Бухгалтерский учет нематериальных активов (Понятие, классификация, правила оценки. Первичные учетные документы и типовые корреспонденции счетов. Правила раскрытия информации в отчетности).
Согласно ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" объекты признаются нематериальными активами, если выполняются следующие критерии признания:
объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем (т.е.объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации);
организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (т.е. организация имеет документы, подтверждающие существование актива и права организации на него), а также существует контроль над объектом (имеются ограничения доступа иных лиц к экономическим выгодам);
возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;
объект предназначен для использования в течение длительного времени (более 12 мес. или обычного операционного цикла)
организацией не предполагается продажа объекта (в течение 12 мес. или обычного операционного цикла)
фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;
отсутствие у объекта материально-вещественной формы.
К нематериальным активам относятся:
произведения науки, литературы и искусства;
программы для электронных вычислительных машин;
изобретения;
полезные модели;
селекционные достижения;
секреты производства (ноу-хау);
товарные знаки и знаки обслуживания.
деловая репутация организации - разность между ценой покупки предприятия как единого имущественно-хозяйственного комплекса и стоимостью его чистых активов.
Разница может быть либо положительной, либо отрицательной. Положительную деловую репутацию раcсматривают как отдельный инвентарный объект и амортизируют в течение 20 лет линейным способом. Отрицательную - в полной сумме относят финансовый результат периода в составе прочих доходов..
Расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы), интеллектуальные и деловые качества персонала организации не являются нематериальными активами.
Нематериальные активы принимаются к учету в соответствии с ПБУ 14/2007 по фактической (первоначальной) стоимости
При этом фактическими расходами на приобретение признают:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации правообладателю (продавцу);
таможенные пошлины и таможенные сборы;
невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением нематериального актива;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен нематериальный актив;
суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериального актива;
иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
При создании нематериального актива к расходам также относятся:
суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям ;
расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива;
расходы на содержание и эксплуатацию, амортизацию основных средств и иного имущества, использованных непосредственно при создании нематериального актива;
иные расходы, непосредственно связанные с созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
Для определения первоначальной стоимости нематериальных активов используется "Справка о затратах, включенных в первоначальную стоимость нематериального актива".
Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ.
Изменение фактической (первоначальной) стоимости нематериального актива, по которой он принят к бухгалтерскому учету, допускается в случаях переоценки и обесценения нематериальных активов.
Организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных нематериальных активов. При принятии решения о переоценке нематериальных активов, следует учитывать, что в последующем данные активы должны переоцениваться регулярно (не чаще одного раза в год).
Переоценка нематериальных активов производится путем пересчета их остаточной стоимости. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерского баланса предыдущего отчетного года, но раскрываются организацией в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года.
Дооценка | Уценка |
Если по объекту ранее не было уценки - сумма дооценки зачисляется в добавочный капитал организации. | Если по объекту ранее не было дооценки - сумма уценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) |
Если по объекту ранее была уценка- сумма дооценки, равная сумме его уценки, отнесенной в предыдущие периоды на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), зачисляется на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). | Если по объекту ранее была дооценка - сумма уценки относится в уменьшение добавочного капитала, образованного за счет сумм дооценки этого актива, проведенной в предыдущие отчетные годы. Превышение суммы уценки над величиной добавочного капитала относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). |
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. На балансе нематериальные активы учитываются по остаточной стоимости, которая определяется как разница между первоначальной (или переоцененной) стоимостью, накопленной амортизацией и обесценением.
Поступление нематериальных активов в организацию происходит в следующих случаях:
Приобретение нематериальных активов за плату
При покупке нематериальных активов основанием для записей на счетах служат наличные первичные документы, полученные от поставщика: договор, накладная, счет-фактура. Расходы на приобретение (начисление поставщикам; оплата за сопутствующие услуги;невозмещаемые налоги) отражаются как внеоборотные активы на счете 08. Также на этом счете отражаются расходы на доведения объекта до состояния, пригодного для эксплуатации.
В момент принятия на учет приобретенных нематериальных активов сформированная первоначальная стоимость списывается со счета 08 на счет 04 "Нематериальные активы".
НДС по приобретенным или созданным нематериальным активам учитывается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" субсчет 2 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам" в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками и подрядчиками и прочими дебиторами и кредиторами. После принятия на учет нематериальных активов суммы НДС списываются в дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Корреспонденция счетов приведена в таблице:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Стоимость приобретенных нематериальных активов | 08-5 | 76/60 |
НДС по приобретенным нематериальным активам | 19-2 | 76/60 |
Отражены затраты по доведению нематериальных активов до состояния, пригодного к использованию: |
|
|
материальные | 08-5 | 10 |
на оплату труда | 08-5 | 70 |
по отчислениям в бюджет | 08-5 | 69 |
Оплачены полученные нематериальные активы | 76/60 | 51 |
Оприходованы объекты нематериальных активов | 04 | 08-5 |
Зачет суммы НДС | 68 | 19-2 |
Создание нематериальных активов собственными силами или с привлечением сторонних исполнителей
Нематериальные активы считаются созданными в случаях:
исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в порядке выполнения служебных обязанностей или по конкретному заданию работодателя, принадлежит организации-работодателю;
исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, полученные автором (авторами) по договору с заказчиком, не являющимся работодателем, принадлежит организации-заказчику;
свидетельство на товарный знак или на право пользования наименованием места происхождения товара выдано на имя организации
Созданные в организации нематериальные активы могут являться служебными произведениями в соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об авторском праве". Специфика этих произведений состоит в том, что исключительное право на их использование принадлежит лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, то есть его работодателю. Не всякое произведение, созданное работником организации может считаться служебным. Таковым произведение может считаться тогда, когда имело место служебное задание на его создание.
Трудовой договор (контракт) с работником, творческий труд которого эксплуатируется должен содержать положения, предусматривающие подобные задания. Работник имеет право выплаты трудового вознаграждения за создание служебного произведения помимо обычной заработной платы.
Расходы по созданию нематериальных активов на предприятии также как и расходы по их приобретению относятся к долгосрочным инвестициям. Их постановка на учет производится через применение счета вложений во внеоборотные активы - 08. При создании нематериальных активов на этом счете отражаются: материалы, заработная плата разработчиков, отчисления с заработной платы в виде страховых взносов, накладные расходы, относящиеся к работам.
После ввода объекта в эксплуатацию его стоимость списывается со счета 08 в дебет счета 04 "Нематериальные активы".
Корреспонденция счетов в таблице:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Стоимость потребленных материалов | 08-5 | 10 |
Заработная плата | 08-5 | 70 |
Отчисления на социальные нужды | 08-5 | 69 |
Оплата подрядчикам за выполненные работы, услуги по созданию нематериальных активов | 08-5 | 60 |
Оплата сторонним организациям за выполненные работы, услуги по созданию нематериальных активов | 08-5 | 76 |
Расходы вспомогательных производств по созданию нематериальных активов | 08-5 | 23 |
Начисление НДС по суммам фактических затрат, связанных с созданием нематериальных активов | 08-5 | 68 |
Внесение нематериальных активов в счет вклада в уставный капитал
В соответствии с действующим законодательством объект нематериальных активов может быть внесен в качестве вклада в уставный капитал организации. При этом фактическое поступление вклада учредителя в виде внеоборотных активов отражается в бухгалтерском учете по дебету счета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал в оценке, согласованной с учредителями (задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал отражают записями по кредиту счета 80 "Уставный капитал").
Основанием являются учредительные документы, а также акт приемки-передачи нематериальных активов. Средства учредителей, вносимые в уставный капитал в порядке, установленном действующим законодательством, освобождены от НДС. Данное положение не действует в случае, когда поступившие нематериальные активы используются в организации для производства продукции (работ, услуг), освобожденных от уплаты НДС.
Корреспонденция счетов приведена в таблице:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражена задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал | 75-1 | 80 |
Внесены нематериальные активы в счет вклада в уставный капитал | 08-5 | 75-1 |
Приняты к учету нематериальные активы | 04 | 08-5 |
Получение нематериальных активов на безвозмездной основе
Нематериальные активы, полученные организацией безвозмездно, отражаются по рыночной стоимости на дату принятия к учету. Активы, полученные безвозмездно, учитываются в составе внереализационных доходов, которые подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации. Организация самостоятельно выбирает способ отражения в учете безвозмездно полученных нематериальных активов:
непосредственно в момент принятия к учету стоимость нематериальных активов относят на увеличение прочих доходов
по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования безвозмездно полученные объекты отражаются как прочие доходы, с использованием счета доходов будущих периодов.
Основанием для записей на счетах служит акт (накладная) приемки -передачи. Признание внереализационных доходов, связанных с безвозмездным получением нематериальных активов, в учете отражается по дебету счета доходов будущих периодов в корреспонденции с кредитом счета прочих доходов и расходов.
