Тема 1. Делопроизводство в структуре управленческого труда
Понятия документирования и документоборота | Делопроизводство, или документационное обеспечение управления, представляет собой отрасль деятельности, обеспечивающую документирование и организацию работы с официальными документами. |
Структура делопроизводства включает в себя документирование, документооборот (организацию работы с документами).
Документирование - запись (фиксация) информации на различных но-сителях по установленным правилам. Документирование строго регламентировано нормативными правовыми актами и состоит из двух частей – системы документации и системы документирования.
Система документации - это совокупность документов, определенным образом упорядоченных, взаимосвязанных и составляющих целостное системное образование. В организации (учреждении) система документации определяется номенклатурой дел – систематизированным перечнем наименований дел, оформленных в установленном порядке, образующихся в процессе деятельности организации (учреждения), с указанием сроков их хранения.
Систему документирования можно определить как совокупность нормативно закрепленных требований к содержанию и оформлению документов.
Документооборот – это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления.
Процесс документооборота состоит из следующих стадий:
прием и первоначальная обработка документов (ознакомление, сортировка, регистрация, рассмотрение документов руководителем, наложение резолюций);
исполнение документов;
отправка документов;
контроль и проверка исполнения документов;
хранение документов.
Таким образом, делопроизводство представляет собой технологию управления организацией, способствует эффективности ее деятельности.
Классификация документов | Документ (от лат. documentum – свидетельство, доказательство) – деловая бумага, обладающая юридической силой; состоит из отдельных элементов, которые называются реквизитами (лат. requisitum - требуемое, необходимое). |
Основные функции документа: информационная, коммуникативная, управленческая, правовая.
В процессе управления составляется множество различных документов, классификация которых составляется по различным основаниям.
I. По назначению выделяют:
Организационные документы: устав организации, положение об организации, структура и штатная численность, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положение о структурном подразделении организации, должностная инструкция.
Распорядительные документы: приказ (по организационным вопросам, основной деятельности, личному составу), распоряжение, указание, постановление, решение.
Справочно-информационные документы: акт, письмо, докладная записка, объяснительная записка, справка, сводка, телефонограмма, телеграмма и др.
II. В зависимости от количества лиц, участвующих в создании документа выделяют:
Односторонние документы.
Двусторонние (многосторонние) документы.
III. По уровню секретности выделяют:
Секретные документы (особой важности, совершенно секретные и секретные).
Несекретные документы.
IV. По форме документы могут быть:
Индивидуальные документы (создаются в произвольной форме).
Типовые документы (образец, на основе которого строятся тексты документов аналогичного содержания).
Трафаретные документы (часть документа отпечатана заранее).
V. По содержанию документы делятся на:
Научно-технические документы (статьи, книги, научные отчеты).
Правовые документы (законы, постановления, указы, договоры).
Управленческие документы (приказы, распоряжения, деловые письма).
Нормативно-правовая основа документирования организации | Управление документированием организации основывается на многоуровневой системе нормативной правовой регламентации. Служба документационного обеспечения руководствуется отраслевыми законами в области делопроизводст- |
ва (например, Закон «Об электроном документе» от 10 января 2000 г. № 357-З), государственным стандартом, отраслевыми нормативными правовыми актами, методическими документами, а также локальными актами, разрабатываемыми в самой организации.
Основные нормативные правовые акты и методические документы по делопроизводству:
СТБ 6.38-2004. Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – Минск: Госстандарт, 2004.
Примерная инструкция по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь: [Утв. Приказом председателя Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 25 мая 1955 г. № 13] // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 8/1163.
Альбом форм организационно-распорядительных документов / Авт.-разраб.: Э.Н.Давыдова, П.А. Левчик, А.Е. Рыбаков, А.С. Терехов. – Минск: БелНИИДАД, 2006.
Унифицированная система организационно-распорядительной документации: унифицированные формы, методические материалы по применению классификатора унифицированных форм / Рук. авт. коллектива: Н.А. Камполе и др. - Минск: БелНИИДАД, 2007.
