logo
Бухгалтерский учет и анализ Учебник готовый

7.2. Учет денежных средств на расчетных счетах в банках

Основные расчеты между предприятиями проводятся при помощи расчетных счетов. Для открытия расчетного счета необходимо представить в банк следующие документы: копии учредительных документов, копии свидетельства о государственной регистрации предприятия, справку о постановке на учет в налоговых органах, справки о постановке на учет в фондах социального страхования и обеспечения, карточки с образцами подписей должностных лиц, заверенные в установленном порядке.

Расчетные счета открываются юридическим лицам, имеющим самостоятельный баланс. Расчеты через расчетные счета осуществляются преимущественно на основе приказа предприятия-плательщика или на основе его согласия. Исключения составляют платежи банком по своей инициативе за просроченные ссуды и за проценты по ссудам, а также платежи по платежным требованиям и инкассовым поручениям организаций, предоставляющих предприятиям коммунальные услуги, обеспечивающих носителями энергии и связью. Кроме того, банки могут осуществлять платежи с расчетного счета предприятия без его согласия также по исполнительным листам судов, налоговых органов и других учреждений, которым законодательство или местные органы власти предоставляют такое право.

Общие требования к оформлению документов, предъявляемых в банк для осуществления безналичных расчетов, их формы и обязательные реквизиты приведены Положении Центрального Банка Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 383-П «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств».

В соответствии с данным Положением перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: платежными поручениями, по аккредитиву, инкассовыми поручениями, чеками, в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование), в форме перевода электронных денежных средств. Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами.

Очередность списания денежных средств с расчетных счетов предприятия определяется ст.855 Гражданского кодекса РФ.

Если сумма денежных средств на счете достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, то списание средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

Если же сумма денежных средств на счете недостаточна для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, то списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.

Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на синтетическом счете 51 «Расчетные счета». В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит - списание денежных средств с расчетного счета. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.

При отражении в учете операций по расчетным счетам могут быть следующие записи: