4. Экономический анализ в системе маркетинга: анализ спроса, рынка, ценовой политики.
В рыночных условиях необходимым требованием для успешного функционирования предприятия является знание рыночной ситуации, ориентация производства на потребителей и конкурентов, способность гибко реагировать на конъюнктуру рынка. Для формирования производственных мощностей, предприятию необходимо выяснить какую продукцию, и в каких объёмах производить, где и по каким ценам её продавать.
Основные задачи маркетингового анализа: изучение платежеспособного спроса, факторов определяющих эластичность спроса и наличие товаров заменителей; определение рынков сбыта, их ёмкости, наличие конкурентов, степень их организованности; обоснование плана производства и реализации продукции по объёму и ассортименту (с учётом налоговой и таможенной политики, государственных актов, регулирующих внутренний и международный рынок); оценка степени риска невостребованной продукции; изыскание резервов повышения конкурентоспособности продукции и других средств стимулирования сбыта; оценка эффективности сбыта продукции.
Данные для анализа предприятия формируют самостоятельно, исходя из своих целей, с привлечением следующих средств информации: статистическая отчётность о состоянии рынка; доходов населения; финансовых результатов деятельности контрагентов; данных об экспорте и импорте продукции; годовых отчётов предприятий; оперативной отчётности районных, краевых и отраслевых органов управления
Структурированием рынка называется сопоставление данных о структуре спроса и предложения. Анализ структуры рынка обычно осуществляется при помощи двух видов группировок: 1. Типологической, при помощи, которой потребители делятся на однородные группы по условиям потребления. 2. Структурной, при которой потребители относятся к однородной группе по определённому количественному признаку. В результате анализа структуры рынка руководство предприятия должно четко представлять на какой сегмент рынка следует ориентировать производство продукции: на потребительский рынок (населения); рынок переработчиков продукции; рынок промежуточных продавцов (посредников, приобретающих продукцию для последующей перепродажи); рынок государственных учреждений и фондов; международный рынок.
Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции и спрос на неё, именно через цены реализуются конечные коммерческие цели предприятия, определяются эффективность всего производственного и сбытового процесса.
Ценовая политика заключается в том, что предприятие устанавливает и изменяет цены на рынке таким образом, чтобы обеспечить реализацию поставленных целей. Основными целями предприятия, достигаемыми при помощи ценовой политики, могут быть: получение запланированной массы прибыли; овладение определённой долей прибыли; завоевание лидерства; выживание фирмы.
Ценообразование – основа для принятия коммерческого решения и в зависимости от целей стратегия его может быть различной: 1.Стратегия ценового проникновения. Фирма устанавливает заниженные цены на свою продукцию с целью привлечения покупателей и увеличения объема продаж. 2. Стратегия «снятия сливок». Здесь кратковременное конъюнктурное повышение цен с целью максимизации прибыли. З. Стратегия среднерыночных цен. 4. Стратегия преимущественной цены. За счет улучшения качества установление цены выше, чем у конкурентов. 5. Стратегия следования за конкурентом. 6. Стратегия дифференциации цены на взаимосвязанные товары.7.Стратегия ценовой дискриминации. Продажа одного и того же товара разным клиентам по разным ценам. 8. Стратегия ценовых линий. Использование резкой дифференциации цен на ассортиментные виды с целью создать представление у покупателей о принципиальной разнице в качестве. 9. Стратегия исчерпания или скользящей падающей цены. Цены снижаются редко, но значительно. 10. Стратегия роста проникающей цены. После выхода на рынок с заниженной ценой и захвата определенной доли рынка, цену резко повышают. 11.Стратегия стабильных цен. Рассчитана на постоянных клиентов.
Важной задачей маркетингового анализа является изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. От этого зависит степень загрузки производственных мощностей, а значит себестоимость производимой продукции и её рентабельность.
Спрос как экономическая категория характеризует емкость рынка, т.е. сколько товаров можно продать при различных уровнях цен. Немаловажное значение на выбор цены оказывает эластичность спроса. В идеале необходимо построить математическую зависимость возможного объема продаж от уровня цен. Построение графика эластичности спроса от цен упрощает эту задачу.
Используя информацию о цене товара и количестве товара проданного по этой цене, производят на графике построение кривых спроса и предложения. Далее определяют эластичность или неэластичность спроса на различных ценовых интервалах и изменение выручки в случае изменения цены товара.
