logo search
ответы на вопросы

Бухгалтерский учет уставного (складочного) капитала на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности (порядок формирования и изменения).

Уставный капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации.

Величина уставного капитала может по решению учредителей увеличиваться или уменьшатся в процессе финансово-хозяйственной деятельности, с обязательной регистрацией изменений в учредительных документах.

Уставный капитал характеризует величину обособленного имущества, право собственности, на которое перешло к организации, как к юридическому лицу, а также характеризует собственность учредителей и величину обязательств по их вкладам. При выходе из состава собственников, учредитель может потребовать вернуть в денежной форме долю, внесенную в уставный капитал.

При регистрации организация в учредительных документах самостоятельно определяет величину и структуру уставного капитала с учетом минимального размера, установленного законодательством.

Учет уставного капитала ведется на счете 80 "Уставный капитал". После государственной регистрации (внесения информации в реестр юридических лиц) на счете 80 отражается величина уставного капитала с одновременным начислением задолженности учредителей по неоплаченным вкладам.

Проводки: Д75-1 К80 - сформирован уставный капитал Д50 (51, 10, 08…) Д75-1 - внесены вклады учредителей в уставный капитал.

Вкладами в уставный капитал могут быть денежные средства, внеоборотные активы, запасы, ценные бумаги и другие активы.

Изменение уставного капитала может быть произведено при смене организационно-правовой формы, а также в случаях:

Увеличение УК

Уменьшение УК

При приеме нового участника или при внесении дополнительных вкладов Д75.1 К80

При использовании части нераспределенной прибыли или добавочного капитала, при этом в АО производится дополнительная эмиссия акций Д83,84 К80

В случае увеличения номинала акций или выпуска дополнительных акций (для АО) Д 50(51, 70, 75.1) К80

При выбытии учредителей и возврате вкладов Д80 К75.1

при уменьшении номинальной стоимости акций Д80 К50 (51, 70, 75.1)

При сокращении количества акций в обращении (выкуп акций) Д80 К81

При неполном покрытии подпиской на акции величины уставного капитала

Если по окончании второго или каждого последующего финансового года величина уставного капитала ниже стоимости чистых активов организации Д80 К84

Порядок и особенности формирования уставного капитала определяются организационно-правовой формой юридического лица:

ОПФ

Структура капитала

Субсчета к счету 80

Хозяйственное товарищество (полное и на вере)

Складочный капитал - совокупность вкладов участников, внесенных для осуществления хозяйственной деятельности.

В полном товариществе участники отвечают всем своим имуществом по обязательствам товарищества.

В товариществе на вере помимо участников, есть вкладчики, которые отвечают по обязательствам товарищества в пределах своих вкладов.

80-1 Складочный капитал 80-1.1. Неоплаченный и оплаченный капитал 80-1.2. Полные товарищи и вкладчики

Акционерное общество (открытого и закрытого типа)

Уставный капитал разделен на определенное число акций и представляет собой номинальную стоимость акций, приобретенных акционерами.

Формируется путем первичной эмиссии акций.

Участники общества несут риск убытков только в пределах стоимости принадлежащих им акций.

По видам акций: 80-1 Простые (обыкновенные акции) 80-2 Привилегированные акции По стадиям формирования капитала: 80-1 Объявленный капитал 80-2 Подписной капитал 80-3 Оплаченный капитал 80-4 Изъятый капитал

Общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью

Уставный капитал состоит из стоимости вкладов участников и разделен между ними на доли определенных размеров.

Участники ООО отвечают по обязательствам общества в пределах внесенных вкладов.

Участники ОДО отвечают по обязательствам общества всем своим имуществом в одинаковом кратном размере к стоимости вкладов.

Субсчета не выделяются

На счете 75 "Расчеты с учредителями" отдельно ведется учет расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал и по причитающимся доходам.

Разница между величиной уставного капитала (К80) и дебиторской задолженностью по вкладам (75-1) представляет собой величину оплаченного капитала.

Аналитический учет уставного капитала ведется по учредителям и видам изменений уставного капитала.

Бухгалтерский учет и аудит поступления основных средств (Понятие основных средств, их классификация и правила оценки. Документальное оформление операций, типовые корреспонденции счетов. Правила раскрытия информации в отчетности. Процедуры проверки операций по поступлению основных средств).

Основные средства - это часть имущества, используемая организацией в течение длительного времени (более 12 месяцев) при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), а также в управленческих целях.

Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при единовременном выполнении следующих условий:

- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

- объект предназначен для использования в течение длительного времени (более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

- организацией не предполагается последующая перепродажа данного объекта;

- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) в бухгалтерском учете к основным средствам:

Относятся

Не относятся

здания,

сооружения,

машины и оборудование,

измерительные и регулирующие приборы и устройства,

жилища,

вычислительная техника, оргтехника,

транспортные средства,

инструмент,

производственный и хозяйственный инвентарь,

рабочий, продуктивный и племенной скот,

многолетние насаждения,

прочие виды материальных основных фондов.

предметы, служащие менее 1 года, независимо от их стоимости

предметы стоимостью ниже лимита, устанавливаемого Минфином России (20 000 руб.), независимо от срока службы, кроме сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным фондам, независимо от их стоимости;

орудия лова,

бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до 2х лет ,

специальные инструменты и специальные приспособления, независимо от их стоимости;

сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным фондам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства независимо от их стоимости;

специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;

форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;

временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно - монтажных работ в составе накладных расходов;

тара для хранения товарно - материальных ценностей на складах или осуществления технологических процессов, стоимостью в пределах лимита, установленного Минфином России;

предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;

молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также ездовые и сторожевые собаки, подопытные животные;

многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

машины и оборудование, числящиеся как готовые изделия на складах предприятий - изготовителей, снабженческих и сбытовых организаций, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути, числящиеся на балансе капитального строительства.

  ПБУ 6/01"Учет основных средств" устанавливает правила формирования информации об основных средствах в бухгалтерском учете. Требования ПБУ 6/01 применяются в отношении:

зданий,

сооружений,

рабочих и силовых машин и оборудования,

измерительных и регулирующих приборов и устройств,

вычислительной техники, 

транспортных средств,

инструментов,

производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей,

рабочего, продуктивного и племенного скота,

многолетних насаждений,

внутрихозяйственных дорог,

капитальных вложений на коренное улучшение земель (осушительных, оросительных  и других мелиоративных работ),

капитальных вложений в арендованные объекты основных средств,

земельных участков,

объектов природопользования (воды, недо и других природных ресурсов),

прочих объектов.

ПБУ 6/01 не применяется в отношении:

машин, оборудования и иных аналогичных предметов, числящихся как готовые изделия на складах организации –изготовителя, как товары – на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность,

предметов, сданных в монтаж или подлежащих монтажу, находящихся в пути,

капитальных и финансовых вложений.

Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления  за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности (счет 03).

Другие основные средства учитываются на счете 01 «Основные средства».

Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.

Для целей бухгалтерского и налогового учета применяется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы  (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01 января 2002г. №1 в ред. 10.12.2010 ).  

Основные средства могут быть оценены по первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости

Первоначальная стоимость - это сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основного средства, кроме НДС и иных возмещаемых налогов.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к учету.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договору мены, признается стоимость ценностей передаваемых в рамках этого договора. При невозможности установить стоимость передаваемых ценностей, первоначальная стоимость определяется исходя из стоимости, по которой в сравниваемых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств

Первоначальная стоимость основных средств подлежит изменению в бухгалтерском учете в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств.

Капитальные вложения в многолетные насаждения, на коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всех работ.

Остаточная стоимость - разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе.

Восстановительная стоимость - стоимость основных средств в современных условиях, при современных ценах и технике, это стоимость, по которой оцениваются основные средства после проведения переоценки. При принятии решения о переоценке следует учитывать, что в последующем такие объекты должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость переоцениваемых основных средств существенно не отличались от текущей (восстановительной) стоимости.

Объекты стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов  должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Операции с такими объектами оформляются первичными документами для учета  МПЗ: форма М-4 «Приходный ордер» и М-17 «Карточка учета материалов».

Для целей налогообложения объекты стоимостью до 40 000 рублей в момент ввода в эксплуатацию единовременно списываются на материальные расходы ( п.1 ст.256 НК РФ).

В случае, если лимит списания для целей бухучета превышает лимит для целей налогового учета возникат отложенный налоговый актив.

Порядок  единовременного списания основных средств стоимостью до 40 000 руб. отражен в таблице:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приобретено основное средство стоимостью до 20 000 рублей

10

60

Списана стоимость объекта основных средств при отпуске в производство

20,26,44

10

Отражен отложенный налоговый актив (ОНА)

09

68

Основные средства поступают в организацию:

от учредителей в счет вклада в уставный капитал

в результате строительства

путем приобретения за плату

путем безвозмездной передачи

по договору мены

При получении в собственность основных средств в бухгалтерском учете на счете 08 отражаются вложения во внеоборотные активы. При вводе основных средств в эксплуатацию формируется первоначальная стоимость объектов основных средств, учитываемая на счете 01 "Основные средства".

В организацию могут поступать основные средства, цена которых выражена в условных единицах. Т.к. на территории РФ расчеты производятся в рублях, при  несовподении  даты оприходования основного средства и даты его оплаты  могут возникнуть курсовые разницы. В этом случае:

отрицательная разница увеличивает затраты на приобретение основного средства – Дт 08.х Кт 60, Дт 19.х Кт 60. 

положительная разница уменьшает затраты на приобретение основного средства – сумма уменьшения сторнируется записью: Дт 08.х Кт 60, Дт 19.х Кт 60.

Ввод в эксплуатацию осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя организации.

Далее в бухгалтерии составляют Акт приема-передачи основных средств по формам: № ОС-1, № ОС-1а (для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений), № ОС-1б (при одновременном вводе в эксплуатацию нескольких объектов основных средств).

Принятые объекты учитывают в инвентарных карточках по формам: № ОС-6, № ОС-6а (для группы объектов). Инвентарная книга по форме № ОС-6б предназначена для учета на малых предприятиях.

Содержание операции

Дебет

Кредит

1. Получены основные средства от учредителей

1.1.

Сформирована задолженность учредителей по вкладам

75-1

80

1.2.

Поступили основные средства в счет вклада в уставный капитал

08

75-1

1.3.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

2. Построены основные средства

2.1. подрядным способом (строительство выполняет сторонняя компания)

2.1.1.

Сформирована стоимость подрядных работ

08

60

2.1.2.

Учтена стоимость подрядных работ

01

08

2.2. хозяйственным способом (организация строит сама)

2.2.1.

Списаны материалы на строительство

08

10

2.2.2.

Начисленная сотрудникам, занятым строительством, зарплата

08

70

2.2.3.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

3.Приобретены основные средства

3.1. не требующие монтажа

3.1.1.

Начислено поставщику по счету

08

60

3.1.2.

Учтены расходы на доставку

08

76,60,23...

3.1.3.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

3.2. требующие монтажа

3.2.1.

Начислено поставщику за оборудование

07

60

3.2.2.

Оборудование передано в монтаж

08

07

3.2.3.

Списаны затраты на монтаж

08

10,70,69...

3.2.4.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

4. Получены безвозмездно основные средства

4.1.

Приняты к учету основные средства (счет 91)

01

91

4.2.

Приняты к учету основные средства (счет 98)

01

98-2

4.3.

Начислена амортизация основных средств (счет 98)

20 02

98-2 91

5. Получены по договору мены основные средства

5.1.

Реализованы материалы по договору мены

62

91

5.2.

Списана стоимость материалов

91

10

5.3.

Оприходовано основное средство

08

60

5.4.

Произведен зачет стоимости материалов и основного средства

60

62

5.5.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

Аудит ОС

Оценка элементов организации бухгалтерского учета на соответствие их требованиям нормативных документов

Контрольные процедуры (подтверждаемые предпосылки: существование, права и обязанности, полнота, точное измерение, представление и раскрытие)

1. Ознакомиться с рабочим планом счетов, разрабатываемым организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению и утверждаемым учетной политикой.

2. Изучить информацию о наличии и составе основных средств, а также классификацию по различным классификационным признакам, а именно:

3. Ознакомиться с правилами документооборота по учету основных средств и формами первичных учетных документов, применяемых в бухгалтерском учете основных средств. Проверить соответствие применяемых форм требованиям законодательства. При этом учетной политикой должны быть утверждены как типовые, так и нетиповые формы первичных документов, применяемые организацией для оформления хозяйственных операций, а также и графики документооборота по всем документам (см. процедуры проверки правильности отражения операций в бухгалтерском учете).

Проверка соблюдения требований действующего гражданского законодательства

Процедуры проверки (подтверждаемые предпосылки: права и обязанности, полнота, представ­ление и раскрытие)

1. Установить источники поступления основных средств и правоотношения, которые возникают между хозяйствующими субъектами при поступлении объектов основных средств. Основные средства могут поступать:

Проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете

Процедуры проверки оборотов и сальдо по счетам 01 «Основные средства», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 15 «Заготовление и приобретение мате­риальных ценностей» (подтверждаемые предпосылки: возникновение, права и обязанности, полнота, стоимостная оценка, точное измерение, представление и раскрытие)

1. Проверить наличие и правильность оформления документов, подтверждающих операции по поступлению основных средств.

