17. Учет расчетов с подотчетными лицами.
Подотчетные лица – работники предприятия, получающие денежные авансы на осуществление хозяйственных расходов и на затраты по случаю командировок. Порядок ведения кассовых операций определяет порядок выдачи денег под отчет. Выдача производится при наличии кассы и без кассы, выдается чек из кассы банка.
Подотчетные суммы на хозяйственные расходы выдаются в размере 2-дневной потребности не более, чем на 3 дня. Если вне места нахождения предприятия – в размере 10-дневной потребности до 15 дней. На служебные командировки: на стоимость проезда туда и обратно, суточные и расходы по найму жилого помещения.
В случае если командировочный работник временно нетрудоспособен, то ему возмещается наем жилого помещения, кроме тех случаев, когда работник был в стационаре, и выплачиваются суточные за все время, пока он не мог продолжить поручение и вернуться, но не свыше 2 месяцев.
Временная нетрудоспособность и невозможность вернуться должны быть установлены документально. В срок командировки не включаются дни временной нетрудоспособности. Работнику возмещаются услуги по предварительной покупке билетов, пользование постелью, страховой сбор, расходы по бронированию жилого помещения, по пользованию транспортом общего пользования (кроме такси), если они находятся вне пункта назначения только на основании документов.
Днем выезда является день отправления транспортного средства из места постоянной работы, а днем приезда считается день приезда транспортного средства к месту работы. При отправлении в место до 24 ч является текущий день, после 0 ч – последующие сутки.
Если место назначения находится за чертой города, учитывается время приезда до станции. Режим работы и отдыха определяется предприятием, командировавшим его. Взамен дней отдыха, не использованных во время командировки, другие дни не предоставляются. Если работник выезжает в командировку по распоряжению администрации в выходной день, то ему в установленном порядке предоставляется другой день отдыха.
Полученные авансы разрешается использовать подотчетным лицам только на те цели, на которые они выданы. В течение 30 дней после возвращения из командировки подотчетные лица обязаны представить авансовый отчет об израсходованных суммах.
Расчеты с подотчетными лицами учитываются на активно-пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Выдача наличных денежных средств выдается подотчетному лицу на основании служебной записки, в которой должны быть указаны: цель расхода, сроки и необходимая для этого сумма. Служебную записку должен подписать руководитель предприятия, и только после этого бухгалтер может выписать расходный кассовый ордер на данную сумму, а кассир – выдать подотчетную сумму.
Подотчетное лицо в установленный срок должно представить в бухгалтерию предприятия авансовый отчет с подтверждающими документами (товарные чеки) о факте приобретения предметов для административно-хозяйственных нужд. Остаток неиспользованной суммы подотчетное лицо возвращает в кассу предприятия по приходному кассовому ордеру.
Руководитель предприятия может отправить подотчетное лицо в служебную командировку (например, в поездку на определенный срок в другой регион или город для выполнения каких-либо поручений руководителя).
При направлении подотчетного лица в служебную командировку в пределах Российской Федерации в бухгалтерии предприятия оформляется командировочное удостоверение, которое должно содержать следующие необходимые реквизиты:
1) фамилия, имя, отчество подотчетного лица;
2) пункт назначения командировки;
3) наименование предприятия, куда командируется подотчетное лицо;
4) цель командировки;
5) срок командировки.
Командировочное удостоверение должно быть подписано руководителем предприятия. Действующее законодательство предусматривает следующие гарантии и компенсационные выплаты при командировках:
1) сохранение за командированным работником в течение всего времени командировки места работы (должности) и среднего заработка;
2) оплату суточных за время нахождения в командировке;
3) оплату расходов по проезду к месту назначения и обратно;
4) оплату расходов по найму жилого помещения. В бухгалтерском учете операции с подотчетными лицами отражаются следующими проводками:
1) выдан аванс на командировочные расходы:
Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», Кредит счета 50 «Касса»;
2) отражены расходы по найму жилого помещения (без учета НДС):
Дебет счета 44 «Расходы на продажу», Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
3) учтена сумма НДС, уплаченная за найм жилого помещения:
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»,
Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
4) возврат неиспользованной суммы в кассу от подотчетного лица:
Дебет счета 50 «Касса»,
Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
К авансовому отчету прилагаются оформленные документы, подтверждающие расход подотчетных сумм, по командировкам прилагается оформленное командировочное удостоверение и т. д.
