1.9. Документирование (создание документов) хозяйственных операций
Документ - это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве.
Требования к первичным учетным документам отражены в статье 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»:
«1. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
2. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц;
3. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
4. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
5. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
6. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
7. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
8. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.»
- 1. Основы бухгалтерского учета
- Сущность и основные задачи бухгалтерского учета
- 1.2. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации
- 1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России
- 1.4. Бухгалтерский учет в организации
- 1.5. Бухгалтерский баланс
- 1.6. Объекты бухгалтерского учета и их классификация
- 1.7. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета
- 1.8. Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций
- 1.9. Документирование (создание документов) хозяйственных операций
- 1.10.Счета и двойная запись
- 1.10.1. Понятие о счетах бухгалтерского учета
- 1.10.2. Сущность и значение двойной записи на счетах
- Баланс (начальный)
- Баланс (конечный)
- 1.10.3. Составление бухгалтерских статей (проводок). Хронологические и систематические записи
- Запись за январь 200_ г.
- Главный бухгалтер (подпись)
- Регистрационный журнал за январь 200_ г.
- 1.11. Синтетический и аналитический учет
- Синтетические счета
- Аналитические счета
- 1.12. Оборотные ведомости
- Оборотная ведомость по синтетическим счетам за январь 200_ г. (в тыс. Руб.)
- 1.13. План счетов бухгалтерского учета
- 1.14. Учетные регистры
- 1.14.1. Способы исправления в учетных записях
- 1.15. Формы бухгалтерского учета
- Журнал-ордер № 1 по счету 50 «Касса»
- Главная книга при журнально-ордерной форме учета
- 1.16. Организация бухгалтерского учета
- Пример графика документооборота по предприятию, учреждению
- 1.17. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
- 1.18. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств
- 2. Учет основных средств
- 2.1. Основные нормативные документы
- 2.2. Понятие, классификация и оценка основных средств
- 2.3. Учет наличия и движения основных средств
- 2.4. Учет амортизации основных средств
- Начисление износа по методу уменьшающегося остатка
- Начисление износа по методу суммы чисел
- 2.5. Восстановление основных средств
- 2.6. Налоги по хозяйственным операциям движения основных средств
- 2.7. Корреспонденция счетов по учету основных средств
- 3. Учет нематериальных активов
- 3.1. Основные нормативные документы
- 3.2. Понятие, классификация и оценка нематериальных активов
- 3.3. Учет движения нма
- 3.4. Корреспонденция счетов по операциям движения нематериальных активов
- 4. Учет материально-производственных запасов
- 4.1. Основные нормативные документы
- 4.2. Материально-производственные запасы, их классификация и оценка.
- 4.3. Учет движения материалов
- 4.4. Корреспонденция счетов по учету производственных запасов
- 5. Учет труда и его оплаты
- 5.1. Основные нормативные документы
- 5.2. Виды, формы и системы оплаты труда
- 5.3. Состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции
- 5.4. Синтетический учет расчетов по оплате труда
- 5.5. Корреспонденции счетов по операциям начисления заработной платы, других выплат и удержаниям из начисленных выплат
- 6. Себестоимость
- 6.1. Основные нормативные документы
- 6.2. Понятие себестоимости. Классификация расходов.
- 6.3. Синтетический учет себестоимости
- 6.4. Корреспонденция счетов
- 7. Учет готовой продукции и ее реализации
- 7.1. Основные нормативные документы
- 7.9. Корреспонденции счетов по операциям учета готовой продукции и ее реализации
- 8. Учет денежных средств
- 8.1. Основные нормативные документы
- 8.2. Синтетический учет денежных средств. Первичные документы по учету денежных средств
- 8.3. Корреспонденция счетов по операциям учета денежных средств
- 9. Учет текущих обязательств и расчетов
- 9.1. Основные нормативные документы
- 9.18. Корреспонденции счетов по операциям учета текущих обязательств и расчетов