logo
Otchet_Panglish

2.2.2 Учет операций на счетах в банке

Количество расчетных счетов (текущий, валютный), необходимых для осуществления расчетов, определяется самим предприятием .Расчетный счет – это счет, открываемый банком предприятию (предпринимателю) на который зачисляются поступившие в его адрес денежные средства и с которого осуществляется расчет операций как в на наличной, так и в безналичных формах.

Банковское расчетно-кассовое обслуживание предприятия осуществляется по договору между предприятием и банком, в котором оговаривается стоимость банковских услуг, проценты за хранение денежных средств.

Операции по расчетному счету осуществляются на основании письменных распоряжений владельцев счета, оформляемых специальными банковскими документами: по объявлениям о взносе; по денежным чекам; платежные поручения, расчетным чекам.

Платежные требования (Приложение ) используются при расчетах через инкассо. Они представляют собой расчетный документ, содержащий требование поставщика и других получателей средств плательщику об уплате определенной суммы через банк. Сущность этой формы расчетов заключается в следующем. На основании отгрузочных документов выписываются платежные требования и сдают их в учреждения банка по месту обслуживания поставщика. Платежное требование представляется в банк вслед за отгруженной продукцией или в сроки, определенные в договоре. Платежное требование предоставляется в банк вместе с реестром, составленным в двух экземплярах. Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписывать документы для совершения по расчетному счету поставщика, оттиском печати, образцы которых представлены банку. Он остается в банке, а второй возвращается поставщику с распиской банка в приеме документов на инкассо.

Платежное поручение (Приложение ) – это поручение предприятия банку о перечислении указанной в нем суммы со своего расчетного счета на расчетный счет другого предприятия. Поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Плательщик передает поручение в банк, который его обслуживает. Поручением оплачиваются товарно-материальные ценности, работы, услуги после их приемки покупателем или в порядке предоплаты. В указанном приложении №4845 ОАО «Бархим» перечисляет 5 000 000 белорусских рублей ОАО «Домановский производственно-торговый комбинат» за полученное жидкое стекло согласно ТТН 0351554 от 10.12.2010, ТТН 0351575 от 14.12.2010,договора 21/10 ЖСН от 31.12.2009г.

Расчетный чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение организации банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателя либо о выдаче наличных денежных средств непосредственно чекодателю. На основании чека составляется поручение-реестр чеков и в четырех экземпляров предоставляется в банк для оплаты. Объявление на взнос наличными выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. Для подтверждения полученных денег банк выдает плательщику квитанцию, которая служит оправдательным документом.

Организация ежедневно получает от банка копии выписок из расчетного счета (Приложение ) с приложением к ним документов, на основании которых выполнены зачисления либо списания. В приложении представлена выписка из лицевого счета за 3ноября 2010 года.

В каждой выписке банка обязательно содержатся: дата, номер расчетного счета предприятия, остаток денег входящий, код и суммы операций за день, исходящий остаток. К каждой выписке банка прилагаются оправдательные документы, подтверждающие зачисление или списание денежных средств с расчетного счета. Обрабатывая выписку банка, следует помнить о том, что для предприятия расчетный счет является активным, а для банка пассивным, как источник средств, на котором числится кредиторская задолженность банка перед предприятием. В понятие «обработки» входит сверка входящего и исходящего сальдо в выписке с данными бухгалтерского учета, сверка суммы в выписке с приложенными документами. Регистрация выписок банка происходит правой формой брошюровки.

В ОАО «Бархим»учет наличия и движения денег на расчетном счете ведется на активном счете 51 «Расчетный счет».

