Тема 4. Подготовка, оформление и составление справочно-информационных и личных документов
Справочно-информационные документы | К справочно-информационным документам относятся: протоколы, акты, служебные, докладные, объяснительные записки, заявления, деловые письма, отчеты и др. Они выполняют служебную роль по отношению к организационным: |
не обязывают действовать строго предписанным образом, а инициируют управленческие решения.
Протокол — документ, содержащий запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и других формах работы коллегиальных органов.
По полноте освещения хода совещания (заседания) протоколы делятся на краткие и полные.
Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной.
После заголовка, который должен быть согласован с названием вида документа (ПРОТОКОЛ), указывают фамилии и инициалы председателя и секретаря заседания. Затем в алфавитном порядке отмечают фамилии, инициалы присутствующих. Вводная часть заканчивается повесткой дня, в которой перечисляют вопросы, подлежащие рассмотрению, и инициалы и фамилии докладчиков. Основная часть протокола состоит из разделов в соответствии с пунктами повестки дня. Каждый раздел строится по схеме: СЛУШАЛИ, ВЫСТУПИЛИ, РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ) — отдельно по каждому вопросу. Текст основной части должен быть лаконичным, излагаться с употреблением неопределенной формы глагола и строиться по схеме «действие —исполнитель —срок». Отредактированный протокол подписывают председатель и секретарь.
На основании протокола можно получить самостоятельный документ — «Выписку из протокола». Выписка содержит полную вводную часть протокола, а также запись основной части рассматриваемого вопроса.
Акт — документ, составленный комиссией (специально уполномоченными лицами) или одним должностным лицом, подтверждающий установленные факты, события, действия.
При составлении и оформлении акта используются следующие реквизиты:
-
• наименование организации;
• название вида документа;
• дата;
• индекс;
• место составления;
• заголовок к тексту;
• текст;
• отметка о наличии приложения (если необходимо);
• виза ознакомления с актом;
• отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
• подпись.
Текст акта включает две части: вводную и констатирующую.
Во вводной указывают основание составления акта, которым является, как правило, распорядительный или нормативный документ. Затем перечисляется состав комиссии (должность, инициалы и фамилия, обязанность, выполняемая в комиссии). Вконстатирующей части излагаются цели и задачи составления акта, описание и характер проведения работы, установленные факты, выводы и заключения. В конце текста документа перед ссылкой на приложение даются сведения о количестве экземпляров акта и структурных подразделениях, в которые они направлены. Акт подписывается председателем и членами комиссии, при этом указывается их временная обязанность, а не основная должность.
Докладная записка — это информационный документ, адресуемый вышестоящему руководителю в порядке прямого подчинения и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя. Имеет следующие реквизиты:
-
• реквизиты бланка или наименование структурного подразделения, в котором подготовлена служебная записка;
• название вида документа;
• дата;
• регистрационный индекс;
• место составления;
• адресат;
• заголовок к тексту;
• текст;
• отметка о наличии приложения;
• подпись.
Объяснительная записка — справочно-информационный документ, объясняющий причины какого-либо действия, факта, происшествия, составляемый работником организации и представляемый вышестоящему должностному лицу.
Справка — документ информационно-справочного, аналитического или отчетного характера, представляемый руководству.
Письмо — обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте. Служебное письмо выражает не личные интересы, а интересы организации,т.е. юридического лица.
По содержанию и назначению письма делят на инструкционные, гарантийные, информационные, рекламные, коммерческие, рекламационные, письма-запросы, письма-извещения, письма-приглашения, письма-ответы и др.
Реквизитами письма являются:
-
• Государственный герб Республики Беларусь (эмблема организации);
• наименование организации - автора документа;
• почтовый адрес организации;
• коммуникационные данные;
• дата и регистрационный индекс;
• адресат; ссылка на индекс и дату входящего документа (при необходимости);
• гриф ограничения доступа (при необходимости);
• заголовок к тексту;
• текст;
• подпись;
• сведения об исполнителе (при необходимости).
Заявление – документ, содержащий просьбу заявителя, и адресованный организации или должностному лицу учреждения. Заявление работника адресуется руководителю организации, его заместителю или руководителю самостоятельного структурного подразделения. Заявление оформляется на стандартном листе бумаги и должно содержать следующие реквизиты: наименование организации (структурного подразделения), название документа, дату, индекс, адресат, текст, подпись заявителя.
