Архивное дело в российской федерации Основные принципы организации архивного дела
Принципиально новый этап в архивном деле в России наступил после 1991 г. Демократизация общества, все большая его открытость имели своим результатом и расширение доступа к информации, в том числе к архивным документам. Несмотря на неослабевающие финансовые и административные проблемы, происшедшие в архивном деле перемены, небывалый рост интереса к отечественной истории XX в. способствовали повышению престижа архивистов. Появилось огромное количество газетных и журнальных публикаций в российской и зарубежной прессе, посвященных архивам постсоветской России. Государство, в свою очередь, стало уделять больше внимания реформированию архивной системы.
После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств (СНГ) 6 июля 1992 г. главами СНГ было подписано Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР. По этому Соглашению стороны, исходя из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур и хранящихся в государственных архивах, которые находятся за пределами их территорий, не претендуют на право владения этими комплексами документов. Центральные государственные архивы бывшего СССР перешли под юрисдикцию Российской Федерации в ведение Государственной (Федеральной) архивной службы России.)
В июне 1992 г. Президент РФ санкционировал своим указом рассекречивание всех документов, связанных с массовыми репрессиями и посягательствами на права человека.
В 1998 г. Правительством РФ было принято постановление «Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России», законодательно оформившее ее роль и место в системе государственных учреждений РФ. Она стала федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного фонда РФ.
Важнейшим документом архивной реформы стали вышедшие 7 июля 1993 года “Основы законодательства Российской Федерации Об Архивном Фонде РФ и архивах”. “Основы законодательства РФ об АФРФ и архивах” дали толчок развитию регионального законодательства в сфере архивного дела.
В архивы стали поступать огромные комплексы новых категорий документов. В мае 2000 года в Москве была создана Ассоциация аудиовизуальных архивов России.
Согласно приказу Росархива от 16 декабря 1992 года “Об организации работы по выявлению и возвращению зарубежной архивной Россики” и решением коллегии Росархива от 26 января 1994 года “О работе Росархива, федеральных архивов и архивных учреждений субъектов РФ по пополнению АФ РФ документами, находящимися за рубежом” - архивы ведут активную работу по выявлению и возвращению в Россию документов российской эмиграции, документов, имеющих отношение к России и ее истории. В связи с этим активизировалось сотрудничество Росархива с зарубежными странами.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная архивная служба России переименована в Федеральное архивное агентство в составе Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 290 было утверждено Положение «О Федеральном архивном агентстве». По этому положению Федеральное архивное агентство утрачивает функции нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Государственное управление архивным делом в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, правительствами республик в составе РФ, органами исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и районов через образуемые ими органы управления архивным делом.
Задачи Росархива:
организация и обеспечение формирования, сохранности, использования Архивного фонда РФ;
анализ состояния архивного дела, изучение тенденций и закономерностей, определение концепции и стратегии его развития с учетом региональных особенностей;
разработка единых принципов организации хранения, комплектования, учета, использования документов Архивного фонда РФ;
развитие и совершенствование совместно с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ архивного дела и делопроизводства, в том числе государственной системы делопроизводства и унифицированных систем документации;
координация деятельности подчиненных федеральных государственных архивов, научных и других организаций, обеспечение их функционирования;
контроль за соблюдением законодательства РФ в области архивного дела;
ведение централизованного госучета документов Архивного фонда РФ и обеспечение информацией о его составе и содержании органов государственной власти, физических и юридических лиц;
осуществление международных связей в области архивного дела и делопроизводства.
Входящие в систему Росархива научно-исследовательские и другие организации и предприятия обеспечивают разработку научно-теоретических проблем архивного дела и внедрение их в жизнь. Ведущей организацией является Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), чьи разработки применяются на практике в архивах России.
Говоря об органах управления архивным делом субъектах РФ, следует обратить внимание на то, что они не имеют сейчас характерного для советского периода единообразия статуса и наименований - есть архивные отделы, есть управления, есть комитеты. В их компетенцию полностью входит решение кадрового, финансового, материального обеспечения деятельности подведомственных архивов, изменение (с соблюдением соответствующих процедур) системы архивов субъектов Федерации, их профилей, текущих задач комплектования, обеспечения сохранности, использования архивных документов.
Архив — учреждение или структурное подразделение учреждения, организации, предприятия, осуществляющее прием и хранение архивных документов в интересах пользователей.
Современная система архивов России представлена четырьмя типами:
государственные архивы,
ведомственные архивы,
негосударственные архивы,
муниципальные архивы.
Государственныеархивы представлены двумя видами: архивы федерального уровня и архивы субъектов Российской Федерации. Федеральные государственные архивы включают исторические, т.е. некомплектующиеся, архивы и комплектующиеся специализированные архивы.
Государственные архивы субъектов Федерации в целом также представлены аналогичными подвидами архивов.
Задачи госархива:
комплектование и учет документов;
обеспечение их сохранности;
обеспечение систематизации документов, формирования научно-справочного аппарата к ним;
обеспечение использования документов в научных и практических целях;
ведение научно-исследовательской и методической работы в области архивоведения, документоведения, археографии;
контроль и руководство ведомственными архивами.
Ведомственный архив — архив, находящийся в непосредственном подчинении ведомства, хранящий до передачи в госархив ведомственные архивные документы. В зависимости от объема хранящихся документов он создается как самостоятельное структурное подразделение ведомства или как подразделение в составе службы документационного обеспечения управления ведомства.
Задачи ведомственного архива:
комплектование документами, законченными делопроизводством;
учет и обеспечение сохранности документов;
создание к ним научно-справочного аппарата;
использование хранящихся в архиве документов;
оказание методической и практической помощи структурным подразделениям ведомства в работе с документами;
подготовка и передача в госархивы документов по истечении срока их хранения в ведомственном архиве.
В зависимости от компетенций организации, ведомства могут создаваться следующие ведомственные архивы:
центральный архив федерального органа власти или органа власти субъекта РФ, хранящий документы аппарата органа власти, документы организаций непосредственного подчинения и других организаций, включенных в список источников комплектования архива, утвержденный руководством органа власти;
центральный отраслевой архив, хранящий документы всех организаций, отнесенных к определенной отрасли, всех уровней подчиненности независимо от их территориального расположения;
объединенный архив, осуществляющий хранение документы нескольких организаций отрасли, связанных системой соподчиненности или однотипных по профилю деятельности;
архив организации, хранящий документы только данной организации и ее предшественников.
В зависимости от состава хранящейся документации ведомственные архивы могут быть общими, хранящими документы на бумажной основе, научно-техническими, аудиовизуальными, электронными. Преобладают общие ведомственные архивы.
Ведомственные архивы являются первой ступенью хранения архивных документов, передавая их по истечении срока хранения в государственные архивы.
Негосударственные архивывключают не менее шести видов:
архивы приватизированных предприятий,
архивы банков и других коммерческих структур,
архивы партий, профсоюзов и общественных движений,
архивы официально зарегистрированных частных фондов,
архивы творческих объединений,
архивы религиозных конфессий.
Муниципальные(районные и городские) архивы представлены архивами органов местного самоуправления и кооперированными архивами, в основном концентрирующими документы местных учреждений, организаций, предприятий по личному составу.Районные и городские архивы могут осуществлять временное хранение документов государственной части Архивного фонда РФ до передачи их на постоянное хранение в соответствующие учреждения Росархива.
В соответствии с законодательством Российской Федерации 19 федеральным органам исполнительной власти и организациям (в том числе академиям наук Российской Федерации, имеющих государственный статус) предоставлено право депозитарного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности.
- Архивное дело в российской федерации Основные принципы организации архивного дела
- Организация документов архивного фонда рф Уровни организации документов архивного фонда
- Классификация по историческим эпохам
- Классификация по принадлежности
- Прочие классификации
- Организация документов в государственных архивах Разновидности архивного фонда
- Признаки образования объединенных архивных фондов
- Признаки создания коллекций
- Фондирование
- Определение хронологических границ архивных фондов и крайних дат документов
- Крайние даты документов фондов
- Организация документов в пределах архивного фонда
- Обеспечение сохранности документов в архивах Понятие режима хранения документов
- Требования к зданиям и помещениям архива
- Понятие первичной реставрации и консервации архивных документов
- Проверка наличия и состояния документов в архивах
- Аналитико - синтетическая обработка ретроспективной документной информации
- Сочетание простых заголовков:
- Комплектование архивного фонда рф
- Организация комплектования