1.5. Виды таможенных платежей
Таможенные платежи есть налоги федерального уровня.
Значение этих налогов в формировании доходной части государственного бюджета страны велико. В настоящее время на таможенные платежи приходится 37,6% всех налоговых поступлений при ежедневных перечислениях в 118,2 млн. дол.
Сроки погашения обязательств по уплате таможенных платежей в настоящее время не увязаны не только с днем подачи грузовой таможенной декларации или датой предъявления товаров таможенному органу по месту их прибытия на таможенную территорию РФ, но и с днем завершения внутреннего таможенного транзита. Такой подход четко направлен на сбалансированный подход государства в отношении участников внешнеэкономической деятельности, ее либерализацию.
Состав таможенных платежей включает:
– таможенные пошлины, уплачиваемые заинтересованным лицом при экспорте и (или) импорте товаров (работ, услуг);
– налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров;
– акциз, взимаемый при ввозе соответствующих товаров на таможенную территорию РФ;
– таможенные сборы.
Таможенные пошлины представлены в таможенном тарифе в виде свода ставок.
Обязанность по уплате таможенных пошлин и других налогов по импортным операциям возникает у декларанта и иных лиц, на которых возложена обязанность их уплаты, с даты пересечения таможенной границы РФ, а по экспортным операциям – с даты подачи таможенной декларации или совершения действий, напрямую связанными с этими операциями.
В качестве такого участника выступает декларант – лицо, перемещающее товар через таможенную территорию РФ под соответствующим таможенным режимом, в том числе его представитель (таможенный брокер).
Признание данной нормы в учете рассматривается как формирование обязательств участника внешнеэкономической деятельности перед таможенными органами по уплате таможенных платежей.
Классификация таможенных пошлин осуществляется по следующим признакам (рис. 1.).
Относительно перемещаемых товаров таможенные пошлины бывают ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные.
Рис. 1. Классификация таможенных пошлин
Ввозные (импортные) пошлины в основе своей рассматриваются как меры экономической политики государства, поскольку направлены на защиту отечественных товаропроизводителей путем введения дифференцированных ставок относительно отдельных наименований на импортируемые товары. Они являются одним из источников пополнения доходной части федерального бюджета. Размер их дифференцирован в зависимости от наименования импортируемого товара.
Вывозные, или экспортные, пошлины применяются к товарам отечественного производства, экспортируемым в другие страны. Как правило, они распространяются на минеральное сырье и продукты его переработки. Их применение также направлено на защиту экономической безопасности страны, пополнение ее валютных резервов.
Более широкий перечень таможенных пошлин установлен по следующему признаку – в зависимости от страны происхождения товара (ее торгово-политического статуса).
В частности, по данному признаку предусмотрены базовые таможенные пошлины. Размер их устанавливается Правительством РФ. По отношению к странам, не пользующимся в РФ режимом наиболее благоприятству-емой нации, размер базовых таможенных пошлин выше. В таком случае они называются максимальными, а пользующихся таким режимом – ниже.
Антидемпинговые таможенные пошлины применяются в таможенном регулировании внешнеэкономической деятельности в отношении импортных товаров. Цель их – устранить вред, который могут причинить российским товаропроизводителям ввозимые иностранные товары на таможенную территорию РФ по цене значительно ниже той, которая имеет место на аналогичные товары в стране экспортера. Такие операции носят характер экспансии и направлены на снижение конкурентоспособности отечественных товаров. Предусматривается, что по мере реализации такой задачи экспортер возмещает ранее понесенные убытки путем установления монопольной цены на отдельные товары на российском рынке.
Антидемпинговая пошлина взимается таможенными органами параллельно с импортной пошлиной.
Введению антидемпинговой пошлины может предшествовать введение предварительной специальной пошлины, когда окончательное расследование по факту нанесения экономического ущерба РФ не принято, но установлена причинно-следственная связь между возросшим импортом и серьезным ущербом конкретной отрасли.
Срок действия предварительной специальной пошлины ограничен в пределах не более 200 дней.
Карательный характер антидемпинговых пошлин устанавливается по результатам расследования, по итогам которого вводятся специальные защитные меры в виде установления импортной квоты.
Специфические таможенные пошлины применяются чаще всего в отношении однородных массовых товаров, ввоз которых осуществляется в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным товаропроизводителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Поэтому применение таких таможенных пошлин следует рассматривать в качестве защитной меры. В то же время не исключается и другой вариант. Государство таким путем вводит ответную меру на дискриминационные и иные действия других государств или их союзов, непосредственно ущемляющих экономические и другие интересы РФ.
