6 Рекомендации по написанию дипломной работы
В ходе написания дипломной работы студент должен разобраться в теоретических вопросах избранной темы, самостоятельно произвести экономический анализ собранного практического материала, разработать и научно обосновать предложения, направленные па совершенствование учета и отчетности, организации и методики проведения анализа результатов деятельности и контроля ее осуществления. Для решения этих задач необходимо досконально изучить литературу по теме, собрать и обработать фактический материал.
Изучение литературных источников рекомендуется осуществлять в определенной последовательности: начинать - с общетеоретических нормативных и инструктивных материалов по теме дипломной работы, затем переходить к монографической литературе и заканчивать - статьями из периодических изданий (журналов, газет). Глубокое и всестороннее ознакомление с литературными источниками позволит подобрать необходимый фактический материал.
Изучение монографической литературы может сопровождаться либо кратким реферативным изложением прочитанного материала, либо дословным цитированием мнений отдельных авторов, что крайне необходимо в тех случаях, когда разбираются дискуссионные проблемы и нужно сослаться на дословный текст автора монографии (статьи).
В дипломную работу и цитаты, и свободный пересказ принципиальных положений других авторов следует включать с обязательной ссылкой на соответствующие литературные источники. Наличие подобных ссылок не только не снижает заслуг студента-дипломника, ко и подчеркивает его научную добросовестность, придает его работе более убедительный характер. Неоговоренное же заимствование чужих мыслей снижает качество дипломной работы, превращает ее из формы творчества в продукт компиляции.
В дипломной работе необходимо широко использовать нормативные документы различного уровня, в которых отражаются требования к организации учетной, аналитической и контрольно-ревизионной работы.
Конспектируя отобранную литературу, следует заранее продумать, в какой части дипломной работы будет использован тот или иной материал. Специальный подбор и систематизация выписок, накапливаемых в ходе работы над литературой, позволяют более глубоко и всесторонне раскрывать содержание исследуемой темы.
Исходя из требований, предъявляемых к дипломной работе, ее автор должен хорошо владеть навыками исследовательской работы. Не случайно, наличие элементов исследования является обязательным в дипломной работе. Для того, чтобы дипломная работа носила исследовательский характер, в ней, во-первых, должна раскрываться социально-экономическая природа анализируемого явления и излагаться собственная позиция автора по спорным теоретическим вопросам; во-вторых, содержаться глубокий и всесторонний анализ действующей практики (учета, анализа, ревизии и аудита) исследуемых явлений и. в-третьих, должны выдвигаться обоснованные предложения, разработанные на конкретном фактическом материале.
Простой пересказ прочитанного материала, механическое изложение точек зрения различных авторов на дискуссионную проблему без формулирования собственной позиции; полное описание действующей инструкции, иллюстративный, а не аналитический характер использованного в работе фактического материала — такие методы не прибавят достоинства дипломной работе.
Разрабатывая выдвинутые вопросы, следует широко использовать знания, полученные в области смежных специальных дисциплин, умело собирать и обрабатывать требующийся фактический материал. Очень важно, чтобы в основу отдельных положений дипломной работы были положены не абстрактные примеры с условными цифровыми данными, а достоверные плановые и фактические показатели предприятий, организаций, контрольно-ревизионных органов. В дипломной работе нельзя ограничиться простым отражением имеющихся материалов. Необходимо обработать собранный материал, систематизировать цифровые данные, чтобы они служили обоснованием соответствующих выводов, аргументировали выдвигаемые практические предложения. Органическое сочетание теоретических знаний с навыками практической работы, а также изучение передового опыта работы учетных работников и специалистов контрольно-ревизионных служб промышленных предприятий позволят студенту вскрыть и привести в действие имеющиеся резервы, наметить конкретные мероприятия по их мобилизации и эффективному использованию.
Разработка вопросов избранной темы дипломной работы должна вестись в соответствии с утвержденным планом. При всем разнообразии индивидуальных подходов к написанию дипломной работы, в этом процессе все же можно выделить типичное структурное построение с довольно четко очерченным содержанием. Наиболее оптимальной является структура дипломной работы, которая включает в себя введение, три главы и заключение. Однако композиция дипломной работы может быть и иной, состоящей из 2 или 4 глав. Неизменным остается лишь то, что каждая дипломная работа должна состоять из теоретической и практической части, где дается разработка вопросов на основе фактического материала.
