Анализ производства продукции (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.
Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы: 1. Анализ формирования и выполнения производственной программы; 1.1. Анализ объема продукции; 1.2. Анализ ассортимента продукции; 1.3. Анализ структуры продукции; 2. Анализ качества продукции; 3. Анализ ритмичности производства; 4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.
Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.
Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.
Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.
Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.
В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.
Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы: - пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции); - корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:
,
где VВП1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении; VВП0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении; Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде.
Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле
,
где ВП1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.
С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.
Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста.
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.
Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.
Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.
Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.
Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.
Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле
,
где – изменения объема выпуска продукции за счет структуры; ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре; ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.
Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции.
- Финансовый и управленческий учет как подсистемы бухгалтерского учета (сходство и различия).
- Система нормативного регулирования бухгалтерского финансового учета и ее уровни. Динамичность нормативного пространства в области бухгалтерского учета.
- Учетная политика организации. Порядок формирования и раскрытия учетной политики. Составные элементы учетной политики организации: организационно – технический и методический аспекты.
- Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. Учет результатов инвентаризации (Документооборот и типовые корреспонденции счетов).
- Бухгалтерский учет уставного (складочного) капитала на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности (порядок формирования и изменения).
- Бухгалтерский учет нематериальных активов (Понятие, классификация, правила оценки. Первичные учетные документы и типовые корреспонденции счетов. Правила раскрытия информации в отчетности).
- Бухгалтерский учет и аудит заработной платы (Начисление, удержание, депонирование заработной платы. Процедуры проверки расчетов по оплате труда).
- Порядок ведения кассовых операций. Бухгалтерский учет и аудит кассовых операций. Особенности учета денежных документов.
- Затраты на производство продукции (работ, услуг): правила организации учета (понятие затрат и их классификация, отражение затрат на производство продукции (работ, услуг) в текущем учете и отчетности).
- Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
- Бухгалтерская финансовая отчетность организаций: назначение, состав и виды бухгалтерской отчетности, основные требования к ее составлению и представлению
- Бухгалтерский баланс – одна из основных форм бухгалтерской финансовой отчетности. Правила оценки статей бухгалтерского баланса.
- Раздел I баланса
- Раздел II баланса
- Раздел III баланса
- Раздел IV баланса
- Раздел V баланса
- Отчет о прибылях и убытках – одна из основных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности. Правила раскрытия информации в Отчете о прибылях и убытках.
- Порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее публикация, необходимость аудита финансовой отчетности.
- Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в рф.
- Виды аудита, особенности организации внешнего и внутреннего аудита. Обязательный аудит.
- Аудиторские стандарты: их назначение и виды.
- Цели и содержание планирования аудита.
- Необходимость понимания деятельности аудируемого лица.
- Понятие существенности в процессе аудиторской проверки.
- Назначение рабочих документов аудитора. Виды рабочей документации. Порядок хранения и использования рабочей документации.
- Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.
- Подтверждение оценочных значений в ходе аудиторской проверки.
- Понятие, виды аудиторских доказательств, процедуры их получения.
- Учет товарных потерь торговой организации.
- Учет продажи товаров по продажным ценам.
- Учет тары в торговых организациях.
- Учет расходов на продажу в торговле.
- Особенности учета и аудита в негосударственных пенсионных фондах.
- Учетная политика для целей налогового учета.
- Учет и аудит расчетов по ндс.
- Сумма счета * ставка ндс (10% или 20%)
- Учет расчетов по налогу на прибыль.
- Учет амортизации основных средств в бухгалтерском и налоговом учете.
- Порядок налогового учета процентов по долговым обязательствам.
- Учет и аудит операций на валютных счетах.
- Учет и аудит экспортных операций.
- Учет и аудит курсовых разниц.
- Учет и аудит расходов по загранкомандировкам.
- Методика экономического анализа.
- Сравнение как элемент методики анализа.
- Классификация видов экономического анализа.
- Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности как база принятия управленческих решений
- Анализ в системе маркетинга
- Анализ деловой активности (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)
- Общая оценка финансового состояния организации на основе бухгалтерского баланса (цель и задачи анализа, информационная база, состав показателей, методика анализа).
- Анализ ликвидности активов организации (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ эффективности использования основных средств организации (цель, задачи, информационная база, состав показателей, методика анализа).
- Анализ состояния и использования материальных ресурсов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ показателей оборачиваемости запасов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ эффективности использования производственных ресурсов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ оборачиваемости текущих активов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Факторный анализ показателей производительности труда (цель и задачи анализа, источники информации, методики факторного анализа).
- Анализ состояния и использования трудовых ресурсов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ использования рабочего времени (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)
- Анализ общей суммы и уровня затрат на производство продукции (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ прямых и косвенных затрат (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)
- Анализ переменных и постоянных затрат (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)
- Анализ производства продукции (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ движения денежных средств организации (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ дебиторской задолженности (Цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы и методика анализа).
- Формирование и расчет показателей прибыли.
- Анализ финансовых результатов организации (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Показатели рентабельности, методика их расчета и анализа.
- Анализ финансового состояния организации: цель и задачи анализа, источники информации и их аналитические возможности, методы и методики анализа.
- Анализ финансовой устойчивости организации на основе абсолютных показателей (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Различают четыре типа финансовой устойчивости организации:
- Анализ финансовой устойчивости организации на основе относительных показателей (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Маржинальный анализ: цель и задачи анализа, источники информации, показатели и алгоритмы их расчета, условия проведения анализа.