2. Виды аудита.
Анализ законодательства об аудите показывает, что существуют две формы аудита: обязательный аудит и инициативная аудиторская проверка.
Обязательный аудит
Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Необходимость обязательного аудита обусловлена спецификой организационно-правовой формы проверяемых лиц, характером их функций (кредитные и страховые организации и др.) либо большим объемом выручки от реализации продукции или значительной суммой активов баланса на конец отчетного года, т.е. такими обстоятельствами, которые - в целях защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации - требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц.
Аудит является обязательным для тех лиц, которые подпадают под установленные Законом об аудите критерии. Так, обязательный аудит осуществляется в случае, если:
· организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
· организация является кредитной, страховой или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических или юридических лиц;
· объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 раз МРОТ;
· организация является государственным или муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше (в п. 3) критериям;
· обязательный аудит в отношении конкретных организаций или индивидуального предпринимателя предусмотрен федеральным законом.
Обязательный аудит может осуществляться только лицами, отвечающими жестким требованиям закона (прежде всего требованию о проведении обязательного аудита лишь аудиторскими организациями). Если финансовая (бухгалтерская) документация аудируемого лица содержит сведения, составляющие государственную тайну, ежегодные обязательные проверки могут проводиться только аудиторскими организациями, созданными без иностранного участия, имеющими допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. В том случае, если в уставном (складочном) капитале аудируемого лица доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 %, проведение обязательного аудита осуществляется на основе договора, заключенного по итогам открытого конкурса.
Обязательный аудит следует отличать от аудиторской проверки, осуществляемой по поручению органов дознания или следователя (при наличии санкции прокурора), прокурора, суда и арбитражного суда (при наличии в производстве указанных органов возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду). Последняя преследует определенные цели и предназначена для конкретных пользователей. При проведении такого аудита используются специальные методы, аналогичные методам судебно-бухгалтерской экспертизы.
Инициативный аудит
Для остальных предпринимателей аудит проводится по их инициативе на основе договора между аудитором и предпринимателем. Инициативный аудит может проводиться в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления организации или индивидуальным предпринимателем.
К данному виду аудита можно отнести и так называемые контрольные аудиторские проверки финансово-промышленных групп, проводимые по инициативе и за счет полномочных органов. Целью такой проверки является установление реального экономического состояния деятельности финансово-промышленной группы. Проведение такой проверки может быть вызвано рядом обстоятельств, например обнаружением недостоверной информации в представленных документах либо уклонением от полного и своевременного представления необходимых документов, злоупотреблением имеющимися правами и оказываемыми мерами государственной поддержки, нарушением законодательства Российской Федерации либо законодательства субъектов Российской Федерации. Такой аудит, как правило, ориентирован на проверку отдельных сфер деятельности конкретного корпоративного объединения. Но не исключается проверка по всему спектру вопросов, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность группы, в том числе и с позиции ее оценки на соответствие положениям законодательства Российской Федерации и ее субъектов.
Внешний аудит
В зависимости от того, кто осуществляет проверку, аудит подразделяется на внешний и внутренний. Внешний аудит выполняют аудиторы и специалисты аудиторской организации, индивидуальный аудитор с целью составления мнения о достоверности информации, предоставленной в финансовых отчетах и отражающей финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономического субъекта в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами. Макальская А.К. Внутренний аудит. М.: АО «ДИС», 2010.
Внутренний аудит
Внутренний аудит осуществляется служащими организации (аудиторами) с целью оценки ее работы в собственных интересах. Полученная в процессе проверки информация, как правило, предназначается для удовлетворения потребностей управленческого персонала. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим юридическим лицом (его руководителем, собственником) и зависят от выполняемых видов деятельности, объемов показателей финансово-хозяйственной деятельности, принятой системой управления и др.
Отношения, возникающие при осуществлении внутреннего аудита, существенно отличаются от отношений, связанных с проведением внешнего аудита, и не регламентируются Законом об аудите. Некоторые авторы видят значительную недоработку законодателя в части регулирования внутреннего аудита и предлагают распространить действие Закона об аудите на внутренний аудит, внеся в этот закон соответствующую поправку о том, что к аудиторской деятельности наряду с независимыми аудиторскими проверками финансовой (бухгалтерской) отчетности и оказанием сопутствующих аудиту услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям относится созданная в рамках организации и действующая в интересах экономического субъекта система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета.
Нельзя согласиться с таким предложением. Хотя по содержанию деятельность внешнего и внутреннего аудита схожа, поскольку в ходе проведения и внутреннего, и внешнего аудита происходит проверка финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, по характеру отношения принципиально различны. Аудиторская служба является внутрихозяйственным субъектом юридического лица, правовое положение которого определяется локальными актами, принимаемыми самим юридическим лицом. В некоторых случаях в целях защиты интересов вкладчиков, инвесторов, клиентов нормативными актами предписывается создание аудиторской службы. Отношения при внутреннем аудите - это вертикальные отношения, возникающие между подразделением юридического лица и юридическим лицом в целом. Отношения, связанные с проведением внешнего аудита, являются отношениями горизонтальными и строятся на основе гражданско-правового договора, заключаемого аудиторской организацией с аудируемым лицом. Первые отношения не обладают признаком независимости, на котором настаивает законодатель: именно внешний аудит характеризуется как независимая (в первую очередь в организационном, имущественном плане) проверка. Более того, отношения при внутреннем аудите никак нельзя отнести к предпринимательской деятельности, каковыми являются отношения по поводу внешнего аудита, осуществляемого на коммерческой основе.
