logo
Курс лекций ИСУ 2010

Тема 11. Автоматизация учета финансово-расчетных операций.

  1. Характеристика комплекса задач по учету финансово-расчетных операций (ФРО)

  2. АРМБ по учету кассовых операций.

  3. Назначение АРМБ по учету денежных средств в банке

  4. Организация АРМБ по учету расчетных операций

  5. Моделирование движения денежных средств с помощью АРМБ УФРО.

  1. Характеристика комплекса задач по учету финансово-расчетных операций (ФРО)

Автоматизированное регулирование учета ФРО включает следующие задачи:

В состав системы автоматизированной обработки задач ФРО входят:

база данных; языковые и программируемые средства; реализующие доступ к данным и управление ими; программное обеспечение для решения данного комплекса задач и средства обращения пользователей с системой в виде соответствующих языков диалога.

Для решения задач по учету ФРО с использованием АРМБ необходимы: данных первичного учета, данные единой базы бух. записей, НСИ.

АРМБ по учету ФРО должен обеспечивать учет и кассовых финансовых операций, отражающих ежедневное состояние предприятия и выполнение необходимых расчетов по анализу его финансового состояния с целью определения резервов ускорения оборачиваемости денежных средств. Пользователь должен иметь возможность в режиме активного диалога проанализировать состояние денежных средств и расчетов.

Формирование и контроль первичного учета и НСИ осуществляется в следующем порядке. На экран монитора выводится форма первичного документа, а с клавиатуры и с помощью НСИ производится набор данных путем заполнения пустых окон формы.

Одновременно с набором проверяется допустимость значений реквизитов и правильность их представления. Прошедшая контроль информация записывается на машинный носитель в рабочую БД. Ошибочные данные отражаются отдельно для необходимой корректировки реквизитов.

Корректировка первичных документов и НСИ осуществляется путем обновления, физического удаления или ввода новых данных. Исправленные данные помещаются в рабочую БД.

Входная информация и НСИ по учету ФРО на АРМБ включает типовые формы первичных документов и НСИ, базу данных первичной информации и НСИ на машинных носителях. Типовые формы первичных документов на ПЭВМ создаются по образцу бланков. Одновременно формируется БД первичной информации, в которой хранятся бухгалтерские записи за отчетный период. Каждая бухгалтерская запись имеет стандартную структуру: № документа, дата, основной счет, корреспондирующий счет, количество, сумма.

БД состоит из продублированных сдвоенных бухгалтерских хозяйственных операций и имеет большую информационную ёмкость. Она позволяет в реальном режиме времени получать на уровне корреспондирующих счетов необходимые для аналитического учета и отчетности показатели.

АРМБ по учету ФРО может вестись на АРМБ как I так и II категорий. При этом АРМБ I категории устанавливается в бухгалтерии, где осуществляется учет ФРО, а АРМБ II категории у руководителя предприятия, главного бухгалтера.

На крупных предприятиях возможны варианты трёхкатегорийной организации АРМБ. При этом АРМБ I устанавливается в кассе и финансовом отделе, АРМБ II категории в бухгалтерии, а АРМБ III категории у руководителя предприятия.

Рассмотрим процесс обработки данных при автоматизации учета ФРО, осуществляемый с помощью трёхуровневого меню.

Меню первого уровня содержит директивы, обеспечивающие загрузку программ и выполняемые функции второго и третьего уровня. Меню второго уровня используется для загрузки данных в оперативную память и для выполнения определенных функций. Меню третьего уровня предназначено для предоставления альтернативных возможностей по управлению процессом и обработки данных.

Меню первого уровня имеет следующий вид:

Начальным этапом работы на АРМБ является ввод и корректировка НСИ. При выборе этого режима в головном меню выдается следующее меню второго уровня:

После того, как бухгалтер выбрал тип НСИ, на экран выдается меню III уровня, которое позволяет просмотреть, откорректировать и ввести данные.

После ввода НСИ осуществляется решение соответствующей задачи учета. Для этого в головном меню выбирается необходимая функция, производятся расчеты и формируется выходная информация.

  1. АРМБ по учету кассовых операций.

При работе с кассовыми операциями на экране появляется меню II уровня следующего содержания:

  1. Приходный кассовый ордер;

  2. Расходный кассовый ордер;

  3. Платежная ведомость;

  4. Кассовая книга;

  5. Ежедневная ведомость;

  6. Ведомость использования средств по назначению;

  7. Ведомость движения денежных средств;

  8. Карточка депонирования;

  9. Ведомость депонированных сумм;

  10. Ведомость аналитического учета.

Режим работы «Приходный кассовый ордер» предназначен для формирования БД, ввода, корректировки и выписки приходного кассового ордера. При вводе данных бухгалтер попозиционно заполняет первичный документ, одновременно информация фиксируется на машинном носителе, а при необходимости первичный документ может быть отпечатан в установленном формате. Аналогично работают режимы «Расходный кассовый ордер» и «Платежная ведомость».

Введенные данные по приходным и расходным ордерам контролируются на соответствие кодов в ЖИ При работе бухгалтер имеет возможность воспользоваться справочной информацией, позволяющей просмотреть и зафиксировать контировку бухгалтерской проводки, коды целевого назначения и др.

После ввода и корректировки первичной информации бухгалтер по мере необходимости может просмотреть или вывести на печать выходную информацию.

Кассовая книга формируется кассиром на дату ввода информации с обязательным формированием остатков. Её форма аналогична типовой. При работе с кассовой книгой должна быть предусмотрена автоматическая регистрация документов в хронологическом порядке.

Для отражения в учете движения денежных средств формируется ежедневная ведомость по счету 30 «Касса» с указанием количества записей.