Постановка на учет полученных по договору дарения (безвозмездно) нематериальных активов также отражается через применение счета капитальных вложением с последующим списанием с него стоимости объектов на счет нематериальных активов.
Корреспонденция счетов приведена в таблице:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Безвозмездное поступление нематериальных активов |
|
|
без использования счета 98 "Доходы будущих периодов" | 08-5 | 91-1 |
с использованием счета 98 "Доходы будущих периодов" | 08-5 | 98-2 |
признание внереализационных доходов | 98-2 | 91-1 |
Приобретение нематериальных активов по договору мены
Приобретение нематериальных активов по договору мены, предусматривающем оплату неденежными средствами. Стоимость полученных нематериальных активов отражается по дебету счета капитальных вложений в корреспонденции со счетом прочих дебиторов и кредиторов.
В этом случае первоначальная стоимость приобретаемого нематериального актива определяется в учете исходя из стоимости передаваемых активов.
В соответствии с ПБУ 10/99 выбытие активов в связи с приобретением (созданием) нематериальных активов не признается расходами организации.
Аналитический учет наличия и движения нематериальных активов ведется в бухгалтерии по карточкам учета нематериальных активов (ф. № НМА-1). В налоговом учете нематериальных активов могут применяться регистры для учета приобретения, формирования стоимости и начисления амортизации НМА.
В случае, если отсутствуют объекты нематериальных активов, по которым есть различия по составу объектов и порядку начисления амортизации, то достаточно использовать карточку (ф. № НМА-1) для целей бухгалтерского, и налогового учета.
Объекты, не перечисленные в ПБУ 14/2007, не должны учитываться в качестве нематериальных активов. К такого рода активам относятся: компьютерные программы, информационные базы данных и другие. Затраты по приобретению программных продуктов должны учитываться на счете 97 "Расходы будущих периодов". Амортизация исчисляется по нормам, установленным самой организацией исходя из стоимости нематериальных активов и срока их полезного использования.
Срок полезного использования - это срок, в течение которого объект нематериальных активов приносит предприятию доход. Срок определяется организацией самостоятельно исходя из:
срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;
ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход)
количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта
В случае, когда срок полезного использования определить не возможно, он признается равным: для целей бухгалтерского учета - 20 годам, для целей налогового учета - 10 годам (но не более срока деятельности организации).
Для налогового учета из данного правила есть исключение: по некоторым НМА налогоплательщик вправе самостоятельно установить срок полезного использования, который не может быть меньше двух лет. К таким нематериальным активам относятся: исключительное право на изобретение (промышленный образец, полезную модель), на использование программ для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, владение ноу-хау.
Начисление амортизации производится ежемесячно и начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, заканчивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости или списания объекта с учета.
Для целей бухгалтерского учета используются три способа начисления амортизации:
линейный;
уменьшаемого остатка;
списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Для целей налогообложения организация выбирает из линейного и нелинейного способов.
Методика расчета амортизационных отчислений по каждому из способов аналогична соответствующим способам расчета амортизации по основным средствам.
Способы отражения амортизационных отчислений на счетах бухгалтерского учета:
путем накопления сумм амортизации на отдельном счете (счет 05 "Амортизация нематериальных активов")
путем уменьшения первоначальной стоимости объекта на счете 04.
В зависимости от выбора организации операции на счетах бухгалтерского учета будут отражаться следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Принят к учету объект нематериальных активов | 04 | 08.х |
По итогам месяца начислена амортизация по объекту нематериальных активов | ||
с использованием счета для учета амортизации | 20, 44... | 05 |
без использования счета для учета амортизации | 20, 44... | 04 |
Выбытие объектов нематериальных активов происходит в следующих случаях:
Списание объекта нематериальных активов за непригодностью в связи с полной амортизацией и потерей доходных качеств.
Основание для списания - акты передачи нематериальных активов, акты на списание нематериальных активов, протоколы собрания акционеров или участников совместной деятельности, приказы.
Продажа нематериальных активов
Продается, как правило, не сам объект нематериальных активов, а право на его использование. При реализации нематериальных активов основанием для записей на счетах являются счет, выписываемый покупателю, и акт (накладная) приемки-передачи.
В бухгалтерском учете отражается выручка от продажи. Если сумма выручки превышает остаточную стоимость нематериальных активов и расходы, связанные с выбытием, то разницу списывают в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредит счета 99 "Прибыли и убытки".
