Порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее публикация, необходимость аудита финансовой отчетности.
Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность представляются по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам их представления в электронном виде. Кроме этого, у налогоплательщиков возникает необходимость подавать так называемые "уточненные декларации". Рассмотрим основные спорные вопросы такого рода мероприятий.
Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета:
- на бумажных носителях (лично или через его уполномоченного представителя либо направлены в виде почтового отправления с описью вложения);
- в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи либо на электронных носителях записи).
Порядок представления налоговых деклараций регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Налоговым кодексом РФ (ст. 80);
- Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ст. ст. 13 и 15);
- Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169;
- Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705.
Как уже было отмечено ранее, отчетность на бумажных носителях представляется налогоплательщиком лично или через уполномоченного представителя либо в виде почтового отправления.
Напомним, что в соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправки заказного письма с описью вложения.
Сотрудник налогового органа, принимающий декларацию, на остающихся у налогоплательщика копиях налоговых деклараций по просьбе налогоплательщика проставляет отметку о принятии и дату ее представления.
На стадии принятия налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности все представленные документы подвергаются визуальному контролю на наличие ряда обязательных реквизитов, а именно:
- полного наименования (Ф.И.О. физического лица, даты его рождения) налогоплательщика;
- идентификационного номера налогоплательщика;
- кода причины постановки на учет (для юридических лиц);
- периода, за который представляются налоговые декларации и бухгалтерская отчетность;
- подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя.
В случае отсутствия в представленных налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из вышеуказанных реквизитов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками должен в устной форме предупредить налогоплательщика или его представителя об этом и предложить внести необходимые изменения.
Сотрудник налогового органа не вправе отказать в принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, за исключением случая представления вышеуказанных документов не по установленной форме.
При отказе налогоплательщика (его представителя) внести необходимые изменения в налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность на стадии приема, а также в случае представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по почте и отсутствия в них какого-либо из вышеуказанных реквизитов налоговый орган в трехдневный срок с даты регистрации должен письменно уведомить налогоплательщика о необходимости представления им документа по форме, утвержденной для данного документа. Уведомление направляется в следующих случаях:
- отсутствие в представленных налогоплательщиком налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из вышеуказанных реквизитов;
- нечеткое заполнение отдельных реквизитов документа, делающее невозможным их однозначное прочтение, заполнение их карандашом, наличие не оговоренных подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя исправлений;
- составление налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на иных языках, кроме русского;
- несовпадение сведений о постоянно действующем исполнительном органе юридического лица и сведений о руководителе юридического лица, подписавшем налоговую декларацию и бухгалтерскую отчетность, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Принятие налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется с соблюдением требований электронного документооборота, установленных Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@.
Обратите внимание! При представлении в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи бумажные экземпляры налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщик представлять не должен.
Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
Налоговый орган подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об их приеме после проверки требований к оформлению документов.
Обратите внимание! По требованию налогоплательщика налоговый орган должен распечатать налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, представленные по телекоммуникационным каналам связи, и заверить их в установленном порядке.
Принятие налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, представляемых в электронном виде на электронных носителях записи, производится работниками отдела работы с налогоплательщиками.
При представлении отчетности на электронных носителях представление бумажных экземпляров является обязательным.
Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата фактической передачи их в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправки заказного письма с описью вложения.
В случае непредставления налогоплательщиком налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в установленный законодательством о налогах и сборах срок к нему применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 119 НК РФ.
Непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
При непредставлении в налоговый орган декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Через две недели с момента истечения срока представления соответствующей декларации налоговый орган формирует список налогоплательщиков, не представивших отчетность, а также проекты Решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Такого рода Решение подписывается руководителем налогового органа (либо его заместителем), заверяется гербовой печатью и направляется в банк (как правило, по почте).
Организация может попасть в ситуацию, когда налоговый орган отказывает в принятии бухгалтерской и налоговой отчетности из-за отсутствия отметки (штампа) территориального органа статистики о представлении ему бухгалтерской отчетности. Следует иметь в виду, что такие требования налогового органа не соответствуют законодательству
Законодатели на месяц продлили срок публикации годовой бухгалтерской отчетности для отдельных организаций (Федеральный закон от 27.07.2010 N 209-ФЗ). Вступит в силу Закон начиная с публикации отчетности за 2010 г.
Статья 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" содержит перечень организаций, обязанных публиковать годовую бухгалтерскую отчетность:
- открытые акционерные общества;
- банки и другие кредитные организации;
- страховые организации;
- биржи;
- инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов).
Отныне срок публикации отчетности - не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. Ранее на данную операцию отводилось на месяц меньше времени - не позднее 1 июня.
- Финансовый и управленческий учет как подсистемы бухгалтерского учета (сходство и различия).
- Система нормативного регулирования бухгалтерского финансового учета и ее уровни. Динамичность нормативного пространства в области бухгалтерского учета.
- Учетная политика организации. Порядок формирования и раскрытия учетной политики. Составные элементы учетной политики организации: организационно – технический и методический аспекты.
- Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. Учет результатов инвентаризации (Документооборот и типовые корреспонденции счетов).
- Бухгалтерский учет уставного (складочного) капитала на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности (порядок формирования и изменения).
- Бухгалтерский учет нематериальных активов (Понятие, классификация, правила оценки. Первичные учетные документы и типовые корреспонденции счетов. Правила раскрытия информации в отчетности).
- Бухгалтерский учет и аудит заработной платы (Начисление, удержание, депонирование заработной платы. Процедуры проверки расчетов по оплате труда).
- Порядок ведения кассовых операций. Бухгалтерский учет и аудит кассовых операций. Особенности учета денежных документов.
- Затраты на производство продукции (работ, услуг): правила организации учета (понятие затрат и их классификация, отражение затрат на производство продукции (работ, услуг) в текущем учете и отчетности).
- Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
- Бухгалтерская финансовая отчетность организаций: назначение, состав и виды бухгалтерской отчетности, основные требования к ее составлению и представлению
- Бухгалтерский баланс – одна из основных форм бухгалтерской финансовой отчетности. Правила оценки статей бухгалтерского баланса.
- Раздел I баланса
- Раздел II баланса
- Раздел III баланса
- Раздел IV баланса
- Раздел V баланса
- Отчет о прибылях и убытках – одна из основных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности. Правила раскрытия информации в Отчете о прибылях и убытках.
- Порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее публикация, необходимость аудита финансовой отчетности.
- Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в рф.
- Виды аудита, особенности организации внешнего и внутреннего аудита. Обязательный аудит.
- Аудиторские стандарты: их назначение и виды.
- Цели и содержание планирования аудита.
- Необходимость понимания деятельности аудируемого лица.
- Понятие существенности в процессе аудиторской проверки.
- Назначение рабочих документов аудитора. Виды рабочей документации. Порядок хранения и использования рабочей документации.
- Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.
- Подтверждение оценочных значений в ходе аудиторской проверки.
- Понятие, виды аудиторских доказательств, процедуры их получения.
- Учет товарных потерь торговой организации.
- Учет продажи товаров по продажным ценам.
- Учет тары в торговых организациях.
- Учет расходов на продажу в торговле.
- Особенности учета и аудита в негосударственных пенсионных фондах.
- Учетная политика для целей налогового учета.
- Учет и аудит расчетов по ндс.
- Сумма счета * ставка ндс (10% или 20%)
- Учет расчетов по налогу на прибыль.
- Учет амортизации основных средств в бухгалтерском и налоговом учете.
- Порядок налогового учета процентов по долговым обязательствам.
- Учет и аудит операций на валютных счетах.
- Учет и аудит экспортных операций.
- Учет и аудит курсовых разниц.
- Учет и аудит расходов по загранкомандировкам.
- Методика экономического анализа.
- Сравнение как элемент методики анализа.
- Классификация видов экономического анализа.
- Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности как база принятия управленческих решений
- Анализ в системе маркетинга
- Анализ деловой активности (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)
- Общая оценка финансового состояния организации на основе бухгалтерского баланса (цель и задачи анализа, информационная база, состав показателей, методика анализа).
- Анализ ликвидности активов организации (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ эффективности использования основных средств организации (цель, задачи, информационная база, состав показателей, методика анализа).
- Анализ состояния и использования материальных ресурсов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ показателей оборачиваемости запасов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ эффективности использования производственных ресурсов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ оборачиваемости текущих активов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Факторный анализ показателей производительности труда (цель и задачи анализа, источники информации, методики факторного анализа).
- Анализ состояния и использования трудовых ресурсов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ использования рабочего времени (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)
- Анализ общей суммы и уровня затрат на производство продукции (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ прямых и косвенных затрат (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)
- Анализ переменных и постоянных затрат (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)
- Анализ производства продукции (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ движения денежных средств организации (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ дебиторской задолженности (Цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы и методика анализа).
- Формирование и расчет показателей прибыли.
- Анализ финансовых результатов организации (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Показатели рентабельности, методика их расчета и анализа.
- Анализ финансового состояния организации: цель и задачи анализа, источники информации и их аналитические возможности, методы и методики анализа.
- Анализ финансовой устойчивости организации на основе абсолютных показателей (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Различают четыре типа финансовой устойчивости организации:
- Анализ финансовой устойчивости организации на основе относительных показателей (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Маржинальный анализ: цель и задачи анализа, источники информации, показатели и алгоритмы их расчета, условия проведения анализа.