2. Организация учета с использованием машинных форм учета.
Помимо традиционных форм ведения учета при использовании ВТ можно применять и машинные варианты организации бухгалтерского учета:
Таблично - перфокартная форма;
Таблично - автоматизированная;
Диалогово - автоматизированная.
Таблично - перфокартная форма.
Другой подход в организации бухгалтерского учета при комплексной его механизации был разработан в условиях применения перфорационных вычислительных машин (ПВМ), а форма бухгалтерского учета получила название таблично – перфокарточная. В основу комплексной механизации учета при данной форме положен принцип непрерывности обработки учетной информации на ВТ в условиях полного охвата механизации всех учетных работ. При этом происходит перераспределение работ, и значительная часть операций учетного процесса выполняется персоналом ВТ. Существенная особенность этой формы состоит в том, что в ней объединяются использование двух видов информации, занесенных на перфокарты:
переменной (разовой);
постоянной.
Переменная информация (на перфокартах) содержит данные о хозяйственных операциях и отражает выходные показатели, полученные из первичных документов.
Постоянная информация, занесенная на перфокарты, содержит нормативные и расценочные показатели, что дает возможность значительно сократить содержание первичных документов, исключая из них справочные данные, и уменьшить объем учетных работ.
Документы о хозяйственных операциях, оформленные в пачки, проверенные и принятые для обработки, регистрируются в специальном журнале приема документов и регистрации контрольных чисел, который используется для контроля по сохранности этих документов, а также для полноты записей в табуляграммах.
Зарегистрированные документы передаются на перфоратор для составления перфокарт. Перфокарты, созданные по документам о хозяйственных операциях, передаются на вычислительные машины, где осуществляется их группировка, систематизация ведомостей о хозяйственных операциях по счетам бухгалтерского учета. Регистрами синтетического и аналитического учета является табуляграммы дебетовых и кредитовых оборотов, которые составляются по каждому счету. В аналитических табуляграммах указываются данные первичных документов, которые систематизировались в разрезе аналитических счетов каждого корреспондирующего счета. По итогам табуляции синтетического учета составляется оборотный баланс с расшифровкой субсчетов по каждому синтетическому счету. Эти ведомости используются для заполнения отчетности.
Основными приемами механизации учета при таблично - перфокарточной форме является:
создание человекочитаемых документов;
использование единой номенклатуры кодов синтетических счетов и объектов их аналитического учета;
наличие в первичных документах кода корреспондирующего счета, объектов его аналитического учета (это дает возможность автоматически создавать полную бухгалтерскую запись);
организация поточной технологий обработки учетной информации;
использование табуляграмм вместо ручных учетных регистров;
автоматическая взаимосвязь аналитического и синтетического учета;
создание по всем первичным данным бухгалтерского учета, зафиксированным на машинных носителях, контрольных табуляграмм и журналов контрольных чисел для сверки машинограмм аналитического и синтетического учета;
организация автоматической взаимосвязи выходных документов аналитического и синтетического учета.
Таблично – автоматизированная форма (ТАФ).
В данной форме используется самостоятельная структура подразделения - вычислительная машина с использованием перифирифной техники в условиях функция АСУП.
К основным признакам ТАФ относятся:
Любое использование технических средств для организации комплексной автоматизации обработки учетной информации;
Широкое использование универсальной документации и машинных носителей;
Применение системы кодов учетной информации, что дает возможность получить на ЭВМ все необходимые учетные регистры;
Сохранение принципа двойной записи при использовании одного комплекта носителей информации и программное группирование дебетовых и кредитовых оборотов;
Автоматизация логических операций по ведению бухгалтерского учета;
Наличие системы регистров, полной последовательности их составления, средства записи и хранения информации, а также возможность использования запросного режима по отдельным хозяйственным и расчетным операциям;
Организация системы контроля и исправления ошибок;
Сохранность первичной информации, машиночитаемых носителей и машинограмм - регистров.
В ТАФ обработка и ведение информационной базы может осуществляется на ПК. В этих условиях появляется возможность автоматизировать процессы сбора, регистрации первичной информации и передачи её по каналам связи в центральный ЭАМ (ВЦ). В условиях ТАФ первичные данные могут фиксироваться не только на обычных, но и на машинных носителях, благодаря чему автоматизируется сбор первичной информации. На машинных носителях ЭВМ создается НСИ, предназначенная для многоразового использования, а также сохраняется текущая, НСИ и выходная информация.
Одним из важнейших принципов ТАФ является использование запросного режима с целью получения ведомостей. Для этой цели бухгалтер заполняет стандартный документ, где указывается вид запроса. После введения информации в ПК необходимая информация распечатывается в виде таблицы.
Основными преимуществами ТАФ является:
использование периферийной техники на месте возникновения информации;
применение переменный и постоянной информации;
автоматизация ведения и выдачи ведомостей;
автоматизация контроля и расчета информации;
использование информации, созданной в других подсистемах предприятия;
быстродействие выполняемых учетных работ;
регламентное формирование и получение информации;
незначительный процент подготовки и получения выходной информации.
К основным недостаткам ТАФ относят:
оторванность ВТ и вычислительных ресурсов от бухгалтерского аппарата;
сложность оперативного взаимодействия всех служб по принятию управленческих решений;
высокая стоимость вычислительного носителя и значительные затраты по его ведению.
Диалогово – автоматизированная форма (ДАФ).