По учету операций на счетах в банке в ОАО «Бархим» в соответствии с полученными документами можно составить следующую схему документооборота (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Схема документооборота по учету операций на счетах в банке в ОАО «Бархим»

Корреспонденция счетов поступления денежных средств на расчетный счет ОАО «Бархим» представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Корреспонденция счетов поступления денежных средств на расчетный счет ОАО «Бархим» Опять нет ссылки на приложение

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма,

руб

Дебет

Кредит

Поступление денежных средств от покупателей ГрандФарм

51/00

62/04

1 073 500

Поступление денежных средств от покупателей ФарМин

51/00

62/04

2 000 000

Поступление денежных средств от покупателей ИнтерФармакс

51/00

62/04

9 000 000

Поступление денежных средств от покупателей Фармико

51/00

62/04

10 403 360

Списание денежных средств с расчетного счета ОАО «Бархим» представлено в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Корреспонденция счетов списания денежных средств с расчетного счета ОАО «Бархим»

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб

Дебет

Кредит

Списание денежных средств с расчетного счета в пользу поставщиков и подрядчиков

60

51

5 000 000

Поступление денег в кассу, полу­ченных с расчетного счета

50/01

51

3 943 610

Перечисление командировочных расходов

71/01

51/00

49 410

Оплата за помещение, стоянку

76/07

51/00

500 000

Предоплата за прижимную пружину

60/02

51/00

10 249 200

Предоплата за плиту потолочную

60/02

51/00

21 686 227

Следует отметить, что ОАО «Бархим» для осуществления операций по расчетному счету использует систему электронных платежей «Клиент-банк», что способствует более оперативной работе с денежными средствами предприятия. Эта система имеет ряд преимуществ перед работой с обычными бумажными платежными документами (платежное требование, платежное поручение и прочие банковские документы): экономия времени затрачиваемого на доставку и проведение платежных документов в банке; своевременный и быстрый расчет с поставщиками и подрядчиками, так же система позволяет увидеть поступление денежных средств в момент их зачисления на расчетный счет предприятия.

2.2.3 Учет расчетных операций

Учет расчетов ведется в соответствии с Гражданским кодексом, Банковским кодексом, действующими законодательными нормативными актами, регламентирующими вопросы финансово-хозяйственной, внешнеэкономической деятельности, налогообложения.

В соответствии со статьей 62 общей части Налогового кодекса Республики Беларусь на ОАО «Бархим» ведется налоговый учет по данным бухгалтерского учета, отраженных в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и других документально-подтвержденных объектах, подлежащих налогообложению.

Предприятие ОАО «Бархим» постоянно ведет расчеты с бюджетом по платежам в него. Для обобщения информации о расчетах с бюджетом по уплаченным налогам и сборам предназначен пассивный счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

ОАО «Бархим» с 1 июля 2009 года использует интернет-технологию в частности, налоговые декларации представляют в налоговую инспекцию через систему электронного декларирования.

Предприятием ОАО «Бархим» уплачиваются следующие налоги (таблица 2.3).

Таблица 2.3 – Перечень налогов и платежей, подлежащих перечислению в бюджет ОАО «Бархим

Налог

Ставка налога

База налогообложения

Порядок расчета

1

2

3

4

На прибыль

24%

Выручка от реализации за вычетом затрат по производству и реализации и налогов и сборов плюс сальдо вне реализационных доходов и расходов плюс прибыль (минус убыток) по доходам из-за рубежа

(База налогообложения - Налог на Недвижимость - Льготируемая прибыль) ×ставку налога

На недвижимость

1% остаточной стоимости ОС

Остаточная стоимость зданий и сооружений, подлежащих налогообложению

База налогообложения ×ставку налога

НДС

18%

Обороты по приобретению и ввозе объектов, реализации, обмену

База налогообложения ×ставку налога

Налог на землю

4208,000

Размер площади земельного участка (в га)

База налогообложения ×ставку налога × Коэф-фициент

Подоходный налог

12%

Заработная плата работников

База налогообложения ×ставку налога

Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов, что можно наглядно видеть в журнале-ордере №8. Расчет налогов (декларации) предоставляется в инспекцию Министерства по налогам и сборам по району в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, что установлено законодательством. Уплата налогов производится в обычном порядке, через банк при помощи платежного документа до 22-го числа месяца, следующего за отчетным.

Корреспонденция счетов по учету операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами представлена в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Корреспонденция счетов по учету операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами в ОАО «Бархим»

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, руб

Дебет

Кредит

Начислен налог на недостачу

94

68

408 083

Начислен НДС

90/3, 91/3, 92/3

68

10 001 016

Начислен подоходный налог

70

68

26 491 302

Перечислены налоги

68

51

169 889 205

ОАО «Бархим» страхует своих граждан как от временной нетрудоспособности, так и по возрасту (пенсионное страхование), в соответствии с законодательством РБ. Для учета расчетов с фондом социального страхования и обеспечения предназначен пассивный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», который имеет два субсчета:

- 69/1 «Расчеты по социальному страхованию»;

- 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению».

