Бухгалтерский учет и аудит заработной платы (Начисление, удержание, депонирование заработной платы. Процедуры проверки расчетов по оплате труда).
Согласно Трудовому кодеку РФ, организация самостоятельно устанавливает систему оплаты труда. При этом в пределах одной организации разным категориям работников может быть установлена разная система оплаты труда.
Таблица: Системы оплаты труда в РФ.
Повременная (тарифная) система оплаты труда Оплата производится за фактически отработанное время, независимо от результатов работы. В основе расчета – оклад или тариф. | ||||
1.Простая повременная Оклад = 1000 руб., отработано 20 дней из 25 положенных | 2.Премиальная повременная ЗП = ЗП по тарифу + премия в %х от оклада | |||
Сдельная система оплаты труда Оплата производится за объем выполненных работ, независимо от потраченного времени. В основе расчета – сдельные расценки. | ||||
1.Прямая сдельная ЗП = сдельная расценка за 1цу работ * объем работ | 2.Сдельно-премиальная ЗП = ЗП прямая сдельная + % за перевыполнение плана | 3.Сдельно-прогрессивная Увеличенные расценки оплаты за выработку сверх нормы | 4.Косвенно-сдельная ЗП вспомогательных рабочих = % от ЗП основных рабочих | 5.Аккордная Объем работ и расценок устанавливается на бригаду, выплаты участникам зависят от квалификации и коэффициента трудового участия работника. |
Комиссионная система оплаты труда Оплата производится в размере процента от выручки организации | ||||
1.С применением минимального оклада ЗП=минимальный оклад + % от выручки | 2.Без применения минимального оклада ЗП=% от выручки организации |
Порядок применения той или иной системы труда к конкретному сотруднику оговаривается в трудовом договоре, а общий порядок, принятый в организации, утверждается приказом или распоряжением руководителя в виде Положения об оплате труда. Информация о наименовании структурных подразделений организации, профессиях (должностях) сотрудников, количестве штанных единиц сотрудников, окладах и надбавках отражается в Штатном расписании организации (унифицированная форма Т-3). Штатное расписание также утверждается отдельным приказом или распоряжением руководителя организации. После того, как принято обоюдное решение работника и работодателя о приеме на работу, сотрудник предоставляет в организацию следующие документы.
Заработная плата начисляется исходя из:
cистемы оплаты труда, применяемой на предприятии
cведений об установленных тарифах, окладах, сдельных расценках
cведений о фактически отработанном времени сотрудниками или об объеме произведенной продукции.
Согласно трудовому законодательству начисление и выплата заработной платы производится не реже чем каждые полмесяца. Начисленные суммы фиксируются в Расчетной ведомости (унифицированная форма № Т-51) или в Расчетно-платежной ведомости (унифицированная форма № Т-49)
Начисление заработной платы отражается по кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в корреспонденции со счетами для учета затрат в зависимости от характера работы того или иного сотрудника.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начислена зарплата сотрудникам, занятым строительством основных средств | 08.х | 70 |
Начислена зарплата сотрудникам, занятым изобретением нематериального актива | 08.х | 70 |
Начислена зарплата сотрудникам, занятым снабжением организации материалами | 10,15 | 70 |
Начислена зарплата сотрудникам основного производства | 20 | 70 |
Начислена зарплата сотрудникам вспомогательного цеха | 23 | 70 |
Начислена зарплата общепроизводственному персоналу | 25 | 70 |
Начислена зарплата административно-управленческому персоналу | 26 | 70 |
Начислена зарплата сотрудникам, занятым сбытом продукции | 44 | 70 |
Начислена зарплата сотрудникам, занятым демонтажем оборудования | 91 | 70 |
Начислена зарплата сотрудникам, занятым ликвидацией последствий чрезвычайных обстоятельств | 91 | 70 |
К основным удержаниям из заработной платы относятся:
НДФЛ (сумма начисленного в установленном порядке налога)
Cуммы алиментов по исполнительным листам
Удержание невозвращенных во время подотчетных сумм
Возмещение причиненного материального ущерба
Удержания по суммам предоставленных сотруднику займов и процентов
Удержание аванса, начисленного за первую половину месяца
Прочие удержания по заявлению сотрудника (в пользу профсоюзов, страховых компаний)
Общий размер всех удержаний при каждой выплате не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами – 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50 процентов заработной платы.
