logo
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

1. Планирование производственной деятельности

Переход от централизованной системы управления к рыночным отношениям привел к необходимости финансового управления фирмы, т.е. (как я уже сказала выше) разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Но, чтобы управ­лять финансами, по меньшей мере, нужно точно знать, откуда они взялись на предприятии (например, какой вид деятельности обеспечи­вает положительный денежный поток), где уходят сквозь пальцы или лежат под ногами, не участвуя в обеспечении жизнедеятель­ности предприятия. В конце концов, руководитель всегда должен быть в состоянии ответить на вопрос, сколько денег у него будет завтра, через месяц, через полгода. А для этого необходимо планирование. Конечно, нужно чет­ко осознавать разницу между бюджетом как ин­струментом планирования в узком (советском) смысле и бюджетом как инструментом управ­ления (то есть планирования,учета и контро­ля).

Бюджетирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечи­вает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, соз­дает условия укрепления финансового состояния предприятия.

Финансовое планирование на предприятии взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе показателей производственного плана (объема производства, реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.). Однако составление бюджета не явля­ется простым арифметическим перерасчетом показателей произ­водственного плана в финансовые показатели. В процессе планирования осуществляется критический подход к показателям производственного плана, выявляются и используются неучтенные в них внутрихозяйственные резервы и пути более эффективного использования производственной мощ­ности предприятия, более рационального расходования матери­альных и денежных ресурсов, повышения качества продукции, расширения ассортимента и др.

В процессе разработки бюджета опреде­ляются: затраты на реализуемую продукцию, выручка от реализа­ции продукции, денежные накопления, амортизационный фонд; объем и источники финансирования намечаемых на планируемый год инвестиций; потребность в оборотных средствах и источники ее покрытия; распределение и использование прибыли; взаимо­отношения с бюджетами и банками; платежи в федеральный и территориальный дорожные фонды и др.

Бюджетирование на предприятии призвано решить следующие задачи2: