logo
GOS общий

18. Документирование в аудите.

Вся документация аудитора, подготавливаемая перед началом и в ходе проверки, относится к рабочим бумагам и помогает при планировании и выполнении аудита, контроле и обзоре аудиторской работы, она становится доказательством аудиторской работы.

Аудиторы собирают:

1) информацию об организационной структуре предприятия;

2) выдержки из юридических документов, соглашений

и собраний или их копии;

3 Обоснование процесса планирования аудита на данном предприятии;

4) информацию о результатах изучения и оценки системы учета и внутреннего контроля (в форме описаний, документов и т. п.);

5)анализы сделок и остатков по счетам;

6) информацию о том, кто и когда выполнил аудиторские процедуры;

7) заключения, разъяснения, представленные аудитору, касающиеся наиболее важных аспектов аудита;

8) копии финансовой отчетности за предыдущие отчетные периоды, а также аудиторских заключений, справок, актов по этой отчетности.

Рабочие бумаги аудитора хранятся в папках – так называемых досье на клиента. Досье разделяют на:

1)текущее досье (содержит документы и материалы, собранные в ходе аудиторской проверки, определение вопросов и проблем, перенесенных из предыдущего аудита, а также тех, на которые следует обратить внимание в последующем аудите);

2) постоянное досье (содержит информацию, важную для аудита на протяжении длительного времени. К ней относятся:

а) организационная информация, установленная законом: данные об акционерах; данные о директоpax; данные о секретаре, местонахождении органа управления делами, копии устава, учредительного договора, свидетельства о регистрации;

б) информация о предприятии и его деятельности; история предприятия; сводка прошлых результатов; описание особенностей бухучета и внутреннего контроля; схемы организации управления; схемы последовательности операций;

в) подробности договора о сотрудничестве: копии договора о проведении аудиторской проверки и выполнении других работ; подробности особых требований к аудиту; подробности неаудиторских услуг;

г) информация для аудита: контакты клиента; банковская информация; информация о юристах; основной аудиторский персонал; адреса мест проведения аудита;

д) важные соглашения: торговые договоры; договоры о продаже в рассрочку или аренде; договоры о ссудах;

е) особенности налогообложения клиента;

3) специальные досье аудиторские фирмы открывают в зависимости от обстоятельств и включают в них: подшивки корреспонденции; специальные постановления, указы; налоговую документацию; данные по соблюдению законодательства и т.п. Рабочие бумаги остаются собственностью аудитора. Аудитор вправе на основе рабочих бумаг составлять справки, однако они не могут подменять бухгалтерские записи клиента.

Аудитор должен продумать способ хранения рабочих бумаг, так как информация о клиенте конфиденциальна и разглашению не подлежит. Обычно досье на клиентов хранятся в специальном помещении аудиторской фирмы. Срок хранения рабочих бумаг определяется самим аудитором на основе возможных юридических или профессиональных последствий.