Все виды удержаний из заработной платы отражаются по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в корреспонденции с различными счетами, в зависимости от вида удержания.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Удержан из зарплаты налог на доходы физических лиц (НДФЛ) | 70 | 68 |
Удержана из зарплаты сумма алиментов по исполнительным листам | 70 | 76 |
Произведено удержание из зарплаты невозвращенных во время подотчетных сумм | 70 | 71 |
Удержана из зарплаты сумма причиненного материального ущерба | 70 | 73-2 |
Удержана из зарплаты часть суммы в погашение ранее выданного займа сотруднику | 70 | 73-1 |
Удержан аванс, начисленный за первую половину месяца | 70 | 50 |
Произведены удержания из зарплаты по заявлению сотрудника в пользу третьих лиц | 70 | 76 |
Заработная плата может быть выплачена сотруднику:
наличными деньгами,
перечислена безналичным переводом на расчетный счет сотрудника в банке,
выдана в натурально-вещественной форме (продукцией предприятия).
Денежные средства на выплату заработной платы должны быть сняты с расчетного счета в банке по денежному чеку, либо, если предусмотрено в Расчете лимита кассы, на выплату заработной платы могут расходоваться денежные средства из выручки организации.
Выплата заработной платы оформляется на усмотрение организации Платежной ведомостью (унифицированная форма № Т-53) или Расчетно-Платежной ведомостью (унифицированная форма № Т-49). В ведомости сотрудники расписываются в получении денег.
Выплата заработной платы из кассы организации производится в соответствии с кассовой дисциплиной и порядком оформления кассовых операций. Более подробно смотрите: Порядок выплаты заработной платы из кассы организации (+ выплата депонированных сумм).
Если сотрудник в установленные сроки (3 дня с даты выдачи) не получил в кассе заработную плату, то производится ее депонирование - сдача в банк неполученной в срок заработной платы. При этом учет депонированных сумм ведется в специальных регистрах или книгах учета депонентов. Выплата депонированных сумм осуществляется на основании письменного заявления сотрудника в сроки выплаты очередной заработной платы.
Выплата заработной платы безналичным переводом осуществляется на основании письменного заявления сотрудника, с обязательным указанием банковских реквизитов.
Согласно ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы в натурально-вещественной (неденежной) форме в стоимостной оценке не может превышать 20% от суммы начисленной заработной платы.
При этом запрещено выплачивать зарплату в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, в виде спиртных напитков и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот.
Порядок отражения операций по выплате зарплаты на счетах бухгалтерского учета представлен в таблице:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Выплачена заработная плата из кассы организации | 70 | 50 |
Перечислена заработная плата на расчетный счет сотрудника | 70 | 51 |
Депонирована неполученная вовремя заработная плата | 70 51 | 76-4 50 |
Выплачена из кассы депонированная ранее заработная плата | 76-4 | 50 |
Трудовой кодекс предусматривает следующие виды отпусков (главы 19, 41 ТК РФ):
Ежегодный (основной) оплачиваемый отпуск
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (в т.ч. учебный)
Отпуск без сохранения заработной платы
Отпуск по беременности и родам
Отпуск по уходу за ребенком
Порядок бухгалтерского учета отпускных зависит от закрепленного в учетной политике источника выплаты отпускных, т.е. наличия или отсутствия резерва на оплату отпусков.
Если резерв создается, то отпускные начисляют по мере необходимости за счет средств созданного резерва. Если создание резерва не предусмотрено, то суммы начисленных отпускных отражаются ежемесячно в составе затрат (за отработанные месяцы) либо в составе расходов будущих периодов (если часть месяца еще не отработана).
Суммы начисленных отпускных (кроме пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС) облагаются "зарплатными" налогами.