Компенсационные таможенные пошлины распространяются на импортные товары, в отношении которых при производстве или вывозе прямо или косвенно использовались денежная или натуральная помощь (субсидии) независимо от того, кем она была оказана. Важно, однако, в результате таких действий их ввоз направлен на нанесение материального ущерба отечественным производителям подобных товаров или препятствует расширению производства.
В системе таможенного законодательства антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины рассматриваются как особые виды пошлин. Их особенность, как видно из их содержания, распространяется только на ввозимые товары. Применение этих пошлин направлено на защиту экономических интересов страны. Поэтому в определенной мере их можно рассматривать как карательные таможенные пошлины. Подтверждением такому выводу служит тот факт, что их применению предшествует расследование, проводимое по инициативе государственных органов в соответствии с законодательством РФ.
Преференциальные (предпочтительные) таможенные пошлины применяются в отношении товаров тех стран-экспортеров, которые пользуются в РФ определенными торговыми преимуществами.
Перечень таможенных пошлин, их ставок содержится в Таможенном тарифе РФ и систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Она разработана на базе Гармонизированной системы (ГС) описания и кодирования товаров, рекомендованной Международной торговой палатой (МТП) в качестве базового документа в мировой торговле, а также Комбинированной тарифно-статистической номенклатуре ЕЭС (КНЕС).
Рассмотренные таможенные пошлины принимаются к учету в суммах, исчисленным по соответствующим ставкам.
Различают следующие виды ставок таможенных пошлин:
– адвалорные – устанавливаются в процентах к таможенной стоимости товара. Наибольшее распространение получили в отношении продукции наукоемких производств (машиностроения, химического производства и пр.);
– специфические – исчисляются в установленном размере на единицу облагаемых товаров, веса или объема. Так, ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть и сырые нефтепродукты из битуминозных материалов применяется из расчета 30,5 евро за 1000 кг;
– комбинированные – предусматривают сочетание вышеперечисленных методов – адвалорных и специфических с ограничением, указанной в самой ставке путем ссылки на следующий оборот слов: «Но не менее чем». Это означает, что если исчисленная сумма по адвалорному методу окажется меньше, чем по специальному, то за основу исчисления таможенной пошлины берется второй вариант.
В зависимости от периодичности применения различают сезонные и постоянные таможенные пошлины.
Сезонные таможенные пошлины, как правило, применяются в отношении отдельных продовольственных товаров растительного происхождения (овощи, фрукты), при ввозе их на таможенную территорию РФ без применения к ним мер экономического характера. В этот период выращивание их в стране не осуществляется. Следовательно, ущерб отечественным производителям этих товаров не будет нанесен. Исходя из такого положения, применение сезонных пошлин ограничено и не может превышать шести месяцев.
Срок применения других таможенных пошлин, как правило (кроме антидемпинговых и некоторых других), не ограничен и потому их принято рассматривать как постоянные.
Рассмотренный перечень тарифных пошлин дает основание рассматривать их как инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ, в условиях адаптации его с мировым рынком. Подтверждением этому является дифференцированный подход при их применении. Содержание такого подхода определяет не только установление четко фиксированных правил, но и отступление от них в форме предоставления различных тарифных преференций и тарифных льгот.
Тарифные преференции устанавливаются в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения их ставок или применения тарифных квот на льготированное перемещение товаров по таможенной территории РФ. Такие правила распространяются на товары, страна происхождения которых вместе с РФ образуют зону свободной торговли или таможенный союз или подписавшей соглашение о намерении их создания.
Преференции могут распространяться также в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.
Тарифные льготы, предоставляемые декларантам на таможенной территории РФ, имеют место в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ее ставки. В отношении отдельных товаров в исключительных случаях допускается полное освобождение от уплаты пошлины.
К ним относятся товары:
– перемещаемые через таможенную территорию РФ в обоих направлениях временно под таможенным контролем и под соответствующим таможенным режимом;
– вывозимые с таможенной территории РФ в составе комплектных поставок для возведения объектов за границей в рамках межправительственных соглашений с другими государствами;
– экспортируемые в пределах объемов поставок для федеральных государственных нужд в соответствии с действующим законодательством РФ;
– ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставный капитал российских организаций с иностранными инвестициями и иностранных организаций, а также вывозимые этими организациями по определенному перечню товаров собственного производства, в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными органами государственной власти или уполномоченным их представителем, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций в установленном порядке.
