logo
САЯПИНА ЭКЗ

24 Содержание бизнес-плана

Титульный лист обычно содержит следующие сведения: заголовок плана; дата его подготовки; полное название и адрес предприятия; имя руководителя предприятия, его телефон; имена владельцев и совладельцев предприятия. Титульный лист может содержать заявление о том, что сведения, имеющиеся в документе, составляют коммерческую тайну и не подлежат разглашению. Оглавление, как титульный лист и резюме, - наиболее читаемая часть бизнес-плана. Оно должно давать достаточное представление о содержании бизнес-плана, но не перенасыщаться деталями. Резюме готовится после составления бизнес-плана, оно обобщает итоги планирования и состоит из трёх частей:

1. введение (содержит описание цели плана и сути проекта);

2. основное содержание (характеризует основные особенности и показатели проекта, позволяющие убедиться в возможности успеха);

3. заключение (обобщает результаты планирования).

Резюме не должно превышать 3-4 страниц (предпочтительна одна страница) и должно быть составлено так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана.

История предприятия. Раздел составляется в том случае, если предприятие уже существует и прошло определённый путь развития. Здесь представлены успехи предприятия в прошлом и достижения его работников, год основания предприятия, основные этапы его развития, продукция, роль высшего руководства в развитии предприятия. Итоги деятельности должны быть связаны с намеченными целями и ориентирами. Предпочтительно использовать количественные показатели.

Описание продуктов – товаров и  услуг. Бизнес-план должен включать детальное описание будущего товара. Банки и инвесторы должны знать, как будет упакован продукт, каковы его конкретные свойства, степень патентной или авторской защиты, обоснование цены. Аналитикам необходимо иметь сведения о качестве товара, товарах конкурентов, тенденциях рынка. Здесь чётко должно быть определено:

1. основные потребительские свойства товара и способы его использования, степень соответствия товара потребностям покупателей;

2. спрос, цены и тенденции потребления товара;

3. ассортимент подобной продукции, предлагаемой конкурентами, отличия товара от товаров конкурентов;

4. уровень защиты продукции, располагает ли предприятие патентом, авторскими правами, зарегистрированной торговой маркой.

Анализ положения дел в отрасли. Необходимо показать абсолютные размеры рынка, склонность этого рынка к росту или застою, охарактеризовать основные сегменты рынка, оценить степень его чувствительности к различным внутренним и внешним факторам, подверженность циклическим и сезонным колебаниям. Необходимо описать конкурентов, оценить долю рынка, которую они захватили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы, а кроме того, обосновать привлекательность рынка, указать свою потенциальную долю, дать прогноз продаж продукции предприятия в натуральном и стоимостном выражении. Следует отметить, что для многих российских предприятий типичен избыток оптимизма относительно возможностей сбыта и прогноза продаж. Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Даже, если предприятие – единственный производитель и продавец в отрасли, оно неминуемо сталкивается с конкурентами, поскольку потребности потребителей могут быть удовлетворены разными способами. В конкурентной борьбе предприятия должны прибегать к апробированным в международной практике конкурентным стратегиям – например, стратегиям, предложенным Портером. Эти стратегии эффективны, но не совместимы: одна группа стратегий – лидерство в издержках и низких ценах на стандартизованные товары, другая группа – лидерство в области качества уникального товара для всех или сосредоточение на обслуживании отдельных целевых сегментов рынка.