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит |
Создание и использование резерва на оплату отпусков |
|
| |
1 | Создан резерв на оплату отпусков работникам основного производства | 20 | 96 |
2 | Создан резерв на оплату отпусков административно-управленческого персонала | 26 | 96 |
3 | Создан резерв на оплату отпусков сотрудников, занятых сбытом продукции | 44 | 96 |
4 | Начислены отпускные сотрудникам организации за счет созданного резерва | 96 | 70 |
5 | Удержан НДФЛ с суммы отпускных | 96 | 68 |
6 | Начислены страховые взносы с сумм отпускных | 96 | 69 |
Оплата отпусков без использования резерва |
|
| |
7 | Начислены отпускные сотрудникам основного производства за отработанный месяц | 20 | 70 |
8 | Начислены отпускные сотрудникам вспомогательного цеха за отработанный месяц | 23 | 70 |
9 | Начислены отпускные административному персоналу за отработанный месяц | 26 | 70 |
10 | Удержан НДФЛ с суммы отпускных за отработанный месяц | 70 | 68 |
10 | Начислены страховые взносы с сумм отпускных за отработанный месяц | 20, 23, 26… | 69 |
К наиболее распространенный пособиям, выплачиваемым за счет средств Фонда социального страхования, относятся:
1. Пособия по временной нетрудоспособности (больничные)
2. Пособия гражданам, имеющим детей:
пособие по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Пособия, выплачиваются сотрудникам за счет средств ФСС, но приравниваются к заработной плате, их начисление отражается записью по дебету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
Пособия индексируются в размере и сроки, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, исходя из установленного прогнозного уровня инфляции.
Цель аудита расчетов по оплате труда - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации о состоянии расчетов по оплате труда, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.
Выполняя процедуру проверки порядка выплаты заработной платы, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
Порядок и условия выплаты заработной платы в неденежной форме соответствуют положениям нормативных актов?
Порядок выдачи заработной платы в денежной форме соответствует положениям нормативных актов?
Проверка правильности выплаты заработной платы в неденежной форме
При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке выплаты заработной платы.
Сразу отметим, что доля заработной платы, выплачиваемая продукцией, не должна превышать 20% от общей суммы заработной платы (ст. 131 ТК РФ).
Проверка правильности выплаты заработной платы в денежной форме
При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке выплаты заработной платы.
Денежные средства, причитающиеся работникам в счет заработной платы, могут быть:
выплачены из кассы;
перечислены на банковский счет работников с расчетного счета.
Если денежные средства снимаются с расчетного счета для выплаты заработной платы из кассы, то их сумму необходимо отразить записью:
Дебет счета 50-1 Кредит счета 51 - поступили с расчетного счета денежные средства в кассу организации.
На сумму выплаченной заработной платы производятся записи:
Дебет счета 70 Кредит счета 50-1 - выплачена из кассы заработная плата работникам организации.
Если не все работники получили заработную плату, то оставшиеся невыплаченные суммы депонируются и сдаются на расчетный счет в банк.
Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ). Как правило, за первую половину месяца заработная плата выплачивается авансом (например, 15-го числа выдается аванс за первую половину месяца, а 30-го числа осуществляется окончательный расчет).
Конкретные дни выплаты заработной платы за первую и вторую половину месяца определяются Правилами трудового распорядка организации, коллективным или трудовым договором.
Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог начисляются на сумму заработной платы по итогам каждого месяца.
Поэтому сумма заработной платы, выданная авансом за первую половину месяца, этими налогами не облагается (письмо Минфина России от 6 марта 2001 г. N 04-04-06/84).
По нашему мнению, взносы на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на сумму заработной платы, выданной авансом, не начисляются, так как сумма этих взносов определяется также по итогам каждого месяца.
Как правило, аванс выплачивается в пределах тарифной ставки (оклада), исчисленной исходя из количества рабочего времени, фактически отработанного в первой половине месяца.
Бухгалтерский учет и аудит расчетов с подотчетными лицами. (Порядок выдачи наличных денежных средств подотчет. Учет расходов на командировки. Учет хозяйственных расходов, произведенных через подотчетных лиц. Процедуры проверки расчетов с подотчетными лицами).
Подотчетные лица - это сотрудники организации, которые получили денежные средства организации для оплаты "мелких" расходов.
Из подотчетных сумм могут быть оплачены:
1. Хозяйственные расходы
приобретение материальных ценностей,
канцелярские, почтовые расходы
денежные документы и т.д.
2. Расходы на командировки
В основном выдача подотчетных сумм производится из кассы организации (при заграничных командировках - подотчетные суммы могут быть перечислены в валютного счета организации на карточку сотрудника).
Подотчетные суммы выдаются на основании письменного заявления сотрудника с визой руководителя организации.
Порядок выдачи подотчетных сумм регламентирован Правилами ведения кассовых операций (См. Кассовые операции: выдача подотчетных сумм).
После того, как сотрудник осуществит расход подотчетных сумм он в установленные сроки обязан отчитаться перед организацией, т.е. составить и представить в бухгалтерию Авансовый отчет по форме АО-1 с приложением всех документов, полученных им при осуществлении расходов.