Обязательными реквизитами телефонограммы являются: исходящий регистрационный номер отправляемой телефонограммы; наименование должности, фамилия, имя, отчество лица, отправившего телефонограмму; подпись лица, принявшего телефонограмму; входящий регистрационный номер полученной телефонограммы.
Отчеты составляются на общем бланке или стандартном листе бумаги. Обязательными реквизитами отчета являются: наименование организации (структурного подразделения), название вида документа, дата, регистрационный номер, место составления или издания, заголовок к тексту гриф утверждения, отметка о наличии приложений, подпись.
Личные документы | Личные документы используются в кадровой работе при формировании личного дела работника. Личное дело – совокупность документов, содержащих сведения о биографии, трудовой деятельности работника и иную информацию. |
В личное дело включаются такие документы, как: личный листок по учету кадров, дополнение к личному листку по учету кадров, автобиография, копии документов об образовании, переподготовке и повышении квалификации, заявление о приеме на работу, выписка из приказа о приеме на работу. В отдельных случая в личное дело подшиваются иные документы (например, выписка из протокола Ученого совета вуза для преподавателей, направление на работу).
Автобиографиясодержит краткое изложение основных этапов личной и трудовой жизни работника. Этот документ составляется работником собственноручно в произвольной форме, но обязательно должны указываться фамилия, имя, отчество работника, дата и место рождения, образование (перечисляются учебные заведения, год окончания, полученная специальность и присвоенная квалификация), сведения о трудовой деятельности (места и периоды работы, занимаемая должность), данные о семейном положении, близких родственниках.
- Компьютерное
- Введение
- I. Организационно-методический раздел
- II. Содержание теоретического курса
- Тема 1. Делопроизводство в структуре управленческого труда
- Тема 2. Общие правила составления и оформления документов
- IV. Опорный конспект лекций
- Тема 1. Делопроизводство в структуре управленческого труда
- Тема 2. Общие правила составления и оформления документов
- Тема 3. Документирование организационно-распорядительной документации
- Тема 4. Подготовка, оформление и составление справочно-информационных и личных документов
- Тема 5. Организация документооборота
- V. Тематика семинарских (практических) занятий
- Тема 1. Делопроизводство в структуре управленческого труда.
- Тема 2. Общие правила составления и оформления документов.
- Тема 3. Документирование организационно-распорядительной документации.
- Тема 4. Подготовка, оформление и составление справочно-информационных и личных документов.
- Тема 5. Автоматизация делопроизводства.
- Тема 6. Организация документооборота.
- VI. Тематика лабораторного практикума
- Тема 1. Делопроизводство в структуре управленческого труда.
- Тема 2. Общие правила составления и оформления документов.
- Тема 3. Документирование организационно-распорядительной документации.
- Тема 4. Подготовка, оформление и составление справочно-информационных и личных документов (деловая игра).
- Тема 5. Автоматизация делопроизводства.
- Тема 6. Организация документооборота.
- VII. Примерные вопросы к зачеТу
- VIII. Оценка знаний и умений студентов по курсу
- IX. Вопросы для самоконтроля знаний
- Опросный лист по теме: «Делопроизводство в структуре управленческого труда»
- Опросный лист по теме: «Общие правила составления и оформления документов»
- Опросный лист по теме: «Документирование организационно-распорядительной документации»
- Опросный лист по теме: «Подготовка, оформление и составление информационно-справочных и личных документов»
- Опросный лист по теме: «Организация документооборота»
- X. Типовые контрольные задания
- 1. Примерные тестовые задания.
- 2. Примерные задания для письменного опроса.
- XI. Список использованных источников Основная литература
- Дополнительная литература
- Приложения
- Краткий словарь терминов по дисциплине «Компьютерное делопроизводство»
- Примерные задания по оформлению реквизитов документа
- Пример анализа выполнения заданий по составлению документов
- Примерные задания по составлению и оформлению организационно-распорядительной документации
- Примерные задания по составлению и оформлению справочно-информационной документации
- Практические задания по теме: «Автоматизация делопроизводства. Возможности текстовых редакторов»
- Перечень нормативных документов в области делопроизводства
- Содержание
- Компьютерное делопроизводство:
- 220107, Г. Минск, ул. Народная, 21