Если же остаточная стоимость не возмещается выручкой от реализации, то разницу списывают с кредита счета прочих доходов и расходов в дебет счета прибылей и убытков. Сам объект и начисленная по нему амортизация не изменяются.
Если продается сам нематериальный актив в бухгалтерском учете отражается одновременно списание объекта и начисленной по нему амортизации, а остаточная стоимость относится на счет прочих доходов и расходов.
Оборот по продаже нематериальных активов облагается НДС. Для определения сумм НДС по проданным нематериальным активам нужно выяснить факты приобретения нематериальных активов - с НДС или без него.
В учете продажа нематериального актива отражается следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражен доход от продажи нематериального актива | 76 | 91 |
Начислен НДС с реализации | 91 | 68 |
Списана сумма начисленной амортизации | 05 | 04 |
Списана остаточная стоимость нематериального актива | 91 | 04 |
Поступили денежные средства от покупателя | 51 | 76 |
Безвозмездная передача нематериальных активов
В бухгалтерском учете отражается списание первоначальной стоимости, амортизации и отражение остаточной стоимости.
В соответствии со ст. 146 НК РФ передача прав собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией и облагается НДС. В данном случае выбытия плательщиком НДС является передающая сторона.
В учете безвозмездная передача нематериального актива отражается следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Списана начисленная амортизация | 05 | 04 |
Списана остаточная стоимость нематериального актива | 91 | 04 |
Начислен НДС при безвозмездной передаче | 91 | 68 |
Внесение объекта нематериальных активов в счет вклада в уставный капитал других организаций
Остаточная стоимость нематериальных активов списывается с их счета в дебет счета учета финансовых вложений. Также подлежит списанию сумма амортизации. Превышение согласованной стоимости над остаточной по переданным нематериальным активам отражают по дебету счета финансовых вложений в корреспонденции со счетом прочих доходов и расходов. Обратная разница отражается в обратном порядке.
В учете внесение нематериального актива в уставный капитал другой организации отражается следующим образом:
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит |
1 | Списана начисленная амортизация | 05 | 04 |
2 | Передача в уставный капитал другой организации | 58 | 04 |
Передача объектов нематериальных активов по договору мены
Передача объектов нематериальных активов в обмен на другое, кроме денежного, имущество, чаще всего в обмен на ценные бумаги и поэтому рассматривается как финансовые вложения.
Нематериальные активы, предоставленные организацией-правообладателем в пользование другой организации при сохранении первой организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, не списываются и подлежат особому отражению в бухгалтерском учете у организации-правообладателя.
Начисление амортизации по нематериальным активам, предоставленным в пользование, производится предприятием-правообладателем.
В учете передача нематериального актива по договору мены отражается следующим образом:
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит |
1 | Списана начисленная амортизация | 05 | 04 |
2 | Списана остаточная стоимость на реализацию | 91 | 04 |
3 | Реализация нематериального актива | 62 | 91 |
4 | Начислен НДС на реализацию | 91 | 68 |
5 | Оприходован обмениваемый актив | 10,01,07…. | 60 |
6 | НДС с приобретаемых ценностей | 19 | 60 |
7 | Расчеты по договору мены | 60 | 62 |
При выбытии нематериальных активов в результате продажи, списания, безвозмездной передачи вся сумма накопленной амортизации списывается с кредита счета учета нематериальных активов в дебет счета амортизации нематериальных активов. Остаточная стоимость списывается в дебет счета прочих доходов и расходов. Туда же относят и все расходы, связанные с выбытием нематериальных активов, и суммы НДС по проданным и безвозмездно переданным объектам. Финансовый результат от выбытия нематериальных активов формируется на счете прибылей и убытков.
При выбытии нематериального актива сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации.
Аудит поступления нематериальных активов
Оценка элементов организации бухгалтерского учета на соответствие их требованиям нормативных документов Контрольные процедуры (подтверждаемые предпосылки: существование, полнота, точное измерение, представление и раскрытие)
1. Ознакомиться с рабочим планом счетов, разрабатываемым организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению и утверждаемым учетной политикой. Установить его особенности и проверить соответствие применяемых на практике счетов и субсчетов рабочему плану счетов.
2. Изучить информацию о наличии и составе НМА, а именно:
2.1. Установить виды НМА, отражаемые в бухгалтерском учете и отчетности, и определить область проверки (аудита).
2.2. Проверить правильность отнесения учитываемых объектов к НМА.
2.3 Проверить правильность ведения аналитического учета НМА. Аналитический учет по счету 04 «Нематериальные активы» согласно Инструкции по применению Плана счетов должен вестись по отдельным объектам НМА. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении НМА, необходимых для составления бухгалтерской отчетности. Такая информация отражается в Приложении к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) в разделе «Нематериальные активы».
2.4. Проверить соответствие данных синтетического и аналитического учета (проверка осуществляется по следующей схеме: Карточка учета НМА Оборотная ведомость Главная книга Бухгалтерский баланс).
2.5. Проверить правильность инвентарного учета нематериальных активов.
Согласно п. 5 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» единицей бухгалтерского учета НМА считается инвентарный объект, под которым понимается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. В качестве инвентарного объекта НМА также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, единая технология и др.). Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использование для управленческих нужд организации.
2.6. Проверить соблюдение порядка проведения инвентаризации НМА и оформления ее результатов.
3. Ознакомиться с правилами документооборота по учету НМА и формами первичных учетных документов, применяемых в бухгалтерском учете НМА (см. процедуры проверки правильности отражения операций в бухгалтерском учете).
Проверка соблюдения требований действующего гражданского и специального законодательства Процедуры проверки (подтверждаемые предпосылки: права и обязанности)
1. Проверить соблюдение организацией правового режима интеллектуальной собственности, входящей в состав НМА.
2. Установить источники поступления НМА и правоотношения, которые возникают между хозяйствующими субъектами при поступлении объектов НМА.
Проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете Процедуры проверки оборотов и сальдо по счетам 04 «Нематериальные активы» и 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-5 «Приобретение нематериальных активов» (подтверждаемые предпосылки: возникновение, права и обязанности, полнота, стоимостная оценка, точное измерение, представление и раскрытие)
Проверить наличие и правильность оформления документов, служащих основанием для принятия НМА к учету (см. табл. 10.1). Основной процедурой получения аудиторских доказательств является инспектирование. При этом осуществляется прежде всего формальная проверка документов, которая включает проверку последовательности, полноты и правильности заполнения реквизитов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих печатей и подписей. Кроме того, возможна также арифметическая проверка правильности произведенных вычислений, а также экспертная проверка.
Проверить правильность формирования первоначальной стоимости приобретаемых (создаваемых) НМА.
3. Проверить правильность и своевременность отражения в учете поступления НМА.
4. Проверить правильность учета и налогового вычета сумм НДС.
Бухгалтерский учет и аудит поступления материалов. (Понятие материально-производственных запасов, классификация и правила оценки. Первичные учетные документы, типовые корреспонденции счетов. Правила раскрытия информации в отчетности. Процедуры проверки поступления МПЗ).
Материалы - предметы, срок полезного использования которых менее 1 года, которые относятся к предметам труда и необходимы для производства продукции, работ, услуг, для хозяйственных нужд организации.
Материалы являются оборотными активами, потребляются в процессе производства, переносят свою стоимость на готовую продукцию.
Классификация материалов:
Группа | Характеристика |
Сырье и основные материалы | Образуют вещественную основу готовой продукции. Сырье - ранее не обрабатываемый продукт добывающей промышленности и сельского хозяйства Основные материалы - продукция обрабатывающей промышленности |
Полуфабрикаты собственного производства | Не являются материально-производственными запасами, относятся к незавершенному производству |
Покупные полуфабрикаты | Материалы, которые уже подвергались обработке на других предприятиях |
Вспомогательные материалы | Добавки, смазочные материалы, возвратные отходы |
Тара | Вспомогательный материал, предназначенный для транспортировки и хранения материалов и готовой продукции |
Топливо | По агрегатному состоянию: твердое, жидкое, газообразное По целям использования: энергетическое, технологическое, для хозяйственных нужд |
Запасные части | Целевое назначение - поддержание механизмов в рабочем состоянии, осуществление ремонтов |
Строительные материалы | Целевое назначение - строительство, ремонт зданий и сооружений |
Хозяйственный инвентарь и принадлежности | Средства труда, которые не могут относиться к основным средствам: канцелярские принадлежности и расходные материалы и т.д. |
Материалы, как правило, поступают в организацию от поставщиков путем приобретения за плату. Также возможно поступление из собственного производства, от учредителей, при демонтаже оборудования, по бартерным операциям и т.д.
На поступающие от поставщиков материалы на основании сопроводительных документов (накладная, счет-фактура) на складе выписывают Приходный ордер (форма № М-4). Сведения из приходного ордера кладовщики заносят в Карточку учета материалов (форма № М-17).
