2.3 Учет внеоборотных активов
В учетной политике ОАО «Бархим» основными средствами предприятия признается имущество, используемое в течение периода, превышающего 12 месяцев, и имеющее стоимость свыше 30 базовых величин на дату ввода его в эксплуатацию. Они передают свою стоимость на готовый продукт частями постепенно по мере их изнашивания.
Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект. Инвентарным объектом ̶ это законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения отдельных самостоятельных функций [5]. Для учета и контроля при поступлении объекта на предприятие ему присваивается определенный инвентарный номер и заводится инвентарная карточка (Приложение ) в которой указывается полное название объекта основных средств, назначение, наименование изготовителя, модель, заводской номер и номер паспорта, год выпуска, первоначальная стоимость, инвентарный номер, норма амортизационных отчислений, дата и номер акта ввода в эксплуатацию, цех, первоначальная стоимость, счет и субсчет отнесения.
Инвентарные карточки регистрируются в описи инвентарных карточек, которая ведется по классификационным группам основных средств, и размещаются в картотеке. Объекты основных средств шифруются по порядково-серийной системе, когда для каждой классификационной группы объектов выделяется определенное количество номеров, например, для зданий – 001 – 099; сооружений – 100 – 199 и. т.д. Внутри каждой группы объекты нумеруются по порядку. Полный инвентарный номер объекта обычно состоит из 4-6 знаков. Присвоенный объекту номер приводится во всех относящихся к нему первичны документах, обозначается на инвентарном объекте, не изменяется и после выбытия объекта, другим объектам не передается. По инвентарным номерам организуются аналитический учет основных средств.
В соответствие с Положением по бухгалтерскому учету организации предоставляется право не чаще 1 раза в год (на начало отчетного периода) переоценивать объекты основных средств до восстановительной стоимости [6]. При переоценке разница относится за счет добавочного капитала. Результаты переоценки заносятся в ведомость переоценки основных средств. Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием их полной (первоначальной или восстановительной) стоимости суммы износа. В балансе основные средства показываются по остаточной стоимости.
Для учета изменений в составе основных средств ведут карточки учета движения основных средств на каждый вид основных средств. Ежемесячно в нее вносятся сведения о наличии на начало месяца, поступление, выбытие, амортизация, ремонтный фонд.
Инвентарные карточки на поступившие объекты не раскладывают в картотеку до конца месяца, а группируют и полученные итоги записывают в карточки движения основных средств, на основании которых составляется оборотная ведомость за месяц. Поступление основных средств оформляется актом приемки-передачи типовой формы №ОС-1(Приложение ). Акт составляется комиссией, назначаемой руководителем предприятия. В нее обычно входят инженер, техник, рабочие, представитель бухгалтерии и представители передающей и принимающей стороны. На каждый объект составляется собственный акт, содержащий следующую информацию – заводской номер, инвентарный номер, первоначальная стоимость, год выпуска, дата ввода в эксплуатацию, норма амортизации, размер отчислений в ремонтный фонд, результаты испытания объекта, номер счета, подписи комиссии и материально-ответственного лица. На поступивший объект открывается инвентарная карточка, о чем делается отметка в акте. Акт утверждается руководителем предприятия. К акту прилагается техническая документация на принятый объект (паспорт, чертежи). На основании акта приемки-передачи производятся записи на счетах бухгалтерского учета.
Синтетический учет основных средств ведется на счете 01 «Основные средства» (по дебету учитывается наличие и поступление основных средств, по кредиту – выбытие основных средств в оценке по полной стоимости). Износ или амортизация основных средств учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств».