Во введении работы дается обоснование выбора темы, характеризуется ее актуальность и значение, формулируются цель и задачи исследования. Здесь же оговаривается объект исследования, и даются отдельные пояснения к содержанию дипломной работы: чем обусловлена принятая структура, почему ограничен круг исследуемых вопросов, с чем связаны временные границы исследуемой проблемы, на каких фактических материалах строится дипломная работа и т.д. Примерное содержание введения приведено в данных методических указаниях.
Первая глава посвящается исследованию теоретических вопросов. В ней находят широкое отражение позиция правительства, законодательные материалы, а также мнения из специальной монографической литературы по избранной теме.
В первой главе дается теоретическое обоснование и определение объекта исследования с общеэкономической и практической точки зрения. Излагая вопросы теории, студент должен помнить, что эта часть его дипломной работы - не цель, а всего лишь средство для более полного и всестороннего освещения избранной темы. Вот почему теоретическое освещение вопросов в первой главе должно быть увязано с практической частью работы и стать базой для разработки предложений и рекомендаций автора.
Рекомендуется затрагивать вопросы, но при этом обязательно следует формулировать собственную позицию, не ограничиваясь простым пересказом существующих в экономической литературе точек зрения. Лишь творчески осмысливая прочитанный материал, не допуская слепого подражания, обосновывая собственную позицию, можно написать дипломную работу, характеризующуюся достаточно высоким теоретическим уровнем. Зрелость такой работы будет определяться серьезностью аргументов, с помощью которых оспариваются позиции других авторов и обосновывается точка зрения самого студента-дипломника.
Во второй главе изучается действующая система учета, документальное оформление и организация синтетического и аналитического учета предмета исследования. Материал этой главы базируется на тщательном изучении действующего законодательства, ведомственных указаний, инструкций и прочих материалов. Задача студента на этом этапе работы состоит не только в том, чтобы глубоко изучить действующую практику, но и критически осмыслить происходящее на основе анализа собранного фактического материала.
Здесь нужно показать действующую методику учета, а также возможности ее дальнейшего совершенствования, внедрения автоматизированной обработки учетной информации с помощью ПЭВМ.
Если же в организации используются общепринятые методы, их сущность подробно излагать не следует. Основной акцент в работе должен быть сделан на сравнительную характеристику соответствия изученной теории и действующей практики учета в отношении изучаемого предмета исследования. Не нужно также переписывать в дипломной работе содержание учебников, учебных пособий, другой специальной литературы и нормативных актов. Изложение вопросов темы должно быть оригинальным, с творческим и критическим подходом.
В третьей главе излагается анализ либо ревизия (аудит) исследуемых показателей. Если третья глава освещает анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, то изучается динамика, выполнение плана в разрезе производственных подразделений и в целом по хозяйству. Большое внимание уделяется измерению влияния основных факторов, формирующих уровень изучаемых показателей, а также выявлению резервов повышения эффективности производства, устранению выявленных нарушений в учете.
Методика и техника анализа изучаемых показателей должны раскрываться на фактическом материале, с разработкой необходимых аналитических таблиц, расчетов, графиков, диаграмм.
В этой главе студент должен показать знание методов экономического анализа и умение применять их при исследовании конкретных экономических ситуаций. При проведении экономического анализа следует использовать приемы корреляции, регрессии и другие экономико-математические методы исследования.
На основе результатов анализа обосновываются и предлагаются методы совершенствования экономической деятельности предприятия, пути повышения эффективности производства.
Если тема дипломной работы предполагает изучение принятой методики аудита (ревизии) тех или иных сторон финансово-хозяйственной деятельности организаций, студент в третьем разделе последовательно освещается порядок контрольной проверки достоверности учета и отчетности на исследуемом предприятии с учетом запланированных вопросов и темы исследования. Можно порекомендовать студенту самостоятельно составить программу (план) проверки объекта исследования (организации) по заявленной теме (Таблица 6.1), что позволит упорядочить изложение материала дипломной работы и повысит ее практическую ценность.
