logo
OTVET

20.Сопоставление римских языческих и раннехристианских базилик.

Раннехристианская базилика, состоит из нескольких частей, расположенных на единой. Храм открывался окруженный колоннадой прямоугольным двором(атрием). За атрием вытянутый предел закрытые помещения, преддверия храма. Из него входы вели в главное помещение – вытянутый зал , который разделен в продольном направлении рядами колонн нефами, средний неф выше и шире.Возвышающаяся уго часть прорезана в виде листьев аканта. В противоположной стене аркада – апсида (полукруглая ниша), перед апсидой алтарь. Иногда между апсидой и продольными нефами – трансепт. От продольных нефов он отделен триумфальной аркой. Алтарем ориентирован на восток. В крупных базиликах был двор, в центре фонтан, глубже вход. Композиция подчинена движению.

Римская базилика. – подземная базилика и дворец Мадгоре. Вырублен в скале. Он состоял из 3х нефов.

- Базилика Траяна на форуме, 5 нефов, 3 входа, фасад одноименный развернут.

- Базилика Максенция .Наименьшее количество опор. Боковые нефы перекрыты цилиндрическими сводами. Овал главного нефа освещается через маленькие окна. Вес свода 7 тыс. тонн

21.Развитие типа триумфальной арки в архитектуре Римской империи.

Триумфальные арки ставили на площадях, форумах, рынках, улицах.

Арки делятся по арх. композиции: а.на однопролетные; б.двухпролетные (устанавливали перед входом на рынок); в.трехпролетные; г.многопролетные

по плану: а.двухфасадные (обычные); б.четырехфасадные(квадрифронсы)

1.Арка Августа в Сузах –Построена в честь Августа,в честь построения дороги через Альпы.Четырехколонная конилированная арка.Карниз, высокий аттик – стенка над карнизом более высокая чем парапед. Архивольт – обрамление профиля дуги арки, сплошной гладкий антаблемент.

Глубина равна ширине пролета. сплошной гладкий антаблемент.

2.Арка Тита на священной дороге рядом с Колизеем – однопролетная арка с Земновым камнем (выс. – 15.4м), архивольт, свод арки кессенирован, внутри рельефы, арка обрамлена колоннами композитного ордера. Стоит на высоком цоколе, облицована мрамором, позже исп. травертин, на высоком аттике надпись посвященная Титу.Фасад делится на 3 части; цоколь, ср.часть,аттик.

3.Арка Трояна (до нас не дошла), ее изображения только на римских монетах. На ней было 5 круглых рельефов.

4.Арка в Тимгаде (южн. провинция др. Рима) – 3х пролетная арка. Коринфские колонны на высоком пьедестале отодвинуты от стены, каждой колонне соответствует пилястра такого же ордера; ниши были украшены небольшими колонками

5.Арка императора Адриана в Афинах – Этот человек почитал греческие традиции. 2х ярусная 1-пролетная; отделяла старый город от нового. Три небольших пролета прямоугольной формы опираются на плоский постамент с широкой однопролетной аркой. Коринфские колонны использованы на постаменте, в центре второго яруса эдикула – оформленное окно, ниша увенчанная фронтоном.

6.Арка Септимия Севера на Римском форуме – поверхность ее практически полностью покрыта скульптурными изображениями. Трехпролетная арка с мраморной облицовкой и со статуей императора. С этого момента увеличился интерес к декоративным деталям в монументальных сооружениях.

7.Арка Константина (4 в. н. э.) –трехпрролетная арка около Колизея построена в честь победы. Строилась за счет других сооружений, колонны коринфского ордера, конилированные. Рельефы, медальоны и многие другие исторические памятники. Ширина арки – 25,7м и высота – 22м.

22.Искусство древнего Рима. Живопись.

Живопись делится на 4 стиля. Во 2 и 1 вв. до н. э., в республиканскую эпоху, развиваются первый и второй стили. 1-ый, или инкрустационный, стиль представляет собой подражание кладке стены из цветного мрамора. Отдельные квадры, карниз и пилястры выполнены в штукатурке рельефом. Цвета - темнокрасный, желтый, черный и белый. Первый стиль хорошо представлен в ряде домов, в частности, в знаменитом доме Фавна в Помпеях.

2-ой, так называемый архитектурный стиль, носит пространственный характер. На стенах изображались колонны, карнизы, пилястры и капители создавая иллюзорное пространство. Сюжеты этих картин были мифологическими, реже — бытовыми. Лучшими образцами являются фрески из «Виллы мистерий» в Помпеях, из виллы в Боскореале, из дома Ливии на Палатине в Риме.

3-ий помпейский стиль (конец 1 в. до н. э. — начало 1 в. н. э.) полностью соответствует несколько холодному и парадному стилю Августа. Росписи подчеркивают плоскость стены, украшенной лишь тончайшими орнаментальными мотивами, среди которых преобладают очень тонкие, нарядные колонны, более всего похожие на металлические канделябры, отчего третий стиль называют канделябрным. Помимо этой легкой архитектурной декорации в центре стены помещались небольшие картины мифологического содержания. Лучшие образцы росписей третьего стиля сохранились в «Доме столетней годовщины» и в Доме Лукреция Фронтина. В орнаментальную декорацию с большим мастерством вводятся натюрморты, небольшие пейзажи и бытовые сцены.

Относящиеся, ко второй половине 1 в. росписи 4-ого стиля свидетельствуют о новых вкусах. Орнаментальная часть росписей приобретает характер фантастических архитектурных композиций, а картины, расположенные на вентральных частях стен, имеют пространственный и динамический характер. Гамма красок пестра. Сюжеты по преимуществу мифологические.

23.Искусство древнего Рима. Скульптура.

Скульптурные изображения римских божеств исходят из греческих и эллинистических образцов. В римском искусстве нельзя встретить обобщенного образа всесторонне развитого прекрасного человека, нашедшего свое выражение в греческих статуях. Наиболее характерным воплощением римских гражданственных идеалов является распространенный в скульптуре образ облаченного в тогу римлянина, занятого выполнением своих государственных обязанностей (так называемый тогатус).

Доминирующее положение в римской скульптуре занимает парадный портрет-образ стилизован(статуя августа), реалистичный портрет(изображение Пенцилия Юнунда). Как и у этрусков, зарождение портрета в римском искусстве было связано с погребальным культом. Обычай снимать с покойника восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов (пенатов и ларов) послужил одним из толчков к созданию портрета и способствовал возникновению устойчивой традиции точной передачи внешнего облика покойного. На этой основе развился чрезвычайно показательный для римского портрета интерес к передаче конкретного облика модели. Позже появляются еще 2 тенденции; внешнее углубление образца, нарастание в образе духовного направления.