16. Аудиторские риски.
Аудиторский риск – это предпринимательский риск аудитора, представляющий собой оценку риска неэффективности аудиторской проверки. Аудиторский риск базируется на оценке риска неэффективности системы учета клиента, риска неэффективности системы клиента, риска невыявления ошибок клиента аудиторами.
Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность в бухгалтерской отчетности экономического субъекта не выявленных существенных ошибок и (или) искажений после подтверждения ее достоверности или вероятность признания существенных искажений в ней, в то время как на самом деле такие искажения отсутствуют.
Аудиторский риск состоит из трех компонентов: неотъемлемый риск; риск средств контроля; риск необнаружения.
Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки.
Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большого количества градаций при оценках рисков либо об использовании для оценки рисков количественных показателей.
При проведении аудита аудитор должен принять необходимые меры для того, чтобы снизить аудиторский риск до разумного минимального уровня.
Неотъемлемый риск отражает подверженность сальдо счетов или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или групп однотипных операций при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.
- на уровне бухгалтерской отчетности – опыт и знания руководства, а также изменения в его составе за определенный период, например неопытность руководства может повлиять на подготовку бухгалтерской отчетности аудиторского лица.
- на уровне сальдо счета и группы однотипных операций – счета бухгалтерского учета, которые могут быть подвержены искажениям, например статьи, требующие корректировки в предыдущее периоды или связанные с большой ролью субъективной оценки.
Риск средств контроля означает риск, того, что искажение, которое может иметь место в отношении сальдо (остатков) счета или группы однотипных операций и которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или групп однотипных операций, не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Предварительная оценка риска средств контроля представляет собой процесс определения эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта с точки зрения предотвращения или обнаружения и исправления существенных искажений. Определенный риск средств контроля всегда имеет место в силу ограничений, присущих любой системе бухгалтерского и внутреннего контроля.
Аудиторская оценка компонентов аудиторского риска может изменяться в процессе аудита; например, в ходе процедур проверки по существу аудитор может получить информацию, значительно отличающуюся от той, на основе которой он сделал первоначальную оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля. В таких случаях аудитору необходимо внести изменения в запланированные процедуры проверки по существу, основываясь на пересмотренных оценках неотъемлемого риска и риска средств контроля.
Чем выше оценка неотъемлемого риска и риска средств контроля, тем больше аудиторских доказательств аудитору необходимо получить в ходе процедур проверки по существу. Если неотъемлемый риск и риск средств контроля оцениваются как высокие, то аудитору необходимо определить, смогут ли процедуры проверки по существу предоставить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы снизить риск необнаружения и следовательно, аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. В том случае, когда аудитор устанавливает, что риск необнаружения в отношении предпосылки подготовки бухгалтерской отчетности применительно к существенному сальдо счета или группе однотипных операций не может быть снижен до приемлемо низкого уровня, ему следует выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения.
В рабочих документах аудита отражаются понимания и оценка риска средств контроля. Аудитору необходимо изложить полученное понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта и оценку риска средств контроля. В том, случае, если оценка риска средств контроля ниже высокой, обоснование данного вывода также должно быть отражено в рабочих документов.
Существуют два основных метода оценки аудиторского риска:
оценочный (интуитивный);
количественный.
Оценочный (интуитивный) метод, наиболее широко применяющийся российскими аудиторскими фирмами, заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита.
Количественный метод предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска. Эта модель является основой планирования аудита, так как позволяет понять взаимосвязь отдельных составляющих аудиторского риска и оценить объем тестирования.