В случае, если не вся сумма подотчетных средств потрачена, сотрудник возвращает остаток в кассу. Если осуществлен перерасход подотчетных сумм - организация компенсирует его.
Если сотрудник в установленные сроки не представил Авансовый отчет, подотчетная сумма может быть удержана из заработной платы сотрудника или по решению суда отнесена на возмещение материального ущерба.
3. Оплата представительских расходов
Расчеты с подотчетными лицами учитываются на одноименном счете 71.
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит |
1 | Выданы из кассы подотчетные средства | 71 | 50 |
2 | Приобретены материалы из подотчетных средств | 10 | 71 |
3 | Учтен НДС по расходам с подотчетных сумм | 19 | 71 |
4 | Произведен налоговый вычет (на основании счетов-фактур) с подотчетных сумм | 68 | 19 |
5 | Осуществлены общехозяйственные расходы из подотчетных средств | 20/26 | 71 |
6 | Возвращен остаток неизрасходованных подотчетных сумм в кассу | 50 | 71 |
7 | Возмещен перерасход подотчетных сумм | 71 | 50 |
8 | Списаны невозвращенные в срок подотчетные суммы | 94 | 71 |
Цель аудита расчетов с подотчетными лицами - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации о состоянии расчетов с подотчетными лицами, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.
Выполняя процедуру проверки расчетов с подотчетными лицами, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
Порядок, размеры и условия возмещения расходов на командировки по территории РФ соответствуют положениям нормативных актов?
Порядок, размеры и условия возмещения расходов на зарубежные командировки соответствуют положениям нормативных актов?
Налогообложение расходов на командировку соответствует положениям нормативных актов?
Порядок выдачи и расходования средств на хозяйственные нужды соответствуют положениям нормативных актов?
Порядок выдачи и расходования средств на представительские расходы соответствуют положениям нормативных актов?
Бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками (Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками. Учет резервов по сомнительным долгам. Учет списания дебиторской задолженности. Процедуры проверки расчетов с покупателями и заказчиками).
Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.
Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.
Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на сумму погашения задолженности) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента).
Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" обособленно.В целом можно сказать, что счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" как бы зеркально отражает у продавца факты хозяйственной жизни, регистрируемые покупателем по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Как только этот счет дебетуется, т.е. собственность на отгруженные товары переходит к покупателю, так сразу же у предприятия возникает дебиторская задолженность и именно поэтому счет корреспондирует со счетами 90.1 "Выручка" и/или 91.1 "Прочие доходы". Если работы выполнялись по договору долгосрочного характера, то может кредитоваться счет 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам".
По сложившимся обычаям покупатель мог внести деньги вперед, т.е. могло иметь место или получение аванса или зачисление предоплаты. В этом случае по счету 62 возникает кредиторская задолженность.
Прежде всего, счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" нужен для отражения задолженности покупателей за реализованные ценности (работы, услуги).
Современные ПБУ требуют отражения всех операций, связанных с реализацией, в момент их отпуска, что вытекает из допущения временной определенности факта хозяйственной деятельности, т.е. "..независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств" (ПБУ 1/98, п.6).
Однако мы отметим и другие возможности.
Основной вариант предполагает сразу же после отгрузки ценностей или оказания услуг составление следующей записи:
Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит 90.1 "Выручка"
Цикл операций по продаже ценностей можно представить по следующему примеру.
В тех случаях, когда моментом реализации признается, согласно условиям договора купли-продажи и/или выбранной учетной политике, оплата ценностей, таких парадоксов не возникает.
Рассмотрим записи, которые не рекомендуют ПБУ, на условиях предыдущего примера:
Для целей налогообложения данный вариант отличается большей простотой и удобством. Однако если заключается договор, согласно которому риск гибели товара (полный или частичный) падает на собственника до момента оплаты ценностей, что по многим причинам, крайне невыгодно для него.
Обязательства покупателей и заказчиков в бухгалтерском учете должны быть отражены в момент их возникновения. В силу того, что обязательства покупателя возникают в момент исполнения продавцом обязательств по передаче товара, возможны два варианта отражения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности покупателя, которые определяются условиями договора о переходе права собственности на материальные ценности.