Если при приемке материалов выявлено расхождение фактических данных с указанными в документах (количество, качество и т.д.) или сопроводительные документы отсутствуют (неотфактурованные поставки), то составляется Акт о приемке материалов (форма № М-7), материалы приходуются комиссией по учетным ценам, при этом приходный ордер не оформляется. Сумму излишка материалов относят на увеличение задолженности поставщику или принимают на ответственное хранение, при выявлении недостачи по вине поставщика ему направляется претензия.
Если организация получает материалы на складе поставщика, то экспедитору (шоферу) нужно выписать Доверенность (по форме № М-2 или № М-2а)
Поступление материалов на склад из собственного производства оформляют Требованием-накладной (форма № М-11). При поступлении материалов при демонтаже оформляется Акт по форме № М-35.
После приемки материалов все документы передаются в бухгалтерию.
В соответствие с Инструкцией по применению Плана счетов существуют два варианта учета поступления материальных ценностей:
по фактической стоимости приобретения (заготовления)
по учетным ценам.
Вариант учета поступления материалов должен быть закреплен в учетной политике
Учетные цены - цены, которые организация условно устанавливает самостоятельно для упрощения учета затрат на производство.
Фактические цены - суммы, уплачиваемые в соответствии с договорами поставщикам (подрядчикам) за минусом возмещаемых налогов, суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товарно-материальных запасов, таможенные пошлины, невозмещаемые налоги.
Первый вариант, как правило, используют организации, работающие с небольшой номенклатурой материалов. При этом все затраты по приобретению материалов отражаются на одноименном счете 10 "Материалы" При втором способе обязательно применение счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", по дебету которого отражаются фактические затраты на приобретение (заготовление) материальных ценностей, а по кредиту - учетная стоимость поступивших в организацию и оприходованных запасов.
Разница между учетной и фактической стоимостью списывается со счета 15 на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Накопленные на счете 16 разницы списываются (сторнируются - при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих счетов. При реализации материалов разницы на счете 16 списываются в дебет 91-2. «Прочие расходы». Материальные ценности, принятые на ответственное хранение и давальческое сырье хранятся и учитываются отдельно на забалансовых счетах 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" и 003 "Материалы, принятые в переработку"
Аудит материалов
Оценка элементов организации бухгалтерского учета на соответствие их требованиям нормативных документов Контрольные процедуры (подтверждаемые предпосылки: существование, полнота, точное измерение, представление и раскрытие)
1. Ознакомиться с рабочим планом счетов, разрабатываемым организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению и утверждаемым учетной политикой. Установить его особенности и проверить соответствие применяемых на практике счетов и субсчетов рабочему плану счетов.
2. Изучить информацию о наличии и составе материально-производственных запасов:
2.1. Изучить особенности состава материально-производственных запасов (используемых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; управленческих нужд; для непроиз- водственных целей, в капитальном строительстве; для перепродажи, в качестве средств труда).
2.2. Ознакомиться с классификацией материалов
2.3. Проверить правильность ведения аналитического учета материалов и соответствие данных синтетического и аналитического учета (проверка осуществляется по следующей схеме: Карточки учета материалов Оборотная ведомость Главная книга).
2.4. Установить, не было ли случаев изменения начальной стоимости заготовления материалов (фактической себестоимости). Согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (п. 12) «фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ».
2.5. Проверить соответствие фактических остатков материалов учетным данным.
2.6. Проверить наличие договоров о материальной ответственности.
3. Ознакомиться с учетной политикой в части учета приобретения материалов с целью выяснения варианта.
4. Ознакомиться с правилами документооборота по учету материалов и формами первичных учетных документов, применяемых в бухгалтерском учете материалов (см. процедуры проверки оборотов и сальдо по счетам).
Проверка соблюдения требований гражданского и специального законодательства. Процедуры проверки (подтверждаемые предпосылки: права и обязанности, представление и раскрытие)
1. Изучить правоотношения, возникающие в результате операций поступления материалов. Материалы могут поступать в организацию по договорам купли-продажи (в том числе розничной), поставки, мены, дарения, в качестве вклада в уставный капитал. Кроме того, могут быть выявлены по результатам инвентаризации неучтенные материалы, а также приняты к учету материалы, поступившие из подразделений организации.
2. Проверить, соблюдается ли аудируемым лицом лимит расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами (100000 руб. в рамках одного договора) при приобретении материалов за наличный расчет.
Проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете. Процедуры проверки оборотов и сальдо по счетам 10 «Материалы»; 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «отклонения в стоимости материальных ценностей», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» (предпосылки: возникновение, полнота, права и обязанности, стоимостная оценка, точное измерение, представление и раскрытие)
1. Проверить правильность оформления операций первичными документами, а именно:
1.1. Проверить факт оформления аудируемым лицом операций принятия к учету материалов первичными учетными документами.
1.2. Проверить правильность оформления доверенностей на получение материалов.
2. Проверить правильность оценки поступивших материалов, а именно:
2.1. Установить объективность применяемых учетных цен и порядок их формирования.
2.2. Проверить правильность формирования фактической себестоимости поступивших материалов.
3. Проверить правильность и своевременность отражения операций на счетах бухгалтерского учета, а именно.
3.1. Ознакомиться с методикой учета приобретения материалов и проверить ее соответствие нормативным документам и принятой учетной политике.
3.2. Проверить правильность учета транспортно-заготовительных расходов.
3.3. Проверить правильность оценки и отражения в учете неотфактурованных поставок и материалов в пути.
Проверка правильности формирования отчетных показателей. Процедуры проверки (подтверждаемые предпосылки: стоимостная оценка, полнота, представление и раскрытие)
1. Проверить правильность отражения в балансе стоимости материалов на конец отчетного года.
2. Проверить обоснованность и правильность образования резерва под снижение стоимостиматериальных ценностей.
3. Проверить соответствие данных синтетического и аналитического учета показателям отчетности.
Бухгалтерский учет и аудит выбытия материалов. (Причины выбытия материально-производственных запасов. Первичные учетные документы, типовые корреспонденции счетов. Правила раскрытия информации в отчетности. Процедуры проверки выбытия МПЗ).
Материалы - предметы, срок полезного использования которых менее 1 года, которые относятся к предметам труда и необходимы для производства продукции, работ, услуг, для хозяйственных нужд организации.
Материалы являются оборотными активами, потребляются в процессе производства, переносят свою стоимость на готовую продукцию. Материалы могут быть отпущены в производство, переданы в использование для собственных нужд, реализованы на сторону или ликвидированы в результате чрезвычайных обстоятельств.
Отпуск материалов в производство оформляется Лимитно-заборной картой (форма № М-8) если установлены нормы (лимиты) расхода материалов, или Требованием-накладной (форма № М-11), если нормы не установлены. При продаже или ином выбытии материалов оформляют Накладную на отпуск материалов на сторону (форма № М-15).
При отпуске запасов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из способов, который применяется по каждой группе (виду) материально - производственных запасов в течение отчетного года.
Способы оценки МПЗ при их выбытии:
по себестоимости каждой единицы;
по средней себестоимости;
способ ФИФO (по себестоимости первых по времени приобретения материально - производственных запасов);
Выбытие материалов отражается на счетах следующим образом:
Д 20 (23, 29) К 10 - отпущены материалы в производство
Д 08 К 10 - отпущены материалы на строительство хозяйственным способом
Д 91 К 10 - списаны материалы при реализации (в т.ч. переданы безвозмездно
Вопросы проверки операций по выбытию материалов относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.
В связи с этим получение достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, касающихся операций по выбытию материалов и раскрытия информации о них, а также влияния этих операций на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица, является объектом проверки на всех этапах аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности - от планирования до формирования заключения.
Аудит выбытия материалов. Выполняя процедуру проверки операций по выбытию материалов, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
Учет операций по отпуску материалов в производство соответствует положениям нормативных актов?
Учет операций по продаже материалов соответствует положениям нормативных актов?
Учет операций по безвозмездной передаче материалов соответствует положениям нормативных актов?
Учет операций по передаче материалов в уставный капитал соответствует положениям нормативных актов?
Порядок учета операций по передаче материалов в порядке обмена соответствует положениям нормативных актов?
Учет операций по передаче материалов в счет вклада в совместную деятельность соответствует положениям нормативных актов?
Учет операций по передаче материалов в переработку соответствует положениям нормативных актов?
Порядок списания и учет операций по списанию материалов соответствует положениям нормативных актов?
Порядок учета операций по созданию и расходованию резерва под снижение стоимости материальных ценностей соответствует положениям нормативных актов?
- Финансовый и управленческий учет как подсистемы бухгалтерского учета (сходство и различия).
- Система нормативного регулирования бухгалтерского финансового учета и ее уровни. Динамичность нормативного пространства в области бухгалтерского учета.
- Учетная политика организации. Порядок формирования и раскрытия учетной политики. Составные элементы учетной политики организации: организационно – технический и методический аспекты.
- Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. Учет результатов инвентаризации (Документооборот и типовые корреспонденции счетов).
- Бухгалтерский учет уставного (складочного) капитала на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности (порядок формирования и изменения).
- Бухгалтерский учет нематериальных активов (Понятие, классификация, правила оценки. Первичные учетные документы и типовые корреспонденции счетов. Правила раскрытия информации в отчетности).
- Бухгалтерский учет и аудит заработной платы (Начисление, удержание, депонирование заработной платы. Процедуры проверки расчетов по оплате труда).
- Порядок ведения кассовых операций. Бухгалтерский учет и аудит кассовых операций. Особенности учета денежных документов.
- Затраты на производство продукции (работ, услуг): правила организации учета (понятие затрат и их классификация, отражение затрат на производство продукции (работ, услуг) в текущем учете и отчетности).
- Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
- Бухгалтерская финансовая отчетность организаций: назначение, состав и виды бухгалтерской отчетности, основные требования к ее составлению и представлению
- Бухгалтерский баланс – одна из основных форм бухгалтерской финансовой отчетности. Правила оценки статей бухгалтерского баланса.
- Раздел I баланса
- Раздел II баланса
- Раздел III баланса
- Раздел IV баланса
- Раздел V баланса
- Отчет о прибылях и убытках – одна из основных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности. Правила раскрытия информации в Отчете о прибылях и убытках.
- Порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее публикация, необходимость аудита финансовой отчетности.
- Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в рф.
- Виды аудита, особенности организации внешнего и внутреннего аудита. Обязательный аудит.
- Аудиторские стандарты: их назначение и виды.
- Цели и содержание планирования аудита.
- Необходимость понимания деятельности аудируемого лица.
- Понятие существенности в процессе аудиторской проверки.
- Назначение рабочих документов аудитора. Виды рабочей документации. Порядок хранения и использования рабочей документации.
- Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.
- Подтверждение оценочных значений в ходе аудиторской проверки.
- Понятие, виды аудиторских доказательств, процедуры их получения.
- Учет товарных потерь торговой организации.
- Учет продажи товаров по продажным ценам.
- Учет тары в торговых организациях.
- Учет расходов на продажу в торговле.
- Особенности учета и аудита в негосударственных пенсионных фондах.
- Учетная политика для целей налогового учета.
- Учет и аудит расчетов по ндс.
- Сумма счета * ставка ндс (10% или 20%)
- Учет расчетов по налогу на прибыль.
- Учет амортизации основных средств в бухгалтерском и налоговом учете.
- Порядок налогового учета процентов по долговым обязательствам.
- Учет и аудит операций на валютных счетах.
- Учет и аудит экспортных операций.
- Учет и аудит курсовых разниц.
- Учет и аудит расходов по загранкомандировкам.
- Методика экономического анализа.
- Сравнение как элемент методики анализа.
- Классификация видов экономического анализа.
- Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности как база принятия управленческих решений
- Анализ в системе маркетинга
- Анализ деловой активности (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)
- Общая оценка финансового состояния организации на основе бухгалтерского баланса (цель и задачи анализа, информационная база, состав показателей, методика анализа).
- Анализ ликвидности активов организации (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ эффективности использования основных средств организации (цель, задачи, информационная база, состав показателей, методика анализа).
- Анализ состояния и использования материальных ресурсов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ показателей оборачиваемости запасов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ эффективности использования производственных ресурсов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ оборачиваемости текущих активов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Факторный анализ показателей производительности труда (цель и задачи анализа, источники информации, методики факторного анализа).
- Анализ состояния и использования трудовых ресурсов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ использования рабочего времени (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)
- Анализ общей суммы и уровня затрат на производство продукции (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ прямых и косвенных затрат (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)
- Анализ переменных и постоянных затрат (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)
- Анализ производства продукции (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ движения денежных средств организации (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Анализ дебиторской задолженности (Цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы и методика анализа).
- Формирование и расчет показателей прибыли.
- Анализ финансовых результатов организации (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Показатели рентабельности, методика их расчета и анализа.
- Анализ финансового состояния организации: цель и задачи анализа, источники информации и их аналитические возможности, методы и методики анализа.
- Анализ финансовой устойчивости организации на основе абсолютных показателей (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Различают четыре типа финансовой устойчивости организации:
- Анализ финансовой устойчивости организации на основе относительных показателей (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа).
- Маржинальный анализ: цель и задачи анализа, источники информации, показатели и алгоритмы их расчета, условия проведения анализа.