5. Конкурентоспособность продукции, методика ее экономического анализа и способы повышения.
Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам: – техническим (свойства товара, область его применения и назначения); – эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма); – эстетическим (внешний вид товара); – нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам); – экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности). Задачи анализа: – оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции; – изучение факторов, воздействующих на ее уровень; – разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции. Методика анализа конкурентоспособности продукции:
Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции. Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого- либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента: q = (Р/Р100)*100, где q - единичный параметрический показатель; Р - уровень параметра исследуемого изделия; P100 - уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100%. Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели ( qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов ( ai), определенных экспертным путем: . Интегральный показатель (j) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gm ) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ ):. Если j < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если j > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.
Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров, для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно использовать матричный метод. Сущность его состоит в построении матрицы, в которой по вертикали отражаются темпы роста объема продаж всех или основных фирм-продавцов на рынке, а по горизонтали указывается доля рынка, контролируемая данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше – низкой.
Важное направление повышения конкурентоспособности продукции – совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса. При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности. Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж. Для изучения влияния данных факторов на объем продаж, сумму прибыли можно использовать приемы сопоставления параллельных рядов чисел, аналитических группировок, корреляционного анализа.
- I. Бухгалтерский учет
- 1. Нормативное регулирование бухгалтерского финансового учета в рф.
- 2. Основные аспекты и элементы учетной политики организации в целях бухгалтерского и налогового учета.
- 3. Документирование хозяйственных операций.
- 4. Счета бухгалтерского учета, их назначение.
- 5. Инвентаризация: порядок ее проведения и отражения результатов в учете.
- 6. Понятие, состав, назначение бухгалтерской отчетности.
- 7. Бухгалтерский баланс – информационная модель состояния средств организации.
- 8. Учет денежных средств на расчетном счете организации
- 9. Организация учета кассовых операций, порядок ведения кассовой книги.
- 13. Учет расчетов с учредителями
- 14. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 15. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
- 17. Учет расчетов с подотчетными лицами.
- 18. Учет расчетов с бюджетом.
- 19. Учет импортных операций
- 20. Учет экспортных операций
- 21. Основные средства: понятие, классификация, виды оценки
- 22. Основные средства: учет поступления и выбытия.
- 23. Учет амортизации основных средств.
- 24. Учет аренды основных средств.
- II. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
- 1. Комплексный экономический анализ, как элемент управления организацией.
- 2. Методика детерминированного факторного анализа, как способ поиска резервов деятельности организации.
- 3. Традиционные и экономико-математические приемы экономического анализа.
- 4. Экономический анализ в системе маркетинга: анализ спроса, рынка, ценовой политики.
- 5. Конкурентоспособность продукции, методика ее экономического анализа и способы повышения.
- 6. Экономический анализ объема производства и реализации продукции.
- 13. Экономический анализ обеспеченности организации основными средствами
- 14. Экономический анализ эффективности и интенсивности использования основных средств
- 15. Экономический анализ использования производственной мощности организации
- 16. Экономический анализ технического уровня производства.
- 18. Экономический анализ обеспеченности организации материальными ресурсами.
- 19. Экономический анализ организации материально-технического снабжения материальными ресурсами и использования отходов
- 20. Экономический анализ и оценка эффективности использования оборотных средств. Резервы повышения эффективности использования
- 21. Экономический анализ денежных средств и денежных потоков
- 22. Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженностей.
- 23. Экономический анализ затрат на производство продукции, затрат на один рубль товарной продукции.
- 24. Экономический анализ себестоимости единицы продукции, сравнимой товарной продукции.
- III. Аудит
- 1. Понятие об аудите и аудиторской деятельности. Место аудита в системе контроля в Российской Федерации.
- 2. Виды аудита.
- 3. Услуги, сопутствующие аудиту.
- 4. Кодекс профессиональной этики аудитора.
- 5. Принцип независимости аудиторов.
- 6. Права и обязанности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.
- 7. Права и обязанности аудируемых лиц.
- 8. Аудит финансовой отчетности.
- 9. Правовое регулирование аудиторской деятельности.
- 13. Аттестация аудиторов в рф
- 14. Планирование аудиторской проверки
- 15. Сущность в аудите
- 16. Аудиторские риски.
- 17. Аудиторские доказательства.
- 18. Документирование в аудите.
- 19. Структура аудиторского заключения
- 20. Аудит основных средств и нематериальных активов
- Основные виды нарушении:
- 21. Аудит материально-производственных запасов
- 22. Аудит расчетов по оплате труда.
- 23. Аудит затрат на производство.
- 24. Аудит товарных операций.