В бухгалтерии авансовые отчеты проверяются и определяются суммы, подлежащие утверждению руководством предприятия.
На суммы, выданные под отчет, делается запись:
Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», Кредит счета 50 «Касса».
На израсходованные суммы, принятые и утвержденные по авансовым отчетам, делаются записи:
Дебет счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 10 «Материалы»,
Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Неизрасходованные суммы возвращаются в кассу предприятия:
Дебет счета 50 «Касса», Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
При заграничных командировках выдача аванса в валюте в учете отражается так:
Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», Кредит счета 50 «Касса».
Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, списываются следующим образом: Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Если эти суммы могут быть удержаны из зарплаты, то делается запись:
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Если они не могут быть удержаны:
Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Аналитический учет ведется по каждой авансовой выдаче. Выдача новых авансов может быть только при полном отчете по предыдущему авансу. Передача аванса другому лицу не допускается.
- I. Бухгалтерский учет
- 1. Нормативное регулирование бухгалтерского финансового учета в рф.
- 2. Основные аспекты и элементы учетной политики организации в целях бухгалтерского и налогового учета.
- 3. Документирование хозяйственных операций.
- 4. Счета бухгалтерского учета, их назначение.
- 5. Инвентаризация: порядок ее проведения и отражения результатов в учете.
- 6. Понятие, состав, назначение бухгалтерской отчетности.
- 7. Бухгалтерский баланс – информационная модель состояния средств организации.
- 8. Учет денежных средств на расчетном счете организации
- 9. Организация учета кассовых операций, порядок ведения кассовой книги.
- 13. Учет расчетов с учредителями
- 14. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 15. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
- 17. Учет расчетов с подотчетными лицами.
- 18. Учет расчетов с бюджетом.
- 19. Учет импортных операций
- 20. Учет экспортных операций
- 21. Основные средства: понятие, классификация, виды оценки
- 22. Основные средства: учет поступления и выбытия.
- 23. Учет амортизации основных средств.
- 24. Учет аренды основных средств.
- II. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
- 1. Комплексный экономический анализ, как элемент управления организацией.
- 2. Методика детерминированного факторного анализа, как способ поиска резервов деятельности организации.
- 3. Традиционные и экономико-математические приемы экономического анализа.
- 4. Экономический анализ в системе маркетинга: анализ спроса, рынка, ценовой политики.
- 5. Конкурентоспособность продукции, методика ее экономического анализа и способы повышения.
- 6. Экономический анализ объема производства и реализации продукции.
- 13. Экономический анализ обеспеченности организации основными средствами
- 14. Экономический анализ эффективности и интенсивности использования основных средств
- 15. Экономический анализ использования производственной мощности организации
- 16. Экономический анализ технического уровня производства.
- 18. Экономический анализ обеспеченности организации материальными ресурсами.
- 19. Экономический анализ организации материально-технического снабжения материальными ресурсами и использования отходов
- 20. Экономический анализ и оценка эффективности использования оборотных средств. Резервы повышения эффективности использования
- 21. Экономический анализ денежных средств и денежных потоков
- 22. Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженностей.
- 23. Экономический анализ затрат на производство продукции, затрат на один рубль товарной продукции.
- 24. Экономический анализ себестоимости единицы продукции, сравнимой товарной продукции.
- III. Аудит
- 1. Понятие об аудите и аудиторской деятельности. Место аудита в системе контроля в Российской Федерации.
- 2. Виды аудита.
- 3. Услуги, сопутствующие аудиту.
- 4. Кодекс профессиональной этики аудитора.
- 5. Принцип независимости аудиторов.
- 6. Права и обязанности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.
- 7. Права и обязанности аудируемых лиц.
- 8. Аудит финансовой отчетности.
- 9. Правовое регулирование аудиторской деятельности.
- 13. Аттестация аудиторов в рф
- 14. Планирование аудиторской проверки
- 15. Сущность в аудите
- 16. Аудиторские риски.
- 17. Аудиторские доказательства.
- 18. Документирование в аудите.
- 19. Структура аудиторского заключения
- 20. Аудит основных средств и нематериальных активов
- Основные виды нарушении:
- 21. Аудит материально-производственных запасов
- 22. Аудит расчетов по оплате труда.
- 23. Аудит затрат на производство.
- 24. Аудит товарных операций.