logo
Учебное пособие УАиА ВЭД

1.4. Базисные условия поставки товаров

Формирование цены при осуществлении экспортно-импортных операций имеет важное значение, поскольку оказывает влияние не только на размер финансовых результатов этих операций, но и на экономическую эффективность внутреннего производства тех или иных товаров.

При определении контрактной цены следует исходить из того, что в международной торговле используется комплекс цен в зависимости от различных особенностей купли-продажи товаров. Она устанавливается в денежных единицах валют соответствующих стран.

Во внешней торговле применяются следующие виды цен:

Различают несколько видов скидок: дилерские, бонусные, специальные и некоторые другие. Их размер по отношению к отпускной цене может колебаться в больших интервалах, что обусловливается условиями заключаемых сделок.

На размер контрактной цены большое влияние оказывает так называемый базис поставки, определяемый в контракте: какие расходы при реализации товара берет на себя грузоотправитель, а какие – грузополучатель. В основу базиса поставки положено соответствующее условие – франко, обозначающее, что на определенной стадии продвижения товара к покупателю последний освобождается от расходов по транспортировке или погрузке (выгрузке) товара, так как они оплачиваются поставщиком в связи с включением их в стоимость реализуемого товара.

Из более чем 50 видов франко наиболее распространенными, из применяемых во внутренней торговле, являются следующие:

Последующие виды франко добавляют последовательно к указанной выше цене на отдельные расходы, возникающие на разных стадиях (этапах) продвижения груза к покупателю:

В международной торговле имеют место различные обязательства между ее участниками (договор купли-продажи, договор страхования, перевозки и пр.). Инкотермс относится только к одному из них – к договору купли-продажи.

В международной торговле имеют место различные обязательства между ее участниками (договор купли-продажи, договор страхования, перевозки и пр.). Инкотермс относится только к одному из них – к договору купли-продажи.

Согласно «Инкотермс-2000» № 560, все условия возмещения коммерческих расходов дифференцированы на 4 группы, каждая из которых представлена соответствующими подгруппами. В свою очередь каждая подгруппа включает несколько названий коммерческих условий поставок.

Первым базисом поставки товара являются условия ЕХW, соответствующие термину, применяемому во внутренней торговле: франко-склад поставщика.

Это означает, что покупатель берет на себя все расходы по вывозу товара со склада поставщика в соответствии с заключенным контрактом, включая бремя риска на пути продвижения товара до своего склада.

Вторым базисом поставки товара служат условия, означающие, что от продавца требуется доставить груз к перевозочному средству, который определяет покупатель (F -условия: FСА, FAS и FОВ). Риск утери или повреждения переходит к перевозчику со времени окончания им приемки товара с учетом нахождения его в данный момент: на причале FAS – свободно вдоль борта судна, на борту судна, FОВ (FREE ON BOARD), в аэропорту (FОВ аэропорт) и т. д.

Термин FСА – франко-перевозчик означает, что к месту погрузки, указанному покупателем перевозчика, товар, предварительно прошедший таможенную очистку, доставляет экспортер, не неся при этом ответственности за его отгрузку с данного пункта отправления.

Третьим базисом поставки товара является заключение продавцом договора на перевозку без принятия на себя бремени риска за его потерю или повреждение. Этот базис состоит из С-условий (CFR, CIF, CPT и CIP). Только условия CIF – стоимость, страхование, фрахт с указанием порта назначения и CIP – перевозка и страхование оплачены до ... с указанием пункта назначения включают обязательства продавца по страхованию груза. Обязательства по страхованию могут распространяться с ответственностью за все риски – это так называемая оговорка «А». Различают также оговорку «Б» – с ответственностью за частную аварию – и оговорку «С» – за частную аварию без ответственности за повреждения.

Во внешнеэкономической деятельности определены следующие виды страхования:

Таким образом, содержание базиса, состоящего из С-условий, определяют:

Четвертый базис поставки включает Д-условия (DAF, DES, DEQ, DDU и DDP). Их применение предполагает возмещение продавцом всех расходов, включая возмещение возможных рисков на всем пути продвижения товаров в страну назначения. В частности, используя D-условия:

DDP (DELIVERED DUTY PAID) – поставка с оплатой пошлины – по своему содержанию соответствует базисному условию «франко-склад покупателя», применяемому во внутренней торговле. Его содержание: экспортер оплачивает все риски и расходы по доставке товара на склад импортера, включая экспортные и импортные формальности.

Большинство договоров купли-продажи заключаются на условиях CIF, FOB, CFR и FAS.

Право собственности на товар и риск случайной утраты или повреждения товара переходят с продавца на покупателя с момента перехода товара через борт судна в порту погрузки.

В условиях морских и речных перевозок основным транспортным документом является коносамент (bill of lading). Различают несколько видов коносамента:

Это не исключает осуществление данной операции третьим лицом путем оформления в коносаменте передаточной надписи – индоссамента. Последний может быть именным и на предъявителя:

На условиях CFR и CIP отсутствует обязанность оформлять коносамент, представляющий по сути своей расписку агента транспортной фирмы грузоотправителю о принятии груза к перевозке и доставке его в пункт на значения с вручением предъявителю.

При автомобильных перевозках поставка товара экспортером обычно осуществляется на условиях DAF – поставка на границе. При этом стороны должны выполнить следующие условия:

При железнодорожных перевозках поставка товаров экспортером в основном осуществляется на условиях «франко-вагон – граница страны продавца»:

При доставке товара железнодорожным и воздушным транспортом коммерческим условием доставки является франко-перевозчик с указанием пункта назначения.

При автомобильных перевозках в зависимости от принадлежности транспорта (чьей стороны) базисными условиями выступают:

В почтовых отправлениях базисным условием является франко-получатель.

Во внешней торговле независимо от варианта возмещения транспортных расходов важное значение придается установлению ответственности участников за повреждение груза при транспортировке. Условия и размер материальной ответственности определяются условиями контракта. В нем, как уже отмечалось, оговариваются место и время перехода нрава собственности на перевозимый груз.

Разграничение ответственности наступает с учетом обязательств участников внешнеторговых сделок. Они определяются, исходя из требований «Инкотермс-2000».

Таким образом, устанавливая в контракте купли-продажи базисное условие поставки, его участники должны четко разграничить:

Они определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от экспортера к импортеру. Те расходы, которые несет экспортер, включаются в цену товара. Они называются базисными потому, что устанавливают базис поставки товара и оказывают влияние на уровень цены товара. Эти расходы весьма значимы и составляют иногда 40–50% цены товара.

Установление времени и места повреждения груза предусматривает различную процедуру таможенной обработки грузов в том случае» когда повреждение установлено немедленно или когда оно определено по прибытии груза.

В первом случае таможня сразу же оповещает стороны, имеющие непосредственное отношение к поставке груза: продавца, покупателя, транспортную и страховую компании. Факт повреждения оформляется актом с указанием места, причин, схем и других данных за подписью представителей указанных компаний и независимого лица.

Во втором случае в акте должна содержаться конкретная информация о размерах, причинах и, желательно, о месте и времени повреждения груза. Наряду с указанными выше представителями акт подписывает и грузополучатель. Далее, согласно условиям контракта, исчисляется сумма убытков, согласовываются с продавцом изменения в счете-фактуре, поврежденный груз повторно декларируется, для чего таможне повторно предъявляются все документы. Грузополучатель в подобной ситуации вправе получить излишне уплаченную пошлину в связи с уменьшением таможенной стоимости товара, вызванной его повреждением.