Первый вариант основан на условии договора о переходе права собственности в момент исполнения обязательств поставщиком или подрядчиком. В этом случае обязательства покупателя или заказчика возникают одновременно с выполнением обязательств поставщика или подрядчика и переходом права собственности на продукцию, (товары). Выполнение обязательств поставщиком или подрядчиком по договору является основанием для отражения на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 12 положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 в бухгалтерском учете выручка отражается при наличии следующих условий:
организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
сумма выручки может быть определена;
имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Для отражения выручки от реализации на счетах бухгалтерского учета должны выполняться все условия одновременно. Если не выполняется хотя бы одно из выше перечисленных условий, то денежные средства и иные активы, полученные организацией в оплату, в бухгалтерском учете организации признаются как кредиторская задолженность, а не как погашение дебиторской задолженности.
Следовательно, дебиторская задолженность покупателя в бухгалтерском учете организации будет формироваться одновременно с отражением информации о выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг при выполнении всех указанных условий путем осуществления следующей записи на счетах бухгалтерского учета:
Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит 90 "Продажи"
Второй вариант отражения информации о дебиторской задолженности основан на условии договора о переходе права собственности в момент оплаты продукции, товара, или наступления иных обстоятельств. В этом случае возникающие у покупателя обязательства по оплате продукции (товара) не связаны с переходом права собственности и, следовательно, отражением на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции, товаров. В общепринятой в России практике учета обязательств покупателя не применяется в этом случае ни балансовый счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", ни забалансовый счет. Однако представляется целесообразным вести забалансовый учет дебиторской задолженности по договорам, условиями которых предусмотрен переход права собственности в момент оплаты товара или наступления иных обстоятельств. По дебету забалансового счета "Дебиторская задолженность покупателей" отражается величина обязательств покупателя по договору за отгруженную продукцию, товары.
В момент перехода права собственности на продукцию (товар) производится на счетах бухгалтерского учета запись:
Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит 90 "Продажи"
И одновременно по кредиту счета "Дебиторская задолженность" списывается сумма дебиторской задолженности, отраженная по балансовому счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Правила ведения аналитического учета, в сущности, те же, что и правила ведения аналитического учета по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Новым являются следующие разрезы аналитического учета (по сравнению со старым планом счетов):
по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
по неоплаченным в срок расчетным документам;
авансам полученным.
Последний аналитический разрез явился следствием ликвидации бывшего счета 64 "Расчеты по авансам полученным".
Выполняя процедуру проверки расчетов с покупателями и заказчиками, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется в соответствии с требованиями Инструкции по применению Плана счетов?
Корреспонденция счетов по расчетам с покупателями и заказчиками составлена в соответствии с требованиями нормативных актов?
Данные аналитического и синтетического учета по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" соответствуют данным главной книги и баланса?
При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов при отражении в бухгалтерском и налоговом учете операций по учету расчетов с поставщиками за поставки продукции (товаров, работ, услуг), а именно:
При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счету 62 учета расчетов. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.
Аудиторская организация при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что:
конечные сальдо по счетам синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками (62) предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;
соответствующие показатели бухгалтерской отчетности (ф. №№ 1, 5) на начало и конец отчетного периода, соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками;
проверка договоров с покупателями и заказчиками.
При аудите необходимо проверить наличие договоров и правильность их оформления.
При проведении аудита, необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке организации и учета расчетов с покупателями и заказчиками.
По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам правильности отражения в бухгалтерском и налоговом учете расчетов с покупателями и заказчиками.
Бухгалтерский учет кредитов и займов. (Понятие, классификация, порядок и условия перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную, срочной в просроченную. Оценка задолженности по полученным кредитам и займам. Типовые корреспонденции счетов).
Счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" предназначен для обобщения информации о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.
Суммы полученных организацией краткосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и дебету счетов 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и т.д.
Краткосрочные займы, привлеченные путем выпуска и размещения облигаций, учитываются на счете 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" обособленно. При этом если облигации размещаются по цене, превышающей их номинальную стоимость, то делаются записи по дебету счета 51 "Расчетные счета" и др. в корреспонденции со счетами 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" (по номинальной стоимости облигаций) и 98 "Доходы будущих периодов" (на сумму превышения цены размещения облигаций над их номинальной стоимостью). Сумма, отнесенная на счет 98 "Доходы будущих периодов", списывается равномерно в течение срока обращения облигаций на счет 91 "Прочие доходы и расходы". Если облигации размещаются по цене ниже их номинальной стоимости, то разница между ценой размещения и номинальной стоимостью облигаций доначисляется равномерно в течение срока обращения облигаций с кредита счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Причитающиеся по полученным кредитам и займам проценты к уплате отражаются по кредиту счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" в корреспонденции с дебетом счета 91 "Прочие доходы и расходы". Начисленные суммы процентов учитываются обособленно.