Современные технические средства, использованные для автоматизации ведения бухгалтерского учета, обуславливают новый подход для формирования учетной информации, снижают трудоемкость обработки информации, повышают оперативность доступа бухгалтерского аппарата к обрабатываемой информации.
ДАФ характеризуется полной автоматизацией обработки и систематизаций учетной информации и дает возможность отражать любые данные в учете непосредственно после введения их в информационную базу данных.
Систематизация и обобщение учетных данных, содержащихся в информационной базе, осуществляется автоматически и отражаются в полученных машинным способом выходных данных учета, контроль а анализа. ДАФ предполагает автоматизированное выполнение задач учета в запросном и регламентированном режимах.
При реальном запросном режиме повышается оперативность учета, контроля и анализа, появляется возможность получения неотъемлемых справочных и аналитических данных в течение отчетного периода, а не только по его окончании. При ДАФ объем информации, выдаваемой получателем регламентно, значительно сокращен и ограничен только неотъемлемыми и достаточными для выполнения управленческих работ данными. Справочные данные выдаются по запросу.
В случае потребительской проверки правильности расчетов есть возможность получения расшифровки каждого результата показателя по запросу пользователя с указанием проведенных в машине расчетов и всей выходной информации. ДАФ предполагает выдачу пользователю информации не только в виде печатных документов, а и виде видеограмм. Контроль правильности ведения учета в значительной мере также автоматизируется, что ведет к повышению достоверности данных бухгалтерского учета. При этом на бухгалтерский аппарат накладывается контроль выполнения указанных работ. Бухгалтерам предоставляется возможность осуществлять проверку показателей выходных бухгалтерских документов. При этом обеспечивается связь аналитического и синтетического учета с данными первичных документов.
ДАФ обеспечивает ограниченный доступ к учетной информации введением пароля. При использовании ДАФ есть возможность анализировать информацию с использованием базы знаний, которая обеспечит бухгалтера не только автоматизированным отражением управленческих решений, но и в диалоговом режиме осуществит подсказку о наличии отклонений и изменений от установленных нормативных документов. В диалоговом режиме в случае потребности информационная система осуществляет самообразование пользователя и предоставляет помощь в методологическом плане отображения информации о действиях бухгалтера.
- Керченский государственный морской технологический университет
- Информационные системы и технологии в учете, часть іі
- 6.030509 «Учет и аудит»
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Характеристика форм автоматизированного бухгалтерского учета.
- 1. Автоматизация учета на основе традиционных форм счетоводства.
- 2. Организация учета с использованием машинных форм учета.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 2. Концепция построения армб
- Вопросы для самоконтроля:
- 2. Способы формирования, корректировки и отображения нси.
- Вопросы для самоконтроля:
- 2. Этапы и способы формирования первичных данных.
- 3. Автоматизированное документирование.
- 4. Порядок оформления первичных данных.
- Вопросы для самоконтроля:
- 2. Требования к выходной, учетной и аналитической информации
- 3. Способы формирования выходной информации
- 4. Особенности формирования системы отображения выходной информации в диалоговом режиме
- Вопросы для самоконтроля:
- 3. Автоматизация комплекса задач по учету основных средств.
- 4. Автоматизация учета нематериальных активов.
- 5. Прогнозирование использования основных средств с помощью армб по учету основных средств.
- Релевантная модель анализа целесообразности замены оборудования.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 7. Автоматизация учета товарно-материальных ценностей
- 2. Автоматизация учета тмц
- Головное меню
- 3. Особенности автоматизации учета мбп
- 4. Организация автоматизированной обработки результатов инвентаризации тмц
- 5. Прогнозирование использования материальных ресурсов с помощью армб.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 8. Автоматизация расчетов с персоналом по оплате труда
- 2. Первичные документы по расчетам с персоналом по оплате труда
- 3. Организация автоматизированного учета выработки и оплаты труда рабочих сдельщиков
- Перечень первичных документов
- Головное менюАрм усзп
- Головное меню
- Головное меню арм утзп
- 7. Моделирование учета труда и его оплаты с использованием армб
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 9. Автоматизация учета затрат на производство продукции.
- 1. Характеристика комплекса задач по учету затрат на производство.
- 2. Армб по учету затрат на производство в структурных подразделениях.
- 3. Сводный автоматизированный учет затрат на производство в бухгалтерии.
- 4. Моделирование затрат на производство с помощью армб.
- V реализации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 10. Автоматизация учета готовой продукции и ее реализация.
- 2. Назначение армб I категории по учету готовой продукции.
- Карточка учета готовой продукции.
- Ведомость движения готовой продукции на складе за
- Ведомость отгрузки готовой продукции за
- 3. Назначение и характеристика армб II категории по учету готовой продукции и её реализации.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 11. Автоматизация учета финансово-расчетных операций.
- Ежедневная ведомость движения денежных средств по счету 30
- Ведомость счетов к получению по срокам оплаты по состоянию на_____________
- Ведомость по движению валютных средств за_________
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 12. Автоматизированная обработка информации по сводному учету и составлению отчетности
- Ведомость учета прибыли от реализации продукции за период
- Ведомость расчета получения максимальной прибыли по предприятию за период
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 13. Автоматизация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса
- Список рекомендуемой литературы
- Информационные системы и технологии в учете, часть іі
- 6.030509 «Учет и аудит»
- 98309 Г. Керчь, Орджоникидзе, 82