Основным нормативным правовым актом, комплексно регламентирующим вопросы организации работы с документами в организации является инструкция по делопроизводству.
Выделяю три вида должностной инструкции: примерная, типовая и индивидуальная (конкретная). Примерная и типовая инструкции устанавливают требования к порядку работы с документами для организаций, однородных по характеру деятельности, но различных по структуре, штатам и другим параметрам; носят рекомендательный (методический) характер. На основе данных инструкций в организациях разрабатываются индивидуальные инструкции, имеющие статус локального нормативного правового акта.
Электронный документ | В соответствии с Законом РБ от 10 января 2000 г. № 357-З «Об электронном документе» электронным документом является информация, зафиксированная на машинном носителе и соответствующая требованиям, установленным законом; приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет с ним одинаковую юридическую силу. |
Основным требованием подлинности электронного документа является наличие в нем специфического реквизита – электронной цифровой подписи. Электронная цифровая подпись – это набор символов, вырабатываемый средствами электронной цифровой подписи и являющийся неотъемлемой частью электронного документа. Средства электронной цифровой подписи - программные и технические средства, обеспечивающие выработку и проверку электронной цифровой подписи и имеющие сертификат соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (ст. 1 Закона «Об электронном документе»). Метод цифровой подписи основан на том, что каждый абонент компьютерной сети имеет личный ключ подписи, который является секретным.
- Компьютерное
- Введение
- I. Организационно-методический раздел
- II. Содержание теоретического курса
- Тема 1. Делопроизводство в структуре управленческого труда
- Тема 2. Общие правила составления и оформления документов
- IV. Опорный конспект лекций
- Тема 1. Делопроизводство в структуре управленческого труда
- Тема 2. Общие правила составления и оформления документов
- Тема 3. Документирование организационно-распорядительной документации
- Тема 4. Подготовка, оформление и составление справочно-информационных и личных документов
- Тема 5. Организация документооборота
- V. Тематика семинарских (практических) занятий
- Тема 1. Делопроизводство в структуре управленческого труда.
- Тема 2. Общие правила составления и оформления документов.
- Тема 3. Документирование организационно-распорядительной документации.
- Тема 4. Подготовка, оформление и составление справочно-информационных и личных документов.
- Тема 5. Автоматизация делопроизводства.
- Тема 6. Организация документооборота.
- VI. Тематика лабораторного практикума
- Тема 1. Делопроизводство в структуре управленческого труда.
- Тема 2. Общие правила составления и оформления документов.
- Тема 3. Документирование организационно-распорядительной документации.
- Тема 4. Подготовка, оформление и составление справочно-информационных и личных документов (деловая игра).
- Тема 5. Автоматизация делопроизводства.
- Тема 6. Организация документооборота.
- VII. Примерные вопросы к зачеТу
- VIII. Оценка знаний и умений студентов по курсу
- IX. Вопросы для самоконтроля знаний
- Опросный лист по теме: «Делопроизводство в структуре управленческого труда»
- Опросный лист по теме: «Общие правила составления и оформления документов»
- Опросный лист по теме: «Документирование организационно-распорядительной документации»
- Опросный лист по теме: «Подготовка, оформление и составление информационно-справочных и личных документов»
- Опросный лист по теме: «Организация документооборота»
- X. Типовые контрольные задания
- 1. Примерные тестовые задания.
- 2. Примерные задания для письменного опроса.
- XI. Список использованных источников Основная литература
- Дополнительная литература
- Приложения
- Краткий словарь терминов по дисциплине «Компьютерное делопроизводство»
- Примерные задания по оформлению реквизитов документа
- Пример анализа выполнения заданий по составлению документов
- Примерные задания по составлению и оформлению организационно-распорядительной документации
- Примерные задания по составлению и оформлению справочно-информационной документации
- Практические задания по теме: «Автоматизация делопроизводства. Возможности текстовых редакторов»
- Перечень нормативных документов в области делопроизводства
- Содержание
- Компьютерное делопроизводство:
- 220107, Г. Минск, ул. Народная, 21