На суммы погашенных кредитов и займов дебетуется счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно.
Аналитический учет краткосрочных кредитов и займов ведется по видам кредитов и займов, кредитным организациям и другим заимодавцам, предоставившим их.
На отдельном субсчете к счету 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" учитываются расчеты с кредитными организациями по операции учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств со сроком погашения не более 12 месяцев.
Операция учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств отражается организацией - векселедержателем по кредиту счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" (номинальная стоимость векселя) и дебету счетов 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета" (фактически полученная сумма денежных средств) и 91 "Прочие доходы и расходы" (учетный процент, уплаченный кредитной организации).
Операция учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств закрывается на основании извещения кредитной организации об оплате путем отражения суммы векселя по дебету счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и кредиту соответствующих счетов учета дебиторской задолженности.
При возврате организацией - векселедержателем денежных средств, полученных от кредитной организации в результате учета (дисконта) векселей или иных долговых обязательств, из-за невыполнения в установленный срок векселедателем или другим плательщиком по векселю своих обязательств по платежу производится запись по дебету счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При этом задолженность по расчетам с покупателями, заказчиками и другими дебиторами, обеспеченная просроченными векселями, продолжает учитываться на счетах учета дебиторской задолженности.
Аналитический учет дисконтированных векселей ведется по кредитным организациям, осуществившим учет (дисконт) векселей или иных долговых обязательств, векселедателям и отдельным векселям.
Учет расчетов с кредитными организациями, заимодавцами и векселедателями в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" обособленно.
Цель аудита расчетов по кредитам и займам - получить достаточные доказательства достоверности отражения хозяйственных операций по полученным заемным средствам в бухгалтерской отчетности.
При проверке расчетов по кредитам и займам необходимо выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления.
Для достижения цели проверки учета кредитов и займов необходимо решить следующие задачи:
проверить реальность и документирование кредитов и займов;
проверить обоснованность получения кредитов и займов (источники получения заемных средств);
проверить целевое использование заемных средств, полноту и своевременность их погашения (на какие цели использованы заемные средства, как погашается задолженность по кредитам и займам, наличие просроченных задолженностей);
изучить оценку остатков по непогашенным кредитам и займам и уплату процентов по ним (учет процентов по кредитам, участие процентов в оценке имущества и в формировании финансовых результатов).
Выполняя процедуру проверки расчетов по кредитам и займам, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
Договора на выдачу и получение кредитов и займов имеются в наличии и соответствуют требованиям законодательства?
На суммы полученных кредитов в банках и суммы погашения этих кредитов имеются в наличии выписки банков и документы к ним?
Учет и налогообложение операций по договору беспроцентного займа соответствует положениям нормативных актов?
Учет и налогообложение операций по договору кредита на приобретение материалов соответствует положениям нормативных актов?
Порядок учета и налогообложения операций по договорам валютного займа и кредита соответствует положениям нормативных актов?
Учет и налогообложение операций по договорам займа и кредита с валютной оговоркой соответствуют положениям нормативных актов?
Учет и налогообложение операций по договору товарного займа (кредита) соответствует положениям нормативных актов?
Учет и налогообложение операций по договору коммерческого кредита соответствует положениям нормативных актов?
Инвентаризация расчетов по кредитам и займам производится в соответствии с положениями нормативных актов?
Данные аналитического и синтетического учета по счетам 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" соответствуют данным главной книги и баланса?
Корреспонденция счетов по счетам 66 "Расчеты по краткосрочным займам", 67 "Расчеты по долгосрочным займам" составлена в соответствии с требованиями нормативных актов?
- Финансовый и управленческий учет как подсистемы бухгалтерского учета (сходство и различия).
- Система нормативного регулирования бухгалтерского финансового учета и ее уровни. Динамичность нормативного пространства в области бухгалтерского учета.
- Учетная политика организации. Порядок формирования и раскрытия учетной политики. Составные элементы учетной политики организации: организационно – технический и методический аспекты.
- Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. Учет результатов инвентаризации (Документооборот и типовые корреспонденции счетов).
