logo
Методички 9 семестр / УМК делопроизводство

Тема 1. Делопроизводство в структуре управленческого труда

Понятия документирования и

документоборота

Делопроизводство, или документационное обеспечение управления, представляет собой отрасль деятельности, обеспечивающую документирование и организацию работы с официальными документами.

Структура делопроизводства включает в себя документирование, документооборот (организацию работы с документами).

Документирование - запись (фиксация) информации на различных но-сителях по установленным правилам. Документирование строго регламентировано нормативными правовыми актами и состоит из двух частей – системы документации и системы документирования.

Система документации - это совокупность документов, определенным образом упорядоченных, взаимосвязанных и составляющих целостное системное образование. В организации (учреждении) система документации определяется номенклатурой дел – систематизированным перечнем наименований дел, оформленных в установленном порядке, образующихся в процессе деятельности организации (учреждения), с указанием сроков их хранения.

Систему документирования можно определить как совокупность нормативно закрепленных требований к содержанию и оформлению документов.

Документооборот – это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления.

Процесс документооборота состоит из следующих стадий:

Таким образом, делопроизводство представляет собой технологию управления организацией, способствует эффективности ее деятельности.

Классификация документов

Документ (от лат. documentum – свидетельство, доказательство) – деловая бумага, обладающая юридической силой; состоит из отдельных элементов, которые называются реквизитами (лат. requisitum - требуемое, необходимое).

Основные функции документа: информационная, коммуникативная, управленческая, правовая.

В процессе управления составляется множество различных документов, классификация которых составляется по различным основаниям.

I. По назначению выделяют:

  1. Организационные документы: устав организации, положение об организации, структура и штатная численность, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положение о структурном подразделении организации, должностная инструкция.

  2. Распорядительные документы: приказ (по организационным вопросам, основной деятельности, личному составу), распоряжение, указание, постановление, решение.

  3. Справочно-информационные документы: акт, письмо, докладная записка, объяснительная записка, справка, сводка, телефонограмма, телеграмма и др.

II. В зависимости от количества лиц, участвующих в создании документа выделяют:

  1. Односторонние документы.

  2. Двусторонние (многосторонние) документы.

III. По уровню секретности выделяют:

  1. Секретные документы (особой важности, совершенно секретные и секретные).

  2. Несекретные документы.

IV. По форме документы могут быть:

  1. Индивидуальные документы (создаются в произвольной форме).

  2. Типовые документы (образец, на основе которого строятся тексты документов аналогичного содержания).

  3. Трафаретные документы (часть документа отпечатана заранее).

V. По содержанию документы делятся на:

  1. Научно-технические документы (статьи, книги, научные отчеты).

  2. Правовые документы (законы, постановления, указы, договоры).

  3. Управленческие документы (приказы, распоряжения, деловые письма).

Нормативно-правовая основа документирования организации

Управление документированием организации основывается на многоуровневой системе нормативной правовой регламентации. Служба документационного обеспечения руководствуется отраслевыми законами в области делопроизводст-

ва (например, Закон «Об электроном документе» от 10 января 2000 г. № 357-З), государственным стандартом, отраслевыми нормативными правовыми актами, методическими документами, а также локальными актами, разрабатываемыми в самой организации.

Основные нормативные правовые акты и методические документы по делопроизводству:

  1. СТБ 6.38-2004. Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – Минск: Госстандарт, 2004.

  2. Примерная инструкция по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь: [Утв. Приказом председателя Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 25 мая 1955 г. № 13] // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 8/1163.

  3. Альбом форм организационно-распорядительных документов / Авт.-разраб.: Э.Н.Давыдова, П.А. Левчик, А.Е. Рыбаков, А.С. Терехов. – Минск: БелНИИДАД, 2006.

  4. Унифицированная система организационно-распорядительной документации: унифицированные формы, методические материалы по применению классификатора унифицированных форм / Рук. авт. коллектива: Н.А. Камполе и др. - Минск: БелНИИДАД, 2007.

Основным нормативным правовым актом, комплексно регламентирующим вопросы организации работы с документами в организации является инструкция по делопроизводству.

Выделяю три вида должностной инструкции: примерная, типовая и индивидуальная (конкретная). Примерная и типовая инструкции устанавливают требования к порядку работы с документами для организаций, однородных по характеру деятельности, но различных по структуре, штатам и другим параметрам; носят рекомендательный (методический) характер. На основе данных инструкций в организациях разрабатываются индивидуальные инструкции, имеющие статус локального нормативного правового акта.

Электронный

документ

В соответствии с Законом РБ от 10 января 2000 г. № 357-З «Об электронном документе» электронным документом является информация, зафиксированная на машинном носителе и соответствующая требованиям, установленным законом; приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет с ним одинаковую юридическую силу.

Основным требованием подлинности электронного документа является наличие в нем специфического реквизита – электронной цифровой подписи. Электронная цифровая подпись – это набор символов, вырабатываемый средствами электронной цифровой подписи и являющийся неотъемлемой частью электронного документа. Средства электронной цифровой подписи - программные и технические средства, обеспечивающие выработку и проверку электронной цифровой подписи и имеющие сертификат соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (ст. 1 Закона «Об электронном документе»). Метод цифровой подписи основан на том, что каждый абонент компьютерной сети имеет личный ключ подписи, который является секретным.