесс. Не надо рыться в программных меню выбирать в них документы, в которых предположительно содержится ответ на возникший вопрос. Компьютер сам ведет бухгалтера от результатных данных к источникам их возникновения.
- Введение
- I. Теоретическая часть
- 1.1 Автоматизация бухгалтерского учета - основа эффективного управления
- 1.2 Требования к бухгалтерской системе
- 1.3 Технология применения персональных компьютеров в традиционных формах счетоводства
- 1.4 Организационно-экономическая сущность и задачи автоматизированной формы бухгалтерского учета
- II. Практическая часть
- 2.1 Математическое описание алгоритма расчетов и описание последовательности техники операций
- 2.1.1 Работа с меню
- 2.2 Входная информация
- 2.3 Выходная информация
- Заключение
- 26. Учет операций по кассе.
- 9. Автоматизированные информационные технологии в казначействе
- 1.9 Применение информационных технологий в учете отрасли
- Тема 4. Автоматизированная система учета финансовых ресурсов
- 11.2. Учет денежных средств в кассе
- Информационные системы. Автоматизированные информационные технологии
- 3.2 Автоматизированные информационные технологии для фазы учета