logo
Курс лекций ИСУ 2010

1. Характеристика комплекса задач по учету затрат на производство.

Задачи учета затрат на производство информационно связаны со смежными участками учета и подсистемами информационной системы предприятия. Лишь незначительная по объему исходная информация формируется на основании первичных документов.

Следовательно, условием функционирования АРМБ учета затрат на производство является формирование на машинных носителях необходимой исходной информации, возникающей при решении задач по учету необоротных активов, материальных ценностей, заработной платы, финансово-расчетных операций, готовой продукции и ее реализации. Вся эта информация должна быть представлена в виде единой базы данных бухгалтерских записей в соответствии с требованиями АРМБ по учету затрат на производство.

Связь АРМБ по учету затрат на производство с другими подсистемами информационной системы предприятия предусматривает использование информации:

Задачи АРМБ по учету затрат на производство связанны между собой через единую БД посредством использования (передачи) бухгалтерской информации по синтетическим счетам учета формирующих автоматически в процессе решения задач. (Рис. 9.1)

Процесс учета затрат на производство продукции организуется в виде схемы рабочих мест, отражающей взаимодействие работников при реализации учетных функций. В эту схему должны входить рабочие места всех работников, функциональные обязанности которых в какой-либо мере связаны с ведением бухгалтерского учета. К ним следует отнести не только лиц, использующих эту информацию при выполнении функций бухгалтерского учета и управления, но и технический персонал, обеспечивающий оформление первичных документов, их архивирование, отображение и т.п.

Информационная система предприятия

АРМБ по учету АРМБ по учету

необоротных активов ТМЦ

АРМБ по учету затрат на производство

АРМБ по учету АРМБ по учету

ГП и ее реализации оплаты труда

АРМБ СУСО АРМБ по учету ФРО

Рис. 9.1. Информационные взаимосвязи АРМБ по учету затрат на производство

На рабочих местах бухгалтерских работников весь комплекс работ связан с распределением задач бухгалтерского учета, в то время как для др. персонала функции, связанные с решением задач бухгалтерского учета, не являющиеся основными и занимают лишь часть рабочего времени. Поэтому организация АРМ для такой категории персонала целесообразна лишь при условии выполнения на АРМ их основных функций.

Наиболее рационально разделить АРМБ по учету затрат на производство на 3 категории:

АРМБIкат.

(цех, участок, отдел)

АРМБIIкат. (бухгалтерия)

АРМБ IIIкат.

(управленческий персонал)

Рис. 9.2. Структурная схема организации АРМБ по учету затрат на производство.

Целевая функция учета затрат на производство заключается в выявлении и устранении недостатков организации производства и материально-технического обеспечения, направлена на максимальную экономию материальных и трудовых затрат и на повышение производительности труда.

АРМБ учета затрат на производство I категории предназначено для формирования и подготовки первичной информации, которая возникает непосредственно в местах создания информации. АРМБ I категории решает задачи учета затрат на производство, касающиеся отдельных подразделений, позволяет организовать систематическое своевременное выявление отклонений от нормальных условий, приводить оперативный учет и осуществлять внутренний аудит.

На АРМБ II категории контролируется информация получаемая из АРМБ I категории, и решающая регламентные и запросные задачи по учету затрат на производство в целом по предприятию.

АРМБ III категории применяется для анализа работы структурных подразделений и предприятия в целом, обобщение сводных данных затрат на производство, осуществляя оперативный контроль за использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов, организации внутреннего аудита.

Для решения задач на АРМБ учета затрат на производство используется трехуровневое меню. Меню первого уровня содержит директивы по загрузке комплекса программ и выполнению директив функционального назначения.

Структура меню I уровня следующая:

При выборе функции «Первичная информация» в меню II уровня отображается: «Бухгалтерская справка» (операция)

Бухгалтерская справка необходима для документального отражения записей, не представленных в др. системах учета. Структурная форма справки выдается на III уровне.

Здесь бухгалтер пореквизитно заполняет справку.

___________________

(предприятие)

Бухгалтерская справка

Месяц, год

Операция

Число

Содержание и основные записи

Основной счет

Корреспондирующий счет

Сумма

№ документа

Структурное подразделение

Счет, субсчет

Код аналитического учета

Структурное подразделение

Счет, субсчет

Код аналитического учета

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

При выборе функции «НСИ» на II уровне меню выдается следующий перечень:

  1. Справочник видов затрат (используется для сбора затрат на производство по статьям калькуляций, распределения общепроизводственных расходов, закрытия счетов затрат);

  2. Справочник структурных подразделений (используется для формирования информации по структурных подразделениям);

  3. Справочник допустимой корреспонденции счетов (для корректировки введенной информации с точки зрения правильности проставления проводок);

  4. Справочник видов деятельности (для формирования информации по видам деятельности);

  5. Справочник ТМЦ (для сбора материальных затрат);

  6. Справочник состава ГП (для сбора затрат по видам ГП);

  7. Справочник налогов и отчислении (для включения в себестоимости продукции налогов и сборов, относящихся на себестоимость продукции);

  8. План счетов;

  9. Справочник мест хранения (для указания в первичных документах мест хранения ТМЦ и ГП).