Практика аудита свидетельствует о тесном взаимодействии аудиторских служб предприятий и внешнего аудита. Это проявляется главным образом в предоставлении результатов собственных проверок аудиторами предприятия аудиторским организациям при проведении проверок, что уменьшает объем работы последних, а, следовательно, и стоимость аудиторских услуг. Взаимодействие с аудиторскими службами позволяет аудиторам, осуществляющим внешний аудит, лучше понимать деятельность предприятия. Особенно полезным становится такое сотрудничество при расширении сети филиалов, повышении сложности проводимых хозяйственных и финансовых операций. Эти операции увеличивают потребность организаций в аудите.
Иные виды аудита.
В зависимости от направленности аудиторской проверки выделяют аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности и специальный аудит, направленный на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта. Аудиторской организации может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности (например, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и состоянии материально-производственных запасов, основных средств). Содержание, характер и объем работы аудиторской организации по такому специальному заданию зависят от обстоятельств, связанных с возникновением необходимости оказания такой услуги, и определяются договором оказания аудиторских услуг. Специальное аудиторское задание может быть получено от экономического субъекта, государственных органов, заинтересованных пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности какой-либо организации.
Разновидностью специального аудита является налоговый аудит.
Под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов организации с целью выражения мнения о степени достоверности таких отчетов и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты организацией налогов и других обязательных платежей. Объектом такой проверки являются показатели налоговой отчетности (налоговые декларации, расчеты по налогам, справки об авансовых платежах и др.), правомерность использования налоговых льгот.
- I. Бухгалтерский учет
- 1. Нормативное регулирование бухгалтерского финансового учета в рф.
- 2. Основные аспекты и элементы учетной политики организации в целях бухгалтерского и налогового учета.
- 3. Документирование хозяйственных операций.
- 4. Счета бухгалтерского учета, их назначение.
- 5. Инвентаризация: порядок ее проведения и отражения результатов в учете.
- 6. Понятие, состав, назначение бухгалтерской отчетности.
- 7. Бухгалтерский баланс – информационная модель состояния средств организации.
- 8. Учет денежных средств на расчетном счете организации
- 9. Организация учета кассовых операций, порядок ведения кассовой книги.
- 13. Учет расчетов с учредителями
- 14. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 15. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
- 17. Учет расчетов с подотчетными лицами.
- 18. Учет расчетов с бюджетом.
- 19. Учет импортных операций
- 20. Учет экспортных операций
- 21. Основные средства: понятие, классификация, виды оценки
- 22. Основные средства: учет поступления и выбытия.
- 23. Учет амортизации основных средств.
- 24. Учет аренды основных средств.
- II. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
- 1. Комплексный экономический анализ, как элемент управления организацией.
- 2. Методика детерминированного факторного анализа, как способ поиска резервов деятельности организации.
- 3. Традиционные и экономико-математические приемы экономического анализа.
- 4. Экономический анализ в системе маркетинга: анализ спроса, рынка, ценовой политики.
- 5. Конкурентоспособность продукции, методика ее экономического анализа и способы повышения.
- 6. Экономический анализ объема производства и реализации продукции.
- 13. Экономический анализ обеспеченности организации основными средствами
- 14. Экономический анализ эффективности и интенсивности использования основных средств
- 15. Экономический анализ использования производственной мощности организации
- 16. Экономический анализ технического уровня производства.
- 18. Экономический анализ обеспеченности организации материальными ресурсами.
- 19. Экономический анализ организации материально-технического снабжения материальными ресурсами и использования отходов
- 20. Экономический анализ и оценка эффективности использования оборотных средств. Резервы повышения эффективности использования
- 21. Экономический анализ денежных средств и денежных потоков
- 22. Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженностей.
- 23. Экономический анализ затрат на производство продукции, затрат на один рубль товарной продукции.
- 24. Экономический анализ себестоимости единицы продукции, сравнимой товарной продукции.
- III. Аудит
- 1. Понятие об аудите и аудиторской деятельности. Место аудита в системе контроля в Российской Федерации.
- 2. Виды аудита.
- 3. Услуги, сопутствующие аудиту.
- 4. Кодекс профессиональной этики аудитора.
- 5. Принцип независимости аудиторов.
- 6. Права и обязанности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.
- 7. Права и обязанности аудируемых лиц.
- 8. Аудит финансовой отчетности.
- 9. Правовое регулирование аудиторской деятельности.
- 13. Аттестация аудиторов в рф
- 14. Планирование аудиторской проверки
- 15. Сущность в аудите
- 16. Аудиторские риски.
- 17. Аудиторские доказательства.
- 18. Документирование в аудите.
- 19. Структура аудиторского заключения
- 20. Аудит основных средств и нематериальных активов
- Основные виды нарушении:
- 21. Аудит материально-производственных запасов
- 22. Аудит расчетов по оплате труда.
- 23. Аудит затрат на производство.
- 24. Аудит товарных операций.