logo search
GOS общий

5. Инвентаризация: порядок ее проведения и отражения результатов в учете.

Активы и обязательства подлежат инвентаризации, при этом выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Цель инвентаризации - выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Различают случаи обязательного проведения инвентаризации (перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ), а также случаи проведения инвентаризации, установленные решением руководителя организации.

Порядок проведения инвентаризации оформляется в виде приложения к приказу об учетной политике. Решением руководителя экономического субъекта устанавливаются случаи, а также сроки, порядок проведения и перечень объектов, подлежащих инвентаризации, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации.

Руководитель приказом назначает персональный состав инвентаризационной комиссии, включив в него представителей администрации, работников бухгалтерии, а также других специалистов (инженеров, экономистов, техников ). Кроме того, допускается участие в инвентаризации аудиторов. Это могут быть представители службы внутреннего аудита или независимой аудиторской организации. Участие в проведение инвентаризации независимых профессионалов значительно повышает достоверность ее результатов.

При проведении инвентаризации можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный этап, в том числе формирование инвентаризационной комиссии, подготовка приказа о проведении инвентаризации, определение сроков и видов активов и обязательств подлежащих инвентаризации.

2. Проверка, т.е. выявление фактического наличия объектов инвентаризации (активов, обязательств), составление инвентаризационной ведомости и сопоставление результатов с данными бухгалтерского учета, составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений.

3. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. Выявленный при инвентаризации излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, его сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации. Выявленная недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы, сверх норм - за счет виновных лиц. если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.