Организации могут вести расчеты по страхованию своего имущества и персонала (кроме расчетов по социальному страхованию и обеспечения и медицинскому страхованию), выступая при этом страхователем.

Для обобщения информации о расчетах по страхованию имущества и персонала организации предназначен субсчет 02 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Для учета денежных средств, выданных под отчет своим работникам (состоящим в списочном составе) на административно-хозяйственные и операционные расходы, и служебные командировки, в ОАО «Бархим» предназначен активно-пассивный счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам из кассы на мелкие хозяйственные и командировочные расходы.

Выдача аванса под отчет на командировочные расходы производится в пределах сумм, необходимых на оплату стоимости проезда к месту командировки и обратно, суточных за каждый день командировки, расходов по найму помещений и других расходов. Направление работников в служебную командировку в пределах Республики Беларусь оформляется приказом с указанием пункта назначения, наименования предприятия, куда командируется работник, срока, цели и продолжительности командировки. Лица, убывающие в командировки и прибывающие из них, на предприятиях регистрируются в специальных журналах. Приказом нанимателя назначается работник, ответственный за ведение журнала регистрации.

Командированному работнику возмещаются расходы:

- по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы в размере стоимости представленных подлинных проездных документов. Командированному работнику возмещаются расходы по бронированию билетов, за пользование в поездах постельными принадлежностями при проезде к месту командировки и обратно в плацкартных, купейных и мягких вагонах при наличии подтверждения их оплаты.

- по найму жилого помещения в размере стоимости представленных подлинных документов (счетов, квитанций и других документов), подтверждающих оплату расходов, но не выше стоимости одноместного номера. Возмещение расходов за проживание в номерах высшего разряда допускается с разрешением нанимателя с учетом характера задания, выполняемого работником.

В случае предоставления командированному работнику дополнительных услуг, не включенных в стоимость номера, данные расходы также подлежат возмещению на основании подлинных документов. Если работник не предоставил документы, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, то ему с даты прибытия в место служебной командировки и по дату выбытия из него возмещаются расходы в размерах, устанавливаемых Министерством финансов Республики Беларусь.

По возвращении из командировки, работник в течение трех дней, отчитывается о проделанный работе во время командировки и использовании полученных денег.(Приложение ) При этом об использовании полученных денег составляется авансовый отчет. К нему прилагается командировочное удостоверение с отметками о времени прибытия в пункт назначения, выбытия из него и прибытия к месту работы; документы по найму жилья и с другими фактическими расходами по командировке. Сданный авансовый отчет с приложенными к нему оправдательными документами проверяется бухгалтером и утверждается главным бухгалтером предприятия.

В случае если командирование за границу осуществляется на основании приглашения зарубежной фирмы, организации, направление работников производится на основании приказа и соответствующего приглашения. Приказ и приглашение являются основанием для расчета и выплаты валютных средств работникам, направляемых в командировку.

Все понесенные расходы обязательно должны подтверждаться документами в оригинале (счета, квитанции, проездные билеты и другие).

В случае нахождения работника в командировке за границей более 60 дней выплата суточных, начиная с 61-го дня, осуществляется в пределах Республики Беларусь.

День пересечения границы при отъезде по норме страны назначения в валюте. День и время пересечения государственной границы определяется по отметке в паспорте либо по справочной ж/д или авиа. При командировании работников в Российскую Федерацию и другие страны СНГ, где при пересечении границы отметка в паспорте не делается, день пересечения государственной границы определяется по проездным документам с учетом расписания движения пассажирского транспорта.

Работники, которые из служебной командировки, представляют письменный отчет об итогах командировки в двухнедельный срок со дня прибытия. Отчет о командировки должен в максимальной степени отражать выполнение поставленного задания, ход переговоров за границей, договоренность с представителями зарубежных фирм, а также экономическую, конъюнктурную, ценовую и другую информацию.