Дифференциация в применении действующих таможенных пошлин предъявляет определенные требования не только к перечню предъявляемых документов декларантом таможенному органу, но и правильности заполнения и достоверности содержащейся в них информации.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин подлежат возврату плательщику. Основанием возврата этих сумм является письменное заявление плательщика по установленной форме в таможенный орган, на счета которого уплачивались или взыскивались таможенные пошлины.
Налог на добавленную стоимость уплачивают импортеры при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), включают:
– предоставление арендодателем в аренду на территории страны помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в ней;
– товары, помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной торговли (с 1 января 2004 г. – специального таможенного режима – беспошлинная торговля);
– куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной форме, в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты;
При ввозе на таможенную территорию РФ не подлежат налогообложению:
– товары (за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) в качестве безвозмездной помощи (содействия) РФ в порядке, определенном действующим законодательством;
– технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;
– валюта РФ и иностранная валюта, банкноты, являющиеся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценные бумаги (акции, облигации, векселя);
– другие виды товаров, работ и услуг (товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств и пр.).
Особо следует отметить, что не уплачивается НДС за товары, перемещаемые через территорию РФ, т. е. в таможенном режиме международный таможенный транзит.
Акцизы, взимаемые при ввозе соответствующих товаров, которые являются объектом налогообложения по действующему законодательству.
В зависимости от избранного декларантом таможенного режима процедура взимания акцизов осуществляется следующим образом.
Ввозимые подакцизные товары на таможенную территорию в таможенном режиме выпуска для свободного обращения (с 1 января 2004 г. – выпуска для внутреннего потребления) подлежат обложению данным видом налога в полном объеме.
Если подакцизные товары ввозятся в таможенном режиме реимпорта, то налогоплательщик уплачивает сумму акциза, от уплаты которых он был освобожден, либо которые ему были возвращены в период их экспорта.
Когда подакцизные товары ввезены на таможенную территорию РФ и помещены под экономический таможенный режим переработки на таможенной территории, уплата акциза осуществляется в полном размере. В последующем при вывозе продуктов их переработки с таможенной территории РФ ранее уплаченные суммы акциза подлежат возврату.
Полное или частичное освобождение от уплаты акциза производится при помещении подакцизных товаров под экономический таможенный режим временного ввоза.
При помещении подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ под другие таможенные режимы: транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, переработка под таможенным контролем (с 1 января 2004 г. – переработка для внутреннего потребления) и некоторых других (уничтожения, отказа в пользу государства и пр.) акциз не уплачивается.
При вывозе подакцизных товаров с таможенной территории РФ суммы акциза, как правило, не уплачиваются или ранее уплаченные суммы возвращаются или засчитываются, если иное не предусмотрено таможенным законодательством.
Налоговая база по ввозимым подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, устанавливается из расчета объема этих товаров в натуральном выражении.
В том случае, когда на ввозимые подакцизные товары установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, сумма акциза исчисляется исходя из налоговой базы по этим товарам, в качестве которой берется их таможенная стоимость или сумма подлежащей уплате таможенной пошлины.
Таможенные сборы во внешнеэкономической деятельности как вид косвенных налогов имеют широкое применение. Это касается сборов за таможенное оформление и сопровождение товаров и транспортных средств, выдачу лицензии таможенными органами и квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и его возобновлению и пр. Наиболее распространенными среди них являются таможенные сборы за таможенное оформление, хранение товаров и транспортных средств, их таможенное сопровождение.
Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются от таможенной стоимости товара в рублях в размере 0,1% и в иностранной валюте в размере 0,05% от указанной стоимости.
За плательщиком таможенных сборов за таможенное оформление остается право по их уплате как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ.
Размер таможенных сборов, правила исчисления, порядок уплаты, взыскания, изменения сроков взыскания регулируются Таможенным кодексом РФ,
Если по условиям перемещения товара его декларирование не может быть осуществлено по месту нахождения таможни, то по согласованию с таможенным органом такая процедура может быть осуществлена вне указанного выше места путем выделения участнику ВЭД особого таможенного уполномоченного. Таможенные сборы в такой ситуации подлежат оплате декларантом в двойном размере.
При предоставлении декларантом временной таможенной декларации на срок, превышающий один календарный месяц, таможенные сборы подлежат уплате ежемесячно не позднее первого числа месяца поставки товаров. Размер обязательств по исчислению сумм таможенного сбора определяется с учетом количества товаров, заявленных под таможенное оформление, пропорционально соответствующего одному календарному месяцу поставки.
В ситуации, когда возникает необходимость в корректировке объема фактической поставки перемещаемого товара через таможенную территорию РФ, результатом которой является увеличение уплаты таможенных сборов, доплата их должна быть осуществлена не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки.