Оценка существенности и аудиторского риска на начальной стадии планирования может отличаться от такой оценки после подведения итогов аудиторских процедур. Это может быть вызвано изменением обстоятельств или изменением информированности аудитора по результатам аудита. Например, если аудиторская проверка планируется до конца отчетного периода, аудитор может только прогнозировать результаты хозяйственной деятельности и финансовое положение аудируемого лица. Если фактические результаты деятельности и финансовое положение окажутся в значительной степени отличными от прогнозируемых, оценка существенности и аудиторского риска может измениться. Кроме того, аудитор при планировании своей работы может намеренно устанавливать приемлемый уровень существенности на уровне более низком, чем тот, который предполагается использовать для оценки результатов аудита. Это может быть сделано в целях уменьшения вероятности необнаружения искажений, а также в целях предоставления аудитору некоторой степени безопасности при оценке последствий искажений, обнаруженных в процессе аудита.
- I. Бухгалтерский учет
- 1. Нормативное регулирование бухгалтерского финансового учета в рф.
- 2. Основные аспекты и элементы учетной политики организации в целях бухгалтерского и налогового учета.
- 3. Документирование хозяйственных операций.
- 4. Счета бухгалтерского учета, их назначение.
- 5. Инвентаризация: порядок ее проведения и отражения результатов в учете.
- 6. Понятие, состав, назначение бухгалтерской отчетности.
- 7. Бухгалтерский баланс – информационная модель состояния средств организации.
- 8. Учет денежных средств на расчетном счете организации
- 9. Организация учета кассовых операций, порядок ведения кассовой книги.
- 13. Учет расчетов с учредителями
- 14. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 15. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
- 17. Учет расчетов с подотчетными лицами.
- 18. Учет расчетов с бюджетом.
- 19. Учет импортных операций
- 20. Учет экспортных операций
- 21. Основные средства: понятие, классификация, виды оценки
- 22. Основные средства: учет поступления и выбытия.
- 23. Учет амортизации основных средств.
- 24. Учет аренды основных средств.
- II. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
- 1. Комплексный экономический анализ, как элемент управления организацией.
- 2. Методика детерминированного факторного анализа, как способ поиска резервов деятельности организации.
- 3. Традиционные и экономико-математические приемы экономического анализа.
- 4. Экономический анализ в системе маркетинга: анализ спроса, рынка, ценовой политики.
- 5. Конкурентоспособность продукции, методика ее экономического анализа и способы повышения.
- 6. Экономический анализ объема производства и реализации продукции.
- 13. Экономический анализ обеспеченности организации основными средствами
- 14. Экономический анализ эффективности и интенсивности использования основных средств
- 15. Экономический анализ использования производственной мощности организации
- 16. Экономический анализ технического уровня производства.
- 18. Экономический анализ обеспеченности организации материальными ресурсами.
- 19. Экономический анализ организации материально-технического снабжения материальными ресурсами и использования отходов
- 20. Экономический анализ и оценка эффективности использования оборотных средств. Резервы повышения эффективности использования
- 21. Экономический анализ денежных средств и денежных потоков
- 22. Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженностей.
- 23. Экономический анализ затрат на производство продукции, затрат на один рубль товарной продукции.
- 24. Экономический анализ себестоимости единицы продукции, сравнимой товарной продукции.
- III. Аудит
- 1. Понятие об аудите и аудиторской деятельности. Место аудита в системе контроля в Российской Федерации.
- 2. Виды аудита.
- 3. Услуги, сопутствующие аудиту.
- 4. Кодекс профессиональной этики аудитора.
- 5. Принцип независимости аудиторов.
- 6. Права и обязанности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.
- 7. Права и обязанности аудируемых лиц.
- 8. Аудит финансовой отчетности.
- 9. Правовое регулирование аудиторской деятельности.
- 13. Аттестация аудиторов в рф
- 14. Планирование аудиторской проверки
- 15. Сущность в аудите
- 16. Аудиторские риски.
- 17. Аудиторские доказательства.
- 18. Документирование в аудите.
- 19. Структура аудиторского заключения
- 20. Аудит основных средств и нематериальных активов
- Основные виды нарушении:
- 21. Аудит материально-производственных запасов
- 22. Аудит расчетов по оплате труда.
- 23. Аудит затрат на производство.
- 24. Аудит товарных операций.