logo
OTVET

9. Театры др. Рима

Позднереспубликанский период1.Большой театр в Помпеях (вмещал 5 тыс чел.) был построен по типу греческой приподнятой сцены, зрительные места – располагались по склонам холма. Позднее по холму была возведена крипта – сводчатый крытый коридор, поднимающийся на 5 рядов. 2.Малый театр Одеон (на 1,5 тыс. зрителей). Располагался рядом с Большим театром в Помпеях. Он был предназначен для мимических и музыкальных представлений. Театр полностью стоял на земле; боковые лоджии отделялись скошенным парапетом с фигурами атлетов. 3.Театр Помпея в Риме. Состоял из 3х частей: храма, сцены, зрительных мест (17тыс). Длина сцены составляла 90м, диаметр барабана со зрит. местами = 160м. При строительстве использовался бетон, облицовка туфом, барабан декорирован ордерной аркадой. 4.Амфитеатр в г.Помпее, располагался в котловине, зрит. места на склонах холма, по периметру крипта идёт 2 ряда. Эллипсовидная сцена окружена стеной = 2м. Арена: 66.7х136м. Вместе со зрит. местами: 136.7х104м. Театр вмещал 15тыс чел. Амфитеатр – римское изобретение, соединение 2х театров для игр, боев, музыки. От непогоды натягивался тент с мачтами.

Императорский период.

1.Театр Марцелло диаметр со зрительными местами 130м. Располагался на субструкцциях (каркасе из несущих столбов с арками и сводами). Фасад делился на две части (основной приём, используемый здесь – ордерная аркада): внизу располагался дорический ордер, внизу ионический (из травертина). По пропорциям близок к классическим. Блоки колонн изменяли высоту снизу вверх от 75 до 50(оптический обман).По бокам карманы с артистами. 2.Театр в Оранже. Похож на театр в Марцелло: основным фасадом был задний фасад сцены(h=36,6м). Места зрителей располагались на субструкциях. Сцена – обычная, фланкирована 2-мя башнями, в центре ниша со статуей императора, перекрыта была деревянной крышей. Театр перекрывали тентом натянутым на мачты. 3.Амфитеатр Колизей. Начат при Веспасиане.Стоит недалеко от Римского форума. Размеры арены: ш=54м, д=86, весь эллипс 188х156м, театр вмещал 50тыс чел (иногда 90). Зрительные места, поддерживали 80 радиальных стен, кот. поддерживались опорными столбами кот. образовывали 7 концентрических кругов. Использовались цилиндрические своды и круговые лестницы. Стены выполнены из бетона, туфа; арки были кирпичные; внешняя стена снизу была из травертина, верхняя часть – травертин+бетон (2 слоя). Кирпичные арки в качестве нервюр гасили напор. Фасад делился на 4 яруса: (использована ордерная аркада) 1 ярус – дорич. ордер; 2 ярус – ионич.; 3 ярус – коринф.; 4 ярус – пилястры коринф.ор. В первом ярусе 80 входов; 2 – 3 ярус – в окнах между колоннами стояли скульптуры. В 4-м ярусе - амбразуры.Проходили бои гладиаторов. 4.Большой цирк (цирк Максимус) построен при Нероне; размеры цирка: ширина – 100м, длина – 550м. Арена делилась статуями и колоннами на 2 части. Сооружение вмещало 250тыс. Проводились состязания на колесницах. Имелись триумфальные ворота, в них въезжал победитель.

10.Погребальные сооружения древнего Рима республиканского периода.

К монументальным сооружениям эпохи республики относятся гробницы римской знати и римских богачей, располагавшиеся вдоль больших дорог за воротами Рима.

Надгробия сооружались в виде саркофагов, столбов и обелисков. Гробница Цецилии Метеллы, построена вблизи Аппиевой дороги, относится к середине 1 в. до н. э.). Это монументальное сооружение в виде огромного цилиндра, покоящегося на квадратном основании (сторона которого равна 22,3 м). Гробница, вероятно, завершалась венчающей частью в форме конуса. Постройка выполнена из бетонной массы, облицованной камнем, фриз и карниз — мраморные (зубцы, венчающие башню в настоящее время,- не античные, а, вероятно, средневековые). Этот памятник напоминает исконную форму этрусского надгробного памятника — тумулуса (кургана), причем окружавшая тумулус низкая каменная подпорная стена (крепида) в гробнице Цецилии Метеллы преобразована в мощный барабан, завершенный карнизом. Гробница Еврисаха- неправильной формы с ограничивающими 2мя дорогами, можно разделить на 3 части. Нижняя расчленена цилиндрами, от средней отделена полосой эпитафии. Верхняя часть разделена на квадраты, отверстия. Завершение похоже на пирамиду.

11.Погребальные сооружения др. Рима императорского периода.

1.Мавзолей Августа – большое (выс. – 44м) сооружение цилиндрической формы в плане круглое(d – 89м), завершенное высокой конической озелененной насыпью. Внутри здание опирается на субструкции – каркас из опор и сводов. Строился более 30 лет. Внутри здания погребальные камеры с нишами, куда устанавливали урны. На озелененной насыпи возвышалась статуя императора.

2.Мавзолей Адриана (сер. Периода) – гигантское надгробие с куполом, на высоком квадратном основании (80м), диаметр цилиндра (d – 64м). Мавзолей, сделанный из бетона и отделанный травертином, стены облицованы мрамором. Носил оборонительный стратегического назначения. был завершен мощным коническим покрытием сувеличивающей его скульптурной группой. Позже назывался замком святого ангела, затем тюрьмой становится.

3. колумбарии – мавзолей для бедных.Встенах было много ниш, в них урны умерших.

4.базилика Максенция (конец периода, IV в. н. э.) - соединение круглого сводчатого здания (ротонды) с базиликой. Центральная часть здания приподнята. Внешние стены были без окон, свет проникал через окна в центральном куполе, который весил 7000 тонн. Все поддерживали сдвоенные колонны (коринфский ордер). Сделана постройка из бетона.

12.Римские термы.

Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений. В термах находились помещения для занятий атлетикой, залы для отдыха и бесед.

Основные помещения: 1.Аподитерий – раздевалка с кабинками, если мылся богатый, то одежду стерег раб; 2.Фригидарий – холодная баня с бассейном; 3.Тепидарий – тёплая баня с бассейном; 4.Кальдарий – горячая баня; 5.Лаконик – парильня.

Примерами могут служить симметричные в плане термы Трояна. В отличие от них термы Карахала не имеют перистиля. В плане терм Карахала прослеживаются 2 оси; по поперечной оси находятся фригидарий, тепидарий и кальдарий (его купол = 35м). Стороны были сориентированы по сторонам света. Справа и слева от этих основных помещений находились другие залы, в том числе палестры, предназначенные для занятия лёгкой атлетикой. При строительстве терм Диоклетиана большое внимание уделяли внутренним помещениям. Здесь могли обслуживаться 3000 человек. Средняя часть строения вытащена в верх, освещение осуществлялось большие световые проёмы. В строении применялись криптопортики – крытые коридоры. Используются цилиндрические и крестовые своды.стены отделаны мозайкой и мрамором, потом декоративной штукатуркой.