Порядок учета поступления основных средств зависит от источника их получения – в результате нового строительства или преобразования за плату, безвозмездного получения от других организаций и лиц, вкладов в уставный капитал, оприходования излишков, выявленных при инвентаризации. При этом документальным подтверждением поступления объекта основных средств является оформленная товарно-транспортная накладная утвержденной формы ТТН-1 (Приложение ). Товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
Для учета ремонта основных средств на предприятии ОАО «Бархим» применяется накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств ОС-2 (Приложение ) для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой. По накладной на внутреннее перемещение от 01.12.10г. ёмкость, объёмом 6,3 м3, которая была приобретена 30.12.1991г., с инвентарным номером 000935, была перемещена из участка ТБХ в транспортный участок. Она выписывается сдатчиком (передающей стороной) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств.
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств, ОС-3 (Приложение ) применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Согласно акту без номера от 20.12.2010г. в здании проходной с инвентарным номером 0011 был осуществлен монтаж козырька, стоимость выполненных работ составила 2 630 000руб.
Подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом и сдается в бухгалтерию.
Основные средства предприятия могут выбывать вследствие ликвидации по причине износа, аварий, стихийных бедствий, продажи, безвозмездной передачи другим предприятиям, передачи в аренду, недостачи, передачи в счет вклада в уставный капитал другого предприятия и другим причинам.
Выбытие основных средств (кроме автотранспорта) вследствие полного или частичного их списания оформляется «Актом о списании объекта основных средств» форма ОС-4 или «Актом о списании автотранспортных средств» форма ОС-4а (Приложение ). Бухгалтерия организации на основании оформленных актов производит отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке.
В процессе использования и под воздействием сил природы основные средства постепенно утрачивают свои потребительские свойства, т.е. изнашиваются. По мере износа они передают свою стоимость на готовую продукцию, вырабатываемую с их использованием. Общая сумма износа объектов основных средств не может быть больше их первоначальной стоимости. По мере изнашивания основных средств их стоимость включается в издержки производства (такой процесс включения в издержки производства называется амортизацией). Амортизационные отчисления образуют фонд средств для возмещения объектов, выбывших в связи с износом.
Амортизация основных средств в ОАО «Бархим» начисляется в соответствии с Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.11.2001 N187/110/96/18.
Годовая сумма амортизационных отчислений на предприятии рассчитывается линейным способом – исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, рассчитанной по продолжительности срока его полезного использования. Суммы износа основных средств учитываются в «расчете амортизации основных средств» (Приложение ), там также записывается первоначальная стоимость, сумма износа с начала эксплуатации и остаточная стоимость. Расчет разбит по каждому цеху в отдельности, счетам затрат, а также указывается сумма амортизации по всему заводу.
Амортизация начисляется только в пределах нормативного срока службы любого объекта, т.е. только до полной амортизации его первоначальной стоимости. После этого начисление амортизации данного объекта прекращаются, хотя он еще может использоваться в производстве [7].
Амортизация начисляется на основные средства, числящегося на балансе предприятия на первое число месяца (деление годовой суммы на 12 месяцев равномерно). В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации, или консервации на срок более трех месяцев. Суммы начисленной амортизации записываются в специальные ведомости – затраты по цеху, общехозяйственные расходы, учет затрат на производство.
Начисление амортизации прекращается:
по выбывшим объектам основных средств – с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия;
по самортизированным объектам основных средств - с первого числа месяца, следующего за месяцем полного включения стоимости данных объектов в издержки производства или обращения.
Для обобщения информации об амортизации основных средств предназначен пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». По К02 амортизация накапливается, а по Д02 списывается при выбытии основных средств.
Сумма начисленной амортизации по объектам основных средств отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета издержек производства 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на реализацию» и другие в корреспонденции с кредитом счета 02 «Амортизация основных средств».
Инвентаризация в ОАО «Бархим» также проводится ежегодно. Основанием для инвентаризации служит приказ руководителя (Приложение ), в котором назначается специальная комиссия, которая проверяет фактическое их наличие в местах эксплуатации или хранения. Перед началом проведения инвентаризации все материально-ответственные лица дают расписку в том, что все основные средства оприходованы и документы по приходу и расходу основных средств представлены в бухгалтерию. Так в призе №246 от 15.06.2011г. был утвержден план проведения инвентаризации, а также утверждена инвентаризационная комиссия. В процессе инвентаризации объекты осматриваются в натуре и регистрируются в отдельной описи. Фактическое наличие объектов основных средств сличается с учетными данными. Выявленные расхождения отражаются в учете.
