logo
Учебное пособие УАиА ВЭД

7.3. Аудит экспортных торговых операций

Результаты внешнеторговой деятельности российских организаций отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, анализ которой в дальнейшем проводиться различными пользователями этой отчетности.

Достоверность рассматриваемой отчетности особенно важна для внешних потребителей. Иностранные партнеры, заключающие договоры с российскими организациями, хотят быть уверены в том, что все виды товаров, получаемые из России, поступят к ним своевременно и в объемах, предусмотренных в контрактах. Для этого анализируются и прогнозируются возможности организаций на основе предоставляемой бухгалтерской отчетности. Общепризнанным является тот факт, что большего доверия заслуживает отчетная информация, подтвержденная независимым аудитором.

Исходя из вышесказанного, основная цель аудита экспортных операций - это установление соответствия экспортных операций нормам действующего законодательства, целесообразности их совершения, а также полноты и достоверности отражения данных операций в учете организации.

Формирование аудитором мнения о достоверности экспортных операций и их законности должно основываться на сравнении фактического состояния учета и отчетности с нормами действующего законодательства и принципами бухгалтерского учета при отражении операций по экспорту материальных и ценностей.

Укажем основные нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета по экспортным торговым операциям:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.,

2.Налоговый кодекс РФ, часть первая и вторая.

3. Таможенный кодекс РФ.

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129 - ФЗ

6. Федеральные законы: «О валютном регулировании и валютном контроле» (Закон РФ от 9.10.1992г. № 3615, ред. от 10.12.2003 № 173 ФЗ), «О таможенном тарифе» (Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1, ред. от 08.12.2003 с изм. от 29.12.2003), «Об основах государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003г. № 164-ФЗ)

7. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н);

8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 (Приказ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н)

9. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (Приказ Минфина РФ от 09.12.98 № 60н).

10. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (Приказ Минфина РФ от 06.07.99 № 43н)

11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (Приказ Минфина РФ от 09.06.01 № 44н)

12. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (Приказ Минфина РФ от 06.05.99 № 32н)

13. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (Приказ Минфина РФ от 06.05.99 № 33н) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций.

14.Межправительственные конвенции и соглашения об избежании двойного налогообложения (Конвенция ООН о договорах международной купли- продажи товаров).

15.Внутриведомственные нормативные акты Банка России, Министерства Финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ (инструкции, положения, приказы, указания, методические рекомендации, разъяснения).

16. Международные правила поставок товаров (ИНКОТЕРМС) и правила оформления и доставки грузов и т.д.

Объект аудита и источники информации

Экспорт товаров подвержен различного рода рискам (коммерческий риск, финансовый риск, валютный риск, риск неэффективности сделки и т.д.) и, как следствие, возможности возникновения искажений данных отчетности, поэтому считается необходимым выделение экспортных торговых операций в обособленный объект аудита.

Особенностью внешнеэкономических сделок является то, что они выходят за рамки одного государства, а значит, информационная база значительно шире, чем при оценке других видов операций предприятия.

При классификации информации для аудита целесообразно разделение всех источников на внутренние и внешние.

В качестве источника внешней информации при проведении проверки организаций-экспортеров прежде всего необходимо выделить информационные ресурсы банков, таможенных органов, осуществляющих контроль за экспортной торговой деятельностью организаций. К таким источникам информации относятся, например, грузовая таможенная декларация (ГТД), паспорт экспортной сделки (ПС), платежные документы уполномоченных банков.

Получение информации из указанных источников является эффективным способом сбора и обобщения аудиторских доказательств.

Помимо приведенных выше внешних источников информации экспортных торговых операций к ним также относятся:

К внутренним источникам информации относятся сведения, генерируемые самим предприятием:

К ним относятся учредительные документы, которые являются обоснованием для аудитора при определении возможности осуществления данного рода деятельности. Кроме того, правильность их составления, своевременность оформления и регистрации изменений позволяет сделать вывод о законности существования предприятия в целом. С правовой точки зрения аудитор также должен оценить банковские и таможенные документы.

К ним относятся товарные накладные, инвойсы, акты, счета-фактуры, книги покупок и книги продаж, ведомости учета готовой продукции, ведомости учета отгруженной экспортной продукции и т.д.

Порядок проведения аудиторской проверки экспортных торговых операций.

Согласно Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности можно выделить три основных этапа аудиторской проверки:

  1. Планирование аудиторской проверки.

В первую очередь аудитору необходимо ознакомиться с бизнесом клиента, его организацией, с отраслью, в которой действует предприятие. Также происходит знакомство с организацией и ведением бухгалтерского учета, системой внутреннего контроля.

Согласно Федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 4 аудитору необходимо оценить уровень существенности и его взаимосвязь с аудиторскими рисками.

Для проведения эффективной проверки в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 3 разрабатывается план и программа аудита.

  1. Сбор аудиторских доказательств: проверка оборотов, сальдо по счетам; аналитические процедуры; тестирование средств контроля.

Завершение аудита, т.е. формирование мнения аудитора и подготовка итоговых документов.