2. Проверить правильность формирования первоначальной стоимости основных средств. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Порядок

3. Проверить правильность учета и налогового вычета сумм НДС.

4. Проверить правильность и своевременность отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет и аудит выбытия основных средств (Причины выбытия основных средств. Документальное оформление операций, типовые корреспонденции счетов. Правила раскрытия информации в отчетности. Процедуры проверки операций по учету выбытия основных средств).

Основные средства выбывают из организации в случаях:

списания по причине непригодности к дальнейшему использованию

продажи на сторону

безвозмездной передачи

передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации

сдачи имущества в аренду, лизинг

реализации по договорам мены и т.д.

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов.

По дебету счета 91 отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту - сумма износа, выручка от продажи, стоимость оприходованных ценностей.

Для списания основных средств к счету 01 открывают субсчет 01-В "Выбытие основных средств".

Потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки".

Доходы и расходы от списания отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов

Содержание операции

Дебет

Кредит

1. Списание основного средства за непригодностью

1.1.

Списание первоначальной стоимости

01-В

01

1.2.

Списание амортизации

02

01-В

1.3.

Списание остаточной стоимости

91

01-В

2. Продажа имущества

2.1.

Списание первоначальной стоимости

01-В

01

2.2.

Списание амортизации

02

01-В

2.3.

Списание остаточной стоимости

91

01-В

2.4.

Получена выручка от продажи

62

91

2.5.

Учтен НДС от продажи

91

68

3. Безвозмездня передача имущества

3.1.

Списание первоначальной стоимости

01-В

01

3.2.

Списание амортизации

02

01-В

3.3.

Списание остаточной стоимости

91

01-В

3.4.

Списание расходов, связанных с передачей

91

10,70,69...

3.5.

Начислен НДС, исходя из рыночной цены передаваемого объекта

91

68

4. Передача в счет вклада в уставный капитал

4.1.

Списание первоначальной стоимости

01-В

01

4.2.

Списание амортизации

02

01-В

4.3.

Передача в счет вклада в уставный капитал

58

01-В

Для целей налогообложения доходы и расходы от ликвидации основных средств включаются в состав внереализационных. При этом учет расходов от ликвидации производится единовременно (кроме случаев получения убытков).

Организация определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода). При этом прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав доходов от реализации в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. А убыток отражается в аналитическом учете как прочие расходы организации равными долями.

Выбытие основных средств оформляется унифицированными первичными документами. При списании объекта за непригодностью необходимо оформить Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных) по форме № OC-4 или № ОС-4б (если списывается группа объектов).

Если производится списание автотранспортных средств оформляют Акт о списании по форме № ОС-4а.

Если основное средство было продано, передано в счет вклада в уставный капитал или передано на безвозмездной основе - Акты о списании не составляются. Такого рода передача оформляется Актами приемки-передачи основных средств (Форма № ОС-1, № ОС-1а , № ОС-1б).

Вопросы проверки операций по выбытию основных средств,относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В связи с этим получение достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, касающихся операций по выбытию основных средств и раскрытия информации о них, а также влияния этих операций на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица, является объектом проверки на всех этапах аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности - от планирования до формирования заключения.

Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.

Таким образом, перечень причин выбытия основных средств является открытым и может быть дополнен.

Выполняя процедуру проверки операций по выбытию основных средств, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

Учет операций по продаже основных средств соответствует положениям нормативных актов?

Оформление и учет операций по списанию основных средств, которые морально устарели или физически изношены, соответствуют положениям нормативных актов?

Учет операций по частичной ликвидации основных средств соответствует положениям нормативных актов?

Учет операций по списанию недостачи основных средств в результате их хищения соответствует положениям нормативных актов?

Учет операций по передаче основных средств безвозмездно соответствует положениям нормативных актов?

Учет операций по передаче основных средств в качестве вклада в уставный капитал соответствует положениям нормативных актов?

Учет операций по передаче основных средств в порядке обмена соответствует положениям нормативных актов?

Учет операций по передаче основных средств в доверительное управление соответствует положениям нормативных актов?

Учет операций по передаче основных средств по договору простого товарищества (совместной деятельности) соответствует положениям нормативных актов?

Учет операций при передаче основных средств по договору аренды соответствует положениям нормативных актов?

Бухгалтерский учет и аудит амортизация основных средств (Понятие, способы начисления. Учетные документы и порядок отражения на счетах бухгалтерского учета. Правила раскрытия информации в бухгалтерской отчетности. Процедуры проверки амортизации основных средств)

Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию (работы, услуги).