Согласно имеющимся приложениям можно составить следующие проводки (таблица 2.7).
Таблица 2.7 – Корреспонденция счетов по учету основных средств ОАО «Бархим»
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, бел.руб. | |
Дебет | Кредит | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1)Поступление в организацию объекта основных средств | 08 | 60 | 6240 |
2)Обособленное отражение НДС | 18 | 60 | 1040 |
3)Списание затрат по модернизации на увеличение первоначальной стоимости | 01 | 08 | 2 630 000 |
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).
По учету основных средств на ОАО «Бархим» в соответствии с полученными документами можно составить следующую схему документооборота (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Схема документооборота по учету основных средств в ОАО «Бархим»
Нематериальные активы (согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности) [1], используемые в течение длительного периода времени (свыше 1 года) в хозяйственной деятельности предприятия и приносящие доход, – это права, возникающие:
из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программные продукты, базы данных и прочее;
из патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или из лицензионных договоров на их использование;
из прав на «ноу-хау»;
права пользования земельными участками, природными ресурсами;
организационные расходы и деловая репутация фирмы.
С точки зрения создания, поступления и выбытия нематериальных активов действуют те же правила, что и при учете аналогичных операций с основными средствами. Отличие заключается только в счете отнесения – при учете нематериальных активов вместо счета 01 используется счет 04 «Нематериальные активы», на котором хранится полная стоимость нематериальных активов организации. К нему рекомендуется открывать субсчета по видам нематериальных активов (права пользования землей и иными природными ресурсами, программные продукты, авторские права, патенты и лицензии, товарные знаки и торговые марки, прочие права, прочие нематериальные активы).
По учету нематериальных активов на ОАО «Бархим» в соответствии с полученными документами можно составить следующую схему документооборота (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 – Схема документооборота по учету нематериальных активов ОАО «Бархим»
Учет основных средств и нематериальных активов на предприятии ОАО «Бархим» организован качественно. Все поступления, перемещения, ремонты, модернизации, реконструкции, выбытие основных средств надлежащим образом документально оформляются, что позволяет вести их оперативный учет.
- Введение
- 1 Общая характеристика оао «Бархим»
- 1.1 История создания оао «Бархим», производственная структура и структура управления
- 1.2 Направления хозяйственной деятельности
- 1.3 Краткое описание основных технологических процессов
- 2 Бухгалтерский учет оао «Бархим»
- 2.1 Организация бухгалтерского учета в оао «Бархим»
- 2.1.1 Бухгалтерия оао «Бархим» как структурное подразделение
- 2.1.2 Учетная политика оао «Бархим»
- 2.1.3 Автоматизация бухгалтерского учета оао «Бархим»
- 2.2 Учет денежных средств и расчетных операций
- 2.2.1 Учет кассовых операций
- 2.2.2 Учет операций на счетах в банке
- 2.3 Учет внеоборотных активов
- 2.4 Учет материальных ресурсов
- 2.5 Учет труда и заработной платы
- 2.6 Учет затрат на производство
- 2.7 Учет готовой продукции и ее реализации
- 2.8 Учет финансовых результатов и их использования
- 2.9Учет кредитов и займов
- 2.10 Предложения по совершенствованию организации бухгалтерского учета на предприятии оао «Бархим»
- 3 Анализ хозяйственной деятельности в оао «Бархим»
- 3.1 Организация аналитической работы в оао «Бархим»
- 3.2 Планирование аналитической работы в оао «Бархим»
- 3.3 Основные показатели деятельности оао «Бархим»
- Заключение
- Список использованных источников