- Бухгалтерский учет уставного (складочного) капитала на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности (порядок формирования и изменения).
- Бухгалтерский учет нематериальных активов (Понятие, классификация, правила оценки. Первичные учетные документы и типовые корреспонденции счетов. Правила раскрытия информации в отчетности).
- Бухгалтерский учет и аудит заработной платы (Начисление, удержание, депонирование заработной платы. Процедуры проверки расчетов по оплате труда).
- Порядок ведения кассовых операций. Бухгалтерский учет и аудит кассовых операций. Особенности учета денежных документов.
- Затраты на производство продукции (работ, услуг): правила организации учета (понятие затрат и их классификация, отражение затрат на производство продукции (работ, услуг) в текущем учете и отчетности).
- Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
- Бухгалтерская финансовая отчетность организаций: назначение, состав и виды бухгалтерской отчетности, основные требования к ее составлению и представлению
- Бухгалтерский баланс – одна из основных форм бухгалтерской финансовой отчетности. Правила оценки статей бухгалтерского баланса.
- Раздел I баланса
- Раздел II баланса
- Раздел III баланса
- Раздел IV баланса
- Раздел V баланса
- Отчет о прибылях и убытках – одна из основных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности. Правила раскрытия информации в Отчете о прибылях и убытках.
- Порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее публикация, необходимость аудита финансовой отчетности.
- Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в рф.
- Виды аудита, особенности организации внешнего и внутреннего аудита. Обязательный аудит.
- Аудиторские стандарты: их назначение и виды.
- Цели и содержание планирования аудита.
- Необходимость понимания деятельности аудируемого лица.
- Понятие существенности в процессе аудиторской проверки.
- Назначение рабочих документов аудитора. Виды рабочей документации. Порядок хранения и использования рабочей документации.
- Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.
- Подтверждение оценочных значений в ходе аудиторской проверки.
- Понятие, виды аудиторских доказательств, процедуры их получения.
- Учет товарных потерь торговой организации.
- Учет продажи товаров по продажным ценам.
- Учет тары в торговых организациях.
- Учет расходов на продажу в торговле.
- Особенности учета и аудита в негосударственных пенсионных фондах.
- Учетная политика для целей налогового учета.
- Учет и аудит расчетов по ндс.
- Сумма счета * ставка ндс (10% или 20%)
- Учет расчетов по налогу на прибыль.
- Учет амортизации основных средств в бухгалтерском и налоговом учете.
- Порядок налогового учета процентов по долговым обязательствам.
- Учет и аудит операций на валютных счетах.
- Учет и аудит экспортных операций.
- Учет и аудит курсовых разниц.
- Учет и аудит расходов по загранкомандировкам.
- Методика экономического анализа.
- Сравнение как элемент методики анализа.
- Классификация видов экономического анализа.
- Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности как база принятия управленческих решений
- Анализ в системе маркетинга
- Анализ деловой активности (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)
- Общая оценка финансового состояния организации на основе бухгалтерского баланса (цель и задачи анализа, информационная база, состав показателей, методика анализа).
- Анализ ликвидности активов организации (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ эффективности использования основных средств организации (цель, задачи, информационная база, состав показателей, методика анализа).
- Анализ состояния и использования материальных ресурсов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ показателей оборачиваемости запасов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ эффективности использования производственных ресурсов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ оборачиваемости текущих активов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Факторный анализ показателей производительности труда (цель и задачи анализа, источники информации, методики факторного анализа).
- Анализ состояния и использования трудовых ресурсов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ использования рабочего времени (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)
- Анализ общей суммы и уровня затрат на производство продукции (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ прямых и косвенных затрат (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)
- Анализ переменных и постоянных затрат (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)
- Анализ производства продукции (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ движения денежных средств организации (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ дебиторской задолженности (Цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы и методика анализа).
- Формирование и расчет показателей прибыли.
- Анализ финансовых результатов организации (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Показатели рентабельности, методика их расчета и анализа.
- Анализ финансового состояния организации: цель и задачи анализа, источники информации и их аналитические возможности, методы и методики анализа.
- Анализ финансовой устойчивости организации на основе абсолютных показателей (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Различают четыре типа финансовой устойчивости организации:
- Анализ финансовой устойчивости организации на основе относительных показателей (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Маржинальный анализ: цель и задачи анализа, источники информации, показатели и алгоритмы их расчета, условия проведения анализа.