При этом работники, прибывшие из зарубежной командировки, в обязательном порядке одновременно с отчетом должны сдать служебный, дипломатический паспорт в соответствующие подразделения в срок, установленный для отчета. Также необходимо предъявить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные наличные деньги.

Также работникам ОАО «Бархим» предоставляются денежные авансы, выдаваемые из кассы на мелкие хозяйственные расходы.

В случае непредставления в установленный срок отчетов об израсходовании подотчетных сумм или не возврата в кассу предприятия остатков неиспользованных авансов бухгалтерия производит удержание их из заработной платы работников в установленном порядке.

Корреспонденция счетов по учету операций по расчетам с подотчетными лицами в ОАО «Бархим» за декабрь 2010 года представлена в таблице 2.7.

Таблица 2.7 - Корреспонденция счетов по учету операций по расчетам с подотчетными лицами в ОАО «Бархим» за декабрь 2010 года

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб

Дебет

Кредит

Выплата аванса

60/00

71/00

4 490 980

Приобретены строительные материалы подотчетным лицом

71/00

10/08

985 180

Сумма расходов общехозяйственного назначения

26/00

71/00

11 000

По учету операций с подотчетными лицами в ОАО «Бархим» в соответствии с полученными документами можно составить следующую схему документооборота (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Схема документооборота по учету операций с подотчетными лицами в ОАО «Бархим»

Для обобщения информации о расчетах с работниками предприятия за товары, продаваемые в кредит, по представленным займам, по возмещению материального ущерба, выдачи в рассрочку форменной одежды, по страховому возмещению страховых сумм работникам и других возмещений на предприятии предназначен синтетический счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». К нему могут быть открыты следующие субсчета:

- 73/01 «Расчеты по предоставленным займам»;

- 73/02 «Расчеты по возмещению материального ущерба»;

На субсчете 73/01 отражаются расчеты с работниками предприятия по предоставленным займам, в частности на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, на приобретение и строительство садовых домиков, на благоустройство садовых участков и др. Указанные займы выдаются работникам на основании заявлений и под их обязательство через предприятие. При этом предприятие ведет расчеты с полученными кредитами банков, взимают очередные платежи, и погашают выданные банком кредиты в обусловленные им сроки.

Выданные банком предприятию кредиты зачисляются на его расчетный счет: Д-т 51,50, К-т 66;

При получении кредита в кассу предприятия: Д-т 50, К-т 51,66;

Выдача кредитов персоналу предприятия наличными из кассы предприятия отражают: Д-т 73/1, К-т 50;

По мере возмещения работниками полученных кредитов в кассу: Д-т 50, К-т 73/1;

Погашение предприятием кредитов: Д-т 66, К-т 51,52;

Уплаченные проценты за пользованием кредитом с последующим удержанием из заработной платы его получателей: Д-т 73/1, К-т 51,50;

Предприятия ведут расчеты со своими работниками и по возмещению материального ущерба, причиненного ими в результате недостач и хищений денежных средств, ТМЦ, выявленных потерь от порчи имущества, материалов, допущенного брака, и др. видов ущерба. Указанные расчеты отражаются по субсчету 73/2 счета 73.

Суммы подлежащие взысканию с виновных лиц в учете отражаются:

Д-т 73/2, К-т 94,98,28 - установлена недостача материалов, ТМЦ, потери от брака продукции соответственно.

После установления фактов недостач или хищения по вине МОЛ руководитель и главный бухгалтер должны направить материалы в судебно-следственные органы и оформить гражданский иск о возмещении причиненного предприятию ущерба.

Д-т 70, К-т 73/2 –удержаны из заработной платы суммы причиненного ущерба;

Д-т 50, К-т 73/2 – возвращена работником в кассу сумма причиненного ущерба.

Все виды расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал предприятия и по начислению и выплате доходов учитываются на счете 75 «Расчеты с учредителями».

При создании предприятия на установленную сумму вкладов учредителей в уставный капитал: Д-т 75, К-т 80 «Уставный фонд»

Фактически внесенные учредителями вклады в уставный фонд отражаются: Д-т 08 «Капитальные вложения», 10, 51, 52, К-т 75.

Оприходование имущества, предоставленного в счет вклада в уставный фонд, осуществляется по договорной стоимости или по оценке экспертной комиссии. Валюту оценивают по официальному курсу Национального Банка РБ, действующему на момент взноса указанных ценностей.