С 1 января 2004 г. сокращен перечень таможенных режимов, в отношении которых таможенный орган вправе взимать таможенные сборы за таможенное оформление.
Теперь взимание таможенных сборов за таможенное оформление имеет место только при помещении товаров и транспортных средств под таможенные режимы:
– выпуск для внутреннего потребления;
– беспошлинная торговля;
– временный ввоз и временный вывоз;
– международный таможенный транзит.
Отсрочка или рассрочка по уплате таможенных сборов за таможенное оформление товаров и транспортных средств не допускается.
Изложенную классификацию таможенных платежей следует рассматривать как инструмент государственного регулирования внешней торговли, направленного в первую очередь на защиту внутреннего рынка РФ, а также стимулирование прогрессивных структурных изменений в ее экономике.
Не оплаченные в срок таможенные платежи должны быть оплачены декларантом (включая пени и (или) проценты) в срок, установленный требованием об уплате таможенных платежей, которое направляет в его адрес таможенный орган.
Время погашения неисполненных обязательств об уплате таможенных платежей устанавливается таможенным органом в пределах от 10 рабочих дней до 20 календарных дней со дня получения требования плательщиком.
Пени и (или) проценты по просроченным таможенным платежам отражаются в учете плательщика в составе внереализационных расходов.
Для целей бухгалтерского учета таможенные платежи являются частью текущих издержек в составе транспортно-заготовительных расходов.
В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н) указанные расходы можно отражать одним из следующих способов:
– непосредственно включать в цену товара;
– отражать на отдельном субсчете к счету 41 «Товары»;
– учитывать на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
- Содержание
- 2. Организация учета валютных операций 31
- 1. Внешнеэкономическая деятельность как объект учета
- 1.1. Внешнеэкономическая деятельность: содержание, виды и формы
- 1.2. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- 1.3. Таможенные режимы, их состав и содержание
- 1.4. Базисные условия поставки товаров
- 1.5. Виды таможенных платежей
- 2. Организация учета валютных операций
- 2.1. Валютные счета участников внешнеэкономической деятельности
- 2.2. Учет валютных операций по движению капитала
- 2.3. Учет курсовых разниц
- Перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте
- 2.4. Формы расчетов и организация их учета
- 2.5. Учет обязательной продажи иностранной валюты
- 2.6. Учет купли-продажи иностранной валюты и переоценка валютных статей баланса
- 2.7. Учет расходов по загранкомандировкам
- 2.8. Учет кредитов и займов в иностранной валюте
- 3. Учет экспортных операций
- 3.1. Экспортные операции, их виды и организация учета
- 3.2. Учет коммерческих расходов
- 3.3. Учет экспортных операций с участием посреднической организации в расчетах
- 3.4. Учет реэкспортных операций
- 4. Учет импортных операций
- 4.1. Формирование таможенной стоимости товара и импортной таможенный тариф
- Определение цены на импортные товары
- 4.2. Учет накладных расходов по импорту
- 4.3. Организация учета импортных операций
- 4.4. Учет импортных операций с участием посреднической организации в расчетах
- 5. Организация учета бартерных сделок
- 5.1. Сущность товарообменных операций и первичная учетная документация по их оформлению
- 5.2. Учет бартерных сделок
- 5.3. Расчет экономической эффективности бартерной сделки
- 6. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий
- 6.1. Задачи, функции и методы анализа внешнеэкономической деятельности предприятия
- 6.2. Анализ показателей, характеризующих экспортные операции
- 6.3. Анализ импортных операций
- 6.4. Виды рисков во внешнеэкономической деятельности предприятия
- Структура рисков во внешнеэкономической деятельности
- Страновые риски
- Риск выбора и надежности партнера
- Маркетинговые риски
- Транспортные риски
- Риски реализации
- Риски, связанные с процессом таможенного оформления
- 6.5. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия
- Экономическая эффективность экспорта
- Экономическая эффективность импорта
- Экономическая эффективность экспортно-импортных операций
- Эээкс-имп
- Расчет коэффициента кредитного влияния
- Экономическая эффективность товарообменных операций
- 7. Аудит внешнеэкономической деятельности
- 7.1. Основные задачи и принципы аудита внешнеэкономической деятельности предприятий
- 7.2. Аудит валютных операций
- Программа аудиторской проверки валютных операций
- Порядок пересчета иностранной валюты в рубли по курсу Центрального банка рф по отдельным операциям
- 7.3. Аудит экспортных торговых операций
- 7.4. Аудит импортных операций
- Библиографический список
- Приложение Примерная модель рабочего плана счетов бухгалтерского учета для субъектов внешнеэкономической деятельности