Организация комплектования
Подготовка дела к передаче в архив - оформление и описание дела для передачи в архив.
Дело - совокупность документов или документ, относящихся(йся) к одному вопросу или участку деятельности, помещенных(й) в отдельную обложку. Понятие дела шире понятия единицы хранения. Многотомные дела рассматриваются как одно дело, но несколько, в зависимости от количества томов, единиц хранения, поскольку каждый том составляет обособленную единицу хранения.
Оформление дела - подготовка дела к хранению в соответствии с установленными правилами.
Полному архивному оформлению дел подлежат дела постоянного, временного (свыше 10 лет) сроков хранения и личного состава.
Документы временного (до 10 лет) хранения подлежат частичному оформлению, в них допускается не проводить систематизацию документов, не нумеровать листы дела, не составлять заверительную надпись.
Порядок оформления архивных дел:
дела подшиваются в твердую картонную обложку или переплетаются, при этом из них изымаются все металлические скрепления;
особо ценные документы вкладываются в подшиваемые в дело конверты;
в конце дела подшивается бланк для заверительной надписи;
при необходимости в начале дела подшивается бланк внутренней описи (для ОЦ, судебных, следственных, личных);
нумерация листов дела производится черным карандашом в правом верхнем углу листа арабскими цифрами; состоящие из ряда томов дела нумеруются по каждому тому отдельно;
листы внутренней описи нумеруются самостоятельно (фотографии, чертежи и другие иллюстративные материалы, представляющие самостоятельный лист в деле, нумеруются на оборотной стороне на верхнем поле листа; сложенные в деле листы разворачиваются и нумеруются как обычные листы дела;
подшитые в дело конверты нумеруются самостоятельно, сначала конверт, затем вложения;
при наличии ошибок в нумерации листов возможно введение литерных номеров листов (а, б, в);
помешенный в дело лист-заверитель служит для фиксирования всех изменений в деле, подтверждаемых ссылкой на соответствующие акты;
внутренняя опись дела служит для учета и раскрытия содержания документов дела.
Основными реквизитами обложки дела являются:
наименование организации и ее подчиненность;
наименование структурного подразделения;
индекс дела;
номер дела по описи;
заголовок дела;
аннотация (при особо ценных документах);
дата дела;
количество листов в деле;
срок хранения дела;
архивный шифр дела;
наличие места для нанесения архивных атрибутов.
Существует следующий порядок передачи дел в ведомственный архив:
передаются дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и личного состава;
передача производится через год после завершения дел делопроизводством;
прием дел в архив производится зав. архивом поединично по описи в присутствии представителя того структурного подразделения, чьи дела передаются в архив;
при передаче особо ценных дел производится их полистный просмотр;
при отсутствии дел на них составляется справка, объясняющая это отсутствие;
передача фиксируется в описи сдатчика и описи приемщика, при этом в конце каждого их экземпляра делается отметка о наличии дел, указываются их фактическое количество, номера отсутствующих дел, дата сдачи дел в архив;
по окончании приема дел зав. архивом расписывается на трех экземплярах описи дел постоянного хранения и на двух экземплярах описи дел долговременного хранения, при этом вторые экземпляры описей возвращаются сдатчику, остальные остаются в архиве.
По истечении сроков ведомственного хранения дела передаются в госархив на постоянное хранение.
Основные этапы работы по передаче документов организации в госархив:
утверждение описи передаваемых организацией дел экспертно-проверочной комиссией госархива, при этом один экземпляр описи остается в госархиве (всего 4);
проверка состояния дел в организации представителем госархива;
передача дел организации в архив на основании утвержденной описи; при этом в архив передаются научно-справочный аппарат к передаваемым документам и еще два экземпляра их описи, один экземпляр остается в организации;
факт передачи документов в госархив фиксируется актом приема-сдачи дел в двух экземплярах, один из которых остается в госархиве, а второй передается организации-сдатчице.
При этом:
передача дел в госархив производится ежегодно или раз в 3—5 лет;
документы принимаются в госархив в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные документы;
при приеме документов производится проверка их физического, санитарно-гигиенического и технического состояния;
прием документов производится поединично, а особо ценных документов полистно, при этом в описях делаются отметки об их передаче в архив;
при первом приеме документов организации в архив вместе с ними передается историческая справка организации;
документы негосударственных организаций принимаются в госархив в соответствии с заключаемым между ними договором;
документы физических лиц поступают в госархив в результате дарения, завещания, купли-продажи.
Передача документов из каждого учреждения - источника комплектования в государственный архив осуществляется ежегодно или раз в 3-5 лет (в зависимости от объема документов фондообразователя).
При ликвидациинегосударственных организаций образовавшиеся в процессе их деятельности документы Архивного фонда Российской Федерации, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, поступают в архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) и архивом. Архивные документы с не истекшими сроками временного хранения, принятые архивом от ликвидированной организации, выделяются к уничтожению по истечении установленных сроков хранения. Архивные документы, имеющие в соответствии с типовыми или отраслевыми перечнями срок хранения с пометкой "ЭПК", выделяются к уничтожению только после проведения экспертизы их ценности и отбора на постоянное хранение.
Документы личного происхождения также могут поступать в государственный архив по договору дарения, по завещанию, по решению суда или нотариальных органов о признании документов бесхозными, по договору купли-продажи. Наконец, если владелец ценных документов использует их как оберточный материал, архив вправе подать на него в суд и конфисковать документы по решению суда.
На временное хранение (депозит) документы личного происхождения передаются на основании личного заявления владельца.
В современных условиях архивисту зачастую необходимо использовать методы “активного комплектования”:
проведение бесед с фондообразователямио важности сохранения их документов;
выявление потенциальных источников комплектования в органах регистрации юридических лиц, а также на основе изучения хроники общественно-политической жизни;
анкетирование, интервьюирование лидеров и членов партий и движений, запись митингов и других событий общественно-политической жизни, запись устных воспоминаний методами “устной истории”.
собирание воспоминаний, составление хроники событий;
собирание документов, отражающих общественное мнение, участие во встречах, “круглых столах” с фондообразователями.
- Архивное дело в российской федерации Основные принципы организации архивного дела
- Организация документов архивного фонда рф Уровни организации документов архивного фонда
- Классификация по историческим эпохам
- Классификация по принадлежности
- Прочие классификации
- Организация документов в государственных архивах Разновидности архивного фонда
- Признаки образования объединенных архивных фондов
- Признаки создания коллекций
- Фондирование
- Определение хронологических границ архивных фондов и крайних дат документов
- Крайние даты документов фондов
- Организация документов в пределах архивного фонда
- Обеспечение сохранности документов в архивах Понятие режима хранения документов
- Требования к зданиям и помещениям архива
- Понятие первичной реставрации и консервации архивных документов
- Проверка наличия и состояния документов в архивах
- Аналитико - синтетическая обработка ретроспективной документной информации
- Сочетание простых заголовков:
- Комплектование архивного фонда рф
- Организация комплектования