Начисление доходов производится за счет нераспределенной прибыли и отражается: Д-т 84 «Нераспределенная прибыль», К-т 75 или 70.

Удержан налог на доход из суммы начисленных дивидендов: Д-т 70 или 75, К-т 68 .

Выплаченные учредителям предприятия сумма доходов списывают с кредита денежных счетов и отражаются: Д-т 70,75 и К-т 51,52,50.

Аналитический учет по счету 75 «Расчеты с учредителями» ведется по каждому учредителю.

Расчеты между поставщиком и покупателем за товары, услуги, работы производятся в безналичной форме при помощи платежных поручений, требований-поручений, аккредитивов, чеков. Все формы расчетных документов установлены банком и должны содержать следующие сведения: наименование расчетного документа, номер и наименование банка плательщика, наименование УНН плательщика, номер счета в банке, наименование получателя средств, номер его счета в банке, номер банка-получателя средств, назначение платежа, сумма платежа цифрами и прописью, в том числе НДС, подписи должностных лиц, печать предприятия.

Таблица 2.8 - Корреспонденция счетов по учету операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Бархим» за декабрь 2010 года

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб

Дебет

Кредит

Поступление материалов

10/01

60/01

73 283 856

Для отражения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен синтетический активно-пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

В конце каждого месяца формируется оборотно - сальдовая ведомость и карточка по счету 62.

Информация о резервах по сомнительным долгам обобщается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в установленный срок (а если он не установлен – в течение нормально необходимого для этого времени) и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резервы по сомнительным долгам создаются в конце года. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга в полной или частичной сумме. Если до конца года, следующего за годом создания резерва по сомнительному долгу, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к прибыли соответствующего года. Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом из создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Операционные доходы и расходы». Списанная в убыток из-за неплатежеспособности должника, сумма дебиторской задолженности учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет для наблюдения за финансовым состоянием должника и появлением возможности ее взыскания.

Аналитический учет по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» ведется по каждому сомнительному долгу, на который создан резерв.

На счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» обобщается информация о расчетах по разным операциям с дебиторами и кредиторами: по операциям некоммерческого характера с организациями; транспортными организациями за услуги; по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников ОАО «Бархим» в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных листов; за товары, проданные в кредит, и другие.

К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на ОАО «Бархим» открываются следующие субсчета:

- 76/01 «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам»;

- 76/03 «Расчеты по претензиям»;

- 76/07 «Прочие расходы с разными дебиторами и кредиторами».

На субсчете 76/01 «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам» учитываются расчеты по суммам, удержанным из заработной платы работников в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов.

На субсчете 76/02 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала, в котором организация выступает страхователем, кроме расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

На субсчете 76/03 «Расчеты по претензиям» отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам. Этот субсчет кредитуется на суммы поступивших платежей в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств.

На субсчете 76/04 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» учитываются расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли и убыткам и другим результатам по договору простого товарищества.

На субсчете 76/05«Расчеты по депонированным суммам» учитываются расчеты с работниками организации по суммам, начисленным, но не выплаченным в установленный срок.

На субсчете 76/06 «Расчеты за товары проданные в кредит» учитываются расчеты с работниками организации за товары, проданные им в кредит.

На субсчете 76/07 «Прочие расходы с разными дебиторами и кредиторами» ведутся расчеты за оказанные ОАО «Бархим» услуги. Расчеты производятся по факту постановления услуги согласно договору.

Учет по 76 счету организован в разрезе ряда субсчетов, что позволяет более наглядно увидеть, на что тратятся денежные средства предприятия ОАО «Бархим» и анализировать данные расходы.

Информация о наличии денежных средств, задолженностям по расчетам по состоянию на начало года и конец отчетного периода содержится в бухгалтерском балансе формы №1. Более подробные данные о движении денежных средств содержатся в годовой бухгалтерской отчетности формы №4 «Отчет о движении денежных средств»

По моему мнению, учет расчетных операций в ОАО «Бархим» представлен, в основном, теми документами и операциями, которые соответствуют требованиям законодательства по бухгалтерскому учету.