Таблица 6.1 Программа (план) контрольной проверки по вопросу ____________________________________________________________________________________________
(тема проверки)
№ п/п | Вопросы проверки | Кол-во дней проверки | Способы и приемы контроля |
1. | … | … | … |
… | … | … | … |
… | Оформление результатов ревизии (аудита) | 2 | - |
| Итого | … | - |
Излагаемый материал следует рассматривать с позиций обеспечения субъектами хозяйствования сохранности материальных ценностей, денежных средств, нормализации расчетов, соблюдения действующего законодательства в сфере предпринимательства и налогообложения.
Изложение должно быть последовательным и логическим, т.е. идти от рассмотрения методики контроля наиболее общих, итоговых показателей к частным (или наоборот). Содержание раздела должно основываться на проверенных данных и фактах, проведенных документальных и фактических проверках достоверности совершенных операций. Все выводы студента о результатах проведенных исследований (как положительных, так и отрицательных) должны быть доказуемы, т.е. подтверждаться соответствующими документами, расчетами, ссылками на акты законодательства и т.п.
Таким образом, студент, критически изучая методику ревизии (аудита) по конкретной теме, одновременно проводит самостоятельное исследование соответствующих операций и документов у субъекта хозяйствования, излагая по тексту собственное мнение о достоверности, обоснованности и законности совершенных операций.
В конце раздела студент должен предложить собственный вариант оформления результатов аудита (ревизии), т. е.:
систематизировать, сгруппировать и проанализировать результаты проведенных исследований;
предложить самостоятельно разработанные им для этих целей таблицы, блок-схемы;
оформить записи для включения в акт проверки;
предложить способы исправления установленных нарушений (если методом контроля был избран аудит);
рассчитать суммы экономических санкций, которые обязаны взыскать компетентные органы контроля, в случае обнаружения рассмотренных нарушений (если методом контроля в дипломной работе была определена ревизия);
и т.п.
Заключение является своеобразным резюме всего содержания дипломной работы. Оно составляется по всем главам работы и содержит теоретические выводы, констатирует вскрытые дипломником недостатки действующей системы учета, контроля и анализа, содержит практические предложения по их устранению.
В основе написания заключения лежат обобщающие выводы, сформулированные студентом в конце каждого параграфа работы. Здесь излагаются предложения по совершенствованию определения сущности и значения объекта исследования, улучшению учетно-аналитической работы, выявлению и использованию резервов повышения эффективности хозяйствования.
Выводы должны быть конкретными, реальными, обоснованными. Они должны вытекать из результатов проведенного исследования и содержания дипломной работы. Примерное содержание заключения приведено в данных методических указаниях.
Каждая часть дипломной работы (глава, параграф) должна иметь свое название. При этом формулировка и содержание параграфов не должны выходить за рамки соответствующей главы, а название и содержание отдельных глав - за пределы утвержденной темы.
Все части работы (параграфы, главы) должны быть логически связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри их - от вопроса к вопросу. Для того чтобы избежать повторений, отступлений и других редакционно-стилистических погрешностей, необходимо по каждой части дипломной работы составить развернутый план, содержащий узловые вопросы. Это даст возможность систематизировать изложение, обеспечить логическую взаимосвязь отдельных элементов работы, согласовать каждое положение с предшествующим и последующим материалом.
Успех в написании высококачественной дипломной работы во многом зависит от правильной организации самостоятельной работы студента.
Подготовка дипломной работы осуществляется по главам. Работу над ней студент начинает с разработки проблем в первой главе. Иногда могут иметь место случаи, когда по согласованию с руководителем студент начинает работу не с первой главы, а со второй и третьей. Такая последовательность работы в отдельных случаях может несколько ускорить ее написание. Однако данный момент иногда снижает качество выполняемой работы. Не будучи хорошо ознакомленным с теоретическими вопросами темы, автор не может достаточно полно осветить содержание практических глав дипломной работы, поэтому снижается ценность обобщений и выводов, сделанных в целом по работе. Поэтому более правильно начинать разработку темы именно с проблем теоретической главы.
В течение всего периода подготовки дипломной работы студент должен систематически обсуждать результаты со своим руководителем. Эта работа должна быть организована с определенной периодичностью (вначале - не реже 2 раз в месяц, а в последующем - 3-4 раза в месяц). Данное требование не следует рассматривать как средство контроля со стороны кафедры за процессом написания дипломных работ. Скорее - это консультирование студентов дипломников, оказание им действенной помощи в работе с теоретическим и практическим материалом. Во время консультаций руководитель предлагает студенту конкретные задания по изучению литературы, подбору в анализу фактического материала, отвечает на его вопросы, возникшие в ходе написания дипломной работы. Здесь же обсуждаются уже имеющиеся результаты работы за время, прошедшее с момента предыдущей встречи, рассматривается собранный студентом фактический материал, проверяются составленные таблицы, схемы, диаграммы и графики, даются новые рекомендации по дальнейшей работе над темой исследования. Посещение консультации обязательно для студента, неявка на них в установленные сроки считается нарушением учебной дисциплины.
В процессе написания дипломной работы студент постепенно должен апробировать получаемые им результаты. Эта апробации может осуществляться в разных формах. Одной из них является подготовка студентом научного доклада, посвященного одному из узловых вопросов темы дипломной работы. Подготовка доклада на студенческую научную конференцию требует от студента-дипломника углубленной проработки исследуемой проблемы, способствует своевременному выявлению нерешенных вопросов. Выступление перед большой аудиторией заставляет студента более вдумчиво формулировать теоретические выводы, обосновывать их соответствующими аргументами.
Другой формой апробации является всесторонняя проверка правильности полученных результатов и разработанных практических рекомендаций. Для осуществления такой проверки студент должен сопоставить результаты по исследуемому объекту с данными аналогичных предприятий, организаций, проанализировать рекомендации, разрабатываемые в подобной ситуации различными контролирующими органами.
Если студент-дипломник выполняет «заказанную» тему, он должен постоянно информировать заказчика о состоянии работы над темой и получаемых результатах. С этой целью в процессе разработки проблем следует сообщать заказчику промежуточные результаты по отдельным исследуемым вопросам. То обстоятельство, что студент приходится выдвигать и обосновывать свои предложения перед опытными практическими работниками, хорошо знающими состояние дел на изучаемом объекте, требует от него подбора убедительных аргументов и точных расчетов, а все это, в свою очередь, является серьезной проверкой целесообразности выдвигаемых в дипломной работе предложений.
В установленные сроки законченные главы дипломной работы должны сдаваться на проверку руководителю. Сроки представления отдельных глав и всей дипломной работы в целом устанавливаются руководителем для каждого студента индивидуально. Однако эти дифференцированные сроки (учитывающие индивидуальные особенности разных студентов, сложность разработки отдельных проблем и т.п. факторы) не выходят за рамки предельного срока, предусмотренного приказом ректора института.
Руководитель, проверив главу, может вернуть ее студенту для доработки со своими письменными замечаниями. Дополнительные (устные) замечания и рекомендации по вопросу доработки главы могут быть даны им во время очередной консультационной встречи. В соответствии с полученными от руководителя замечаниями студент в установленный срок должен доработать главу.
Дипломная работа, выполненная в полном объеме и оформленная надлежащим образом, сдается руководителю на отзыв. Ответственность за достоверность и качество практических материалов, точность выполненных расчетов и правильность заполнения всех реквизитов первичных документов и учетных регистров принадлежит студенту. Научный руководитель обеспечивает проверку дипломной работы по существу и в установленные сроки дает отзыв о дипломной работе.
- Методические рекомендации
- Содержание
- Общие положения
- 1 Цели и задачи дипломной работы
- 2 Выбор темы дипломной работы
- 3 Планирование подготовки к выполнению дипломной работы
- 4 Подбор литературы
- 5 Рекомендации по сбору и обработке практического материала
- 6 Рекомендации по написанию дипломной работы
- 7 Защита дипломной работы
- 8 Рекомендуемый список использованных источников Бухгалтерский учет
- Анализ хозяйственной деятельности
- Ревизия и аудит
- 10 Планы дипломных работ
- 1 Учет основных средств и анализ эффективности их использования
- 2 Учет и анализ расходов по содержанию и эксплуатации оборудования
- 3 Учет и ревизия (аудит) операций с основными средствами
- 4 Учет и анализ лизинговых операций
- 5 Учет и аудит (ревизия) лизинговых операций
- 6 Учет и аудит (ревизия) нематериальных активов
- 7 Учет и ревизия (аудит) внеоборотных активов
- 8 Учет и анализ инвестиций
- 9 Учет производственных запасов и анализ эффективности их использования
- 10 Учет и анализ поступления материалов и расчетов с поставщиками
- 11 Учет и аудит (ревизия) поступления материалов и расчетов с поставщиками
- 12 Учет и анализ оборотных активов
- 13 Учет поступления и отпуска материалов и анализ обеспеченности материальными ресурсами
- 14 Учет и анализ использования материалов
- 15 Учет и ревизия (аудит) операций с материалами
- 16 Учет и аудит (ревизия) отдельных предметов в составе оборотных средств
- 17 Учет и анализ экспортно-импортных операций с производственными запасами
- 18 Учет и анализ товарных запасов в торговле
- 19 Учет и анализ оплаты труда и расчетов с рабочими и служащими
- 20 Учет выработки, оплаты труда и анализ эффективности использования трудовых ресурсов
- 21 Учет и аудит (ревизия) расчетов с персоналом по оплате труда
- 22 Учет и анализ трудовых ресурсов и расчетов с персоналом по оплате труда в торговле
- 23 Учет и аудит (ревизия) начислений по оплате труда
- 24 Учет и аудит (ревизия) удержаний и отчислений при расчетах с персоналом
- 25 Сводный учет затрат и анализ себестоимости продукции
- 26 Учет и анализ затрат на производство продукции в условиях позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 27 Учет и анализ затрат на производство продукции в условиях попроцессного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 28 Учет и анализ затрат на производство продукции в условиях нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 29 Учет и аудит (ревизия) затрат вспомогательных производств
- 30 Учет затрат и анализ себестоимости строительно-монтажных работ
- 31 Учет и анализ ввода в действие мощностей и объемов строительно-монтажных работ у подрядчика
- 32 Учет и анализ затрат и доходов от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства
- 33 Учет затрат, исчисление и анализ себестоимости продукции агропромышленного комплекса
- 34 Учет и анализ расходов по обслуживанию производства и управлению организацией
- 35 Учет и анализ издержек обращения в торговле
- 36 Учет и ревизия (аудит) затрат – 2-й вариант (какой лучше?)
- 37 Учет готовой продукции и анализ ее качества
- 38 Учет и ревизия (аудит) выпуска и реализации готовой продукции (работ, услуг)
- 39 Учет и аудит (ревизия) поступления и реализации товаров в торговле
- 40 Учет и анализ розничного товарооборота
- 41 Учет и анализ реализации продукции (работ, услуг) и расчетов с покупателями
- 42 Учет денежных средств и анализ денежных потоков
- 43 Учет и ревизия кассовых и банковских операций
- 44 Учет и ревизия операций с безналичными денежными средствами
- 45 Учет и ревизия операций в иностранной валюте
- 46 Учет и анализ финансовых вложений
- 47 Учет и аудит (ревизия) расчетов с поставщиками (подрядчиками), покупателями (заказчиками).
- 48 Учет и ревизия расчетов с подотчетными лицами
- 49 Учет и анализ внешнеэкономической деятельности предприятия
- 50 Учет и ревизия экспортно-импортных операций
- 51 Учет и анализ кредитов банка и займов
- 52 Бухгалтерская отчетность и анализ финансового состояния организации
- 53 Бухгалтерский баланс и анализ финансового состояния организации
- 54 Учет и анализ финансовых результатов
- 55 Учет и анализ финансовых результатов от основного вида деятельности
- 56 Учет и анализ финансовых результатов от операционных и внереализационных доходов и расходов
- 57 Учет и анализ формирования и использования прибыли
- 58 Учет и аудит образования и использования фондов (резервов)
- 59 Учет и анализ налогов и других обязательных платежей
- 60 Учет и анализ налогов, уплачиваемых из прибыли (доходов)
- 61 Учет и анализ налогов, относимых на реализованную продукцию (работы, услуги)
- 62 Учет и анализ налогов и отчислений, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)
- 63 Налоговый учет и аудит (ревизия) расчетов с бюджетом
- 64 Налоговый учет и аудит (ревизия) расчетов с бюджетом по налогам из прибыли (доходов)
- 65 Налоговый учет и аудит (ревизия) расчетов с бюджетом по налогам из выручки от реализации продукции (работ, услуги)
- 66 Налоговый учет и аудит (ревизия) расчетов по налогам и обязательным отчислениям, включаемым в себестоимость продукции (работ, услуг)