logo
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

3.2. Синтетический и аналитический учеты основных средств

В соответствии с Планом счетов учет основных средств в АО “ ” ведется счете 10 "Основные средства".

Счет 10 "Основные средства" имеет следующие субсчета:

101

Земельные участки

102

Капитальные затраты на улучшение земель

103

Здания и сооружения

104

Машины и оборудование

105

Транспортные средства

106

Инструменты, приборы и инвентарь

107

Рабочий и продуктивный скот

108

Многолетние насаждения

109

Прочие основные средства

На счете 10 "Основные средства" осуществляются учет и обобщение информации о наличии и движении собственных или полученных на условиях финансового лизинга объектов арендованных целостных имущественных комплексов, которые, отнесены в состав основных средств.

По дебету счета 10 "Основные средства" отображаются записи по поступлению основных средств на баланс предприятия, которые учитываются по первоначальной стоимости; суммы затрат, связанная с улучшением объекта, которое приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта; сумма дооценки; остаточной стоимости объекта основных средств. По кредиту отображаются выбытие основных средств вследствие продажи, бесплатной передачи или несоответствия критериям определения активом, а также, в случае частичной (ликвидации объекта основных средств, сумма уценки основ­ах средств.

Аналитический учет основных средств ведется по каждому инвентарному объекту. Отдельным инвентарным объектом является законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями или конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Инвентарным объектом считается также отдельный комплекс конструктивно соединенных предметов одного или разнообразного назначений, имеющих для обслуживания общие приспособления и принадлежности, общее управление, единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно. В зависимости от видов основных средств аналитический учет ведется на инвентарных карточках учета основных средств (типовая форма № 03-6, приложение 3.2.1).

Аналитический счет отражает техническую и экономиче­скую характеристики объекта, его местонахождение, первона­чальную оценку и переоценку по восстановительной стоимос­ти, а также норму амортизационных отчислений. В аналити­ческом учете отражают все изменения, произошедшие за время эксплуатации основных средств. Аналитические счета группируются по местам, где находятся основные средства, по материально ответственным лицам, по методам начисле­ния амортизации, по группам и видам, по отраслевому при­знаку, по принадлежности, по признаку использования.

Инвентарная карточка открывается на каждый инвентар­ный объект. Если инвентарный объект включает в себя от­дельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей.

Заполнение инвентарных карточек производится на основе первичной документации: актов приема-передачи основных средств, технических паспортов и других документов по при­обретению, сооружению, перемещению и ликвидации объек­тов основных средств.

Инвентарные карточки сверяются с данными синтетиче­ского учета.

Для пообъектного учета фондов в местах нахождения у материально ответственных лиц ведутся инвентарные списки основных средств (типовая форма № 03-9, приложение 3.2.2).

Для обеспечения надлежащего учета основных средств им в момент приема в эксплуатацию присваивается инвентарный номер. Инвентарный номер присваивается на весь период эк­сплуатации объекта до его списания. Нумерация инвентарных объектов строится по серийно-порядковой системе.

Основанием для бухгалтерских записей по учету движения и остатков основных средств, а также операций, связанных с их текущей эксплуатацией, служат первичные документы.

Документы, являющиеся основанием для бухгалтерских за­писей по учету основных средств, должны отвечать следующим требованиям: четкое и полное заполнение всех граф и реквизи­тов, наличие подписей лиц, ответственных за оформление дан­ной операции; ссылки на решения, постановления или приказы, на основании которых произведены прием, передача, списание, перемещение или переоценка основных средств. Кроме того, в документах на поступление и списание основных средств обя­зательно должны быть указаны их стоимость, сумма износа и установленный для данного объекта процент амортизации.