Все товары делятся на две основные группы: товары с неэластичным спросом и товары с эластичным спросом. Товары первой группы таковы, что объёмы их продаж почти не меняются при росте цен, что можно объяснить следующими причинами: Данный товар первой необходимости, без которого невозможно обойтись (основные продукты питания). Товару нет замены или его производит один монополист. Потребители привыкли к данному товару и не торопятся отказываться от него даже при росте цен. Потребители считают, что рост цен обусловлен ростом качества или инфляцией и смиряются с этим положением, сокращая другие статьи своих расходов. Товары с эластичным спросом отличаются сильной зависимостью объёмов продаж от уровня цен: при росте цен объёмы продаж быстро падают.
Риск невостребованной продукции возникает, когда покупатели отказываются её приобретать. Последствиями этого являются убытки и прямой ущерб для предприятия. Чтобы избежать производства ее востребованной продукции необходимо изучить причины, по которым оно может возникать, эти причины бывают внутренние и внешние. Неправильно составлен прогноз спроса на продукцию; предприятие применяет неразумную ценовую политику; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, устаревшего оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; происходит не эффективное продвижение товара на рынке.
Внешние причины (независящие от предприятия): неплатежеспособность покупателей; изменение таможенной политики; изменение налоговой политики.
- I. Бухгалтерский учет
- 1. Нормативное регулирование бухгалтерского финансового учета в рф.
- 2. Основные аспекты и элементы учетной политики организации в целях бухгалтерского и налогового учета.
- 3. Документирование хозяйственных операций.
- 4. Счета бухгалтерского учета, их назначение.
- 5. Инвентаризация: порядок ее проведения и отражения результатов в учете.
- 6. Понятие, состав, назначение бухгалтерской отчетности.
- 7. Бухгалтерский баланс – информационная модель состояния средств организации.
- 8. Учет денежных средств на расчетном счете организации
- 9. Организация учета кассовых операций, порядок ведения кассовой книги.
- 13. Учет расчетов с учредителями
- 14. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 15. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
- 17. Учет расчетов с подотчетными лицами.
- 18. Учет расчетов с бюджетом.
- 19. Учет импортных операций
- 20. Учет экспортных операций
- 21. Основные средства: понятие, классификация, виды оценки
- 22. Основные средства: учет поступления и выбытия.
- 23. Учет амортизации основных средств.
- 24. Учет аренды основных средств.
- II. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
- 1. Комплексный экономический анализ, как элемент управления организацией.
- 2. Методика детерминированного факторного анализа, как способ поиска резервов деятельности организации.
- 3. Традиционные и экономико-математические приемы экономического анализа.
- 4. Экономический анализ в системе маркетинга: анализ спроса, рынка, ценовой политики.
- 5. Конкурентоспособность продукции, методика ее экономического анализа и способы повышения.
- 6. Экономический анализ объема производства и реализации продукции.
- 13. Экономический анализ обеспеченности организации основными средствами
- 14. Экономический анализ эффективности и интенсивности использования основных средств
- 15. Экономический анализ использования производственной мощности организации
- 16. Экономический анализ технического уровня производства.
- 18. Экономический анализ обеспеченности организации материальными ресурсами.
- 19. Экономический анализ организации материально-технического снабжения материальными ресурсами и использования отходов
- 20. Экономический анализ и оценка эффективности использования оборотных средств. Резервы повышения эффективности использования
- 21. Экономический анализ денежных средств и денежных потоков
- 22. Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженностей.
- 23. Экономический анализ затрат на производство продукции, затрат на один рубль товарной продукции.
- 24. Экономический анализ себестоимости единицы продукции, сравнимой товарной продукции.
- III. Аудит
- 1. Понятие об аудите и аудиторской деятельности. Место аудита в системе контроля в Российской Федерации.
- 2. Виды аудита.
- 3. Услуги, сопутствующие аудиту.
- 4. Кодекс профессиональной этики аудитора.
- 5. Принцип независимости аудиторов.
- 6. Права и обязанности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.
- 7. Права и обязанности аудируемых лиц.
- 8. Аудит финансовой отчетности.
- 9. Правовое регулирование аудиторской деятельности.
- 13. Аттестация аудиторов в рф
- 14. Планирование аудиторской проверки
- 15. Сущность в аудите
- 16. Аудиторские риски.
- 17. Аудиторские доказательства.
- 18. Документирование в аудите.
- 19. Структура аудиторского заключения
- 20. Аудит основных средств и нематериальных активов
- Основные виды нарушении:
- 21. Аудит материально-производственных запасов
- 22. Аудит расчетов по оплате труда.
- 23. Аудит затрат на производство.
- 24. Аудит товарных операций.