Зачем это нужно: существует несколько точек зрения на экономический смысл амортизации. Некоторые специалисты считают, что при помощи механизма амортизации создаются потоки денежных средств, которые в дальнейшем будут направлены на воспроизводство основных фондов, другие – рассматривают амортизацию как способ «размазывания» крупномасштабных расходов по периодам, согласно принципу начисления.

Сумма амортизации определяется ежемесячно, отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества, т.е. по тем основным средствам, которые подлежат амортизации.

Амортизация не начисляется по:

объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др).

объектам жилищного фонда (если они не используются для получения дохода)

объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам дорожного хозяйства

продуктивному скоту

многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста

объектам основных средств, используемым для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, прекращается - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта или когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества.

Начисление амортизации осуществляется в течение всего срока полезного использования основного средства.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Срок полезного использования организация устанавливает самостоятельно при принятии объекта основных средств к учету.

В случаях проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования пересматривается.

Для целей бухгалтерского учета срок определяется исходя из ожидаемого срока полезного использования объекта и ожидаемого физического износа, нормативно-правовых и других ограничений использования объекта.

В налоговом учете срок полезного использования определяется в соответствии с номером амортизационной группы, к которой объект относится. Указанная классификация может быть использована также для целей бухгалтерского учета. Если в классификации срок полезного использования объекта не указан, его необходимо установить самостоятельно, исходя из:

ожидаемого срока использования объекта с учетом интенсивности его применения

ожидаемого  физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количество смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, проведения всех видов ремонтов

Амортизацию начисляют одним из способов (методов), представленных в таблице:

Для целей бухгалтерского учета

Для целей налогового учета

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

линейный

нелинейный.

Выбранный метод начисления амортизации закрепляется в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового  учета.

Начисление амортизационных отчислений приостанавливается в случае перевода объекта по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3х месяцев, а также в период реконструкции, модернизации и капитального ремонта объекта, продолжительностью более 12 месяцев.

По объектам основных средств некоммерческих организаций, а также жилищного фонда предприятий жилщно-коммунального хозяйства производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете 010 "Износ основных средств". Практика начисления амортизации приведена в таблице: Сравнительная характеристика способов и методов начисления амортизации >> Списание амортизации производится при выбытии основного средства. Учет сумм амортизации ведется на счете 02 "Амортизация основных средств".

Корреспонденция счетов по учету амортизации:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислена амортизация основных средств

20,23.26,44...

02

Произведена переоценка (дооценка амортизации)

83

02

Произведена переоценка (уценка амортизации)

02

83,84

Списана амортизация

02

01-В

Начислен износ

010

-

Аудит амортизации:

Оценка элементов организации бухгалтерского учета на соответствие их требованиям нормативных документов Контрольные процедуры (подтверждаемые предпосылки: права и обязанности, представление и раскрытие, точное измерение)

1. Ознакомиться с рабочим планом счетов организации, который согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» должен содержать как синтетические, так и аналитические счета и проверить соответствие применяемых на практике синтетических и аналитических счетов рабочему плану счетов.

2. Ознакомиться с учетной политикой организации с целью установления наличия в ней способов начисления амортизации, применяемых организацией.

Проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете. Процедуры проверки оборотов и сальдо по счету 02 «Амортизация основных средств» (подтвер­ждаемые предпосылки: возникновение, стоимостная оценка, точное измерение, полнота, представ­ление и раскрытие)

1. Проверить соответствие применяемых способов начисления амортизации способам, утвержденным учетной политикой, и требованиям нормативных актов.

2. Проверить правильность определения сумм амортизационных отчислений исходя из способов начисления амортизации в соответствии с ПБУ 6/01 (п. 19) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств(п. 54).

3. Проверить своевременность начисления амортизации, а именно:

3.1. Проверить периодичность начисления амортизации.

3.2. Проверить, не начисляется ли амортизация по:

3.3. Проверить своевременность начисления амортизации по объектам недвижимости, по которым документы переданы на государственную регистрацию, и фактически эксплуатируемым.

4. Проверить обоснованность применения коэффициентов ускорения при начислении амортизации.

5. Проверить порядок начисления амортизации.

6. Проверить правильность отражения на счетах бухгалтерского учета начисленных сумм амортизации.

Проверка правильности формирования отчетных показателей Процедуры проверки (подтверждаемые предпосылки: полнота, стоимостная оценка, представ­ление и раскрытие)

Проверить соответствие данных синтетического учета показателям бухгалтерской отчетности (ф. № 5).

Проверить раскрытие информации об установленных организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по группам) при составлении бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями п. 32 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».