logo
ГОСы 2 вышка (100%)

44.Операционный рычаг в предпринимательской деятельности. Экономическое содержание.

операционный рычаг ОР - прогрессивное нарастание величины чистой прибыли при увеличении объема продаж, обусловленное наличием постоянных затрат, не изменяющихся с увеличением объема производства и реализации продукции. OP явл иструментом для определения и анализа данной зависимости. Другими словами он предназначен для установления влияния прибыли на изменение объема продаж.

От структуры постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен т.е. от размера угла (операционного рычага) между графиками выручки и издержек зависит плошадь «зоны прибыли», и площадь «зоны убытков» Под OР обычно понимают степень влияния структуры затрат на выручку от реализации продукции. Этот эффект ОР проявляется а том, что любое изменение выручки порождает более сильное изменение прибыли.

где Р - прибыль; S - выручка от реализации; М- маржинальный доход.

Из-за разного влияния на прибыль постоянных и переменных затрат прибыль и выручка всегда изменяются разными темпами.

По мере изменения объема производства в натуральном выражении контрибуция от единицы продукции(Р-С) умноженная на изменение объеме будет равна суммарному изменению прибыли. А так как в правой части равенства присутствует неизменная величина (С пост.), то процент изменения прибыли будет больше, чем процент изменения объема реализации.

В общем, ОР показывает отношение вклада на покрытие и прибыли.

ОР показывает насколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%.

Основными тремя составляющими ОР являются постоянные затраты, переменные затраты и цена, Все они в той или иной степени связаны с объемом продаж. Меняя их, менеджеры могут оказывать влияние на объем продаж.

Теперь можно сформулировать два правила, полезных для предпринимателя:

1. Необходимо стремиться к положению, когда выручка превышает порог рентабельности, и производить товаров в натуре больше их порогового значения. При этом будет происходить наращивание прибыли фирмы.

2. Следует помнить, что сила воздействия производственного рычага тем больше, чем ближе производство к порогу рентабельности, и наоборот. Это означает, что существует некоторый предел превышения порога рентабельности, за которым неизбежно должен последовать скачок постоянных затрат (новые средства труда, новые помещения, увеличение издержек на управление предприятием).