Тема 5. Организация документооборота
Технология обработки входящих и исходящих документов | Поступающие в организацию документы и корреспонденция принимается и обрабатывается централизованно канцелярией или иной службой документационного обеспечения управления. |
Стадии обработки входящих документов:
1) прием документов;
2) регистрация - фиксация факта создания или поступления в организацию документа путем проставления на нем регистрационного индекса с последующей записью необходимых сведений о документе в регистрационных формах. Для регистрации всех входящих, исходящих и внутренних документов заполняется единая регистрационно-контрольная карточка. Журнальная форма регистрации документов допустима только в организациях с незначительным объемом документооборота (до 600 документов в год); решение о форме регистрации документов (карточной или журнальной) в таких организациях оформляется приказом руководителя;
3) передача документов руководителю;
4) рассмотрение документа руководителем;
5) передача исполнителю согласно резолюции;
6) контроль исполнения;
7) подшивка в дело.
Обработка исходящих документов состоит из следующих операций: составление проекта; проверка правильности его оформления секретарем; согласование проекта; подписание руководителем; регистрация; отправка документа адресату; подшивка копии в дело.
Систематизация управленческих документов | Унификация документов определяется как выбор рациональных структур построения документов, приведение их к единообразию на основе установления рационального количества форм и типизации построения. |
Стандартизация - это процесс установления и применения стандартов, под которыми понимается образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.
В результате унификации и стандартизации документации была создана Унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД), утвержденная приказом от 14.05.2007 г. № 25 директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь. В состав УСОРД входят:
Государственный стандарт Республики Беларусь 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;
Методические указания по практическому применению Государственного стандарта Республики Беларусь 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;
Классификатор унифицированных форм организационно-распорядительных документов и пояснительная записка по его применению;
Альбом унифицированных форм ОРД. Унифицированные формы систематизированы по подсистемам.
Альбом унифицированных форм документов - это сборник эталонных унифицированных форм документов, применяемых для документирования деятельности организации.
В основе разработки унифицированных текстов документов лежит выделение постоянной и переменной информации. Формой представления унифицированного текста может быть трафарет, таблица, анкета.
Унифицированные формы документов включаются в Табель унифицированных форм документов - перечень разрешенных к применению форм документов. Табель утверждает руководитель организации.
Номенклатура дел - это систематизированный перечень наименований дел, создающихся в процессе деятельности организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке. Номенклатура дел является классификационным справочником, обязательным для составления во всех государственных организациях, и должна содержать полный перечень дел, заводимых всеми структурными подразделениями. Различают три вида номенклатур: типовая, примерная и конкретная номенклатура дел отдельной организации. Номенклатура дел организации имеет унифицированную форму, представляющую собой таблицу. Разделами номенклатуры дел организации являются в основном названия ее структурных подразделений, расположенных в соответствии с утвержденной структурой организации.
В первой графе номенклатуры дел указываются индексы дел. Индекс конкретного дела состоит из индекса структурного подразделения и порядкового номера дела в пределах этого структурного подразделения, например: 01-1, 01-2, ..., 02-1, 02-2, ..., и т.д. Во второй графе номенклатуры указываются заголовки дел. Третья графа номенклатуры дел заполняется в конце года. В четвертой графе номенклатуры проставляются сроки хранения дел в соответствии с определенными перечнями.
Формированием дел называется группировка документов в дело в соответствии с номенклатурой дел и их систематизация внутри него. Основой формирования дел в делопроизводстве является номенклатура дел. Делом считается совокупность документов, относящихся к одному вопросу или участку деятельности и помещенных в отдельную обложку (регистратор или скоросшиватель).
Опись дела | Опись дела — это информационно-поисковый архивный справочник, представляющий собой систематизированный перечень заголовков дел (единиц хранения) и предназначенный для раскрытия состава и содержания дел, закрепления их систематизации внутри фонда и учета дел. |
В течение года дела в структурных подразделениях формируются и оформляются в установленном порядке. Затем на них составляются описи дел по установленной форме. По описям дела из структурных подразделений передаются в архив организации. Описи, подготовленные в структурных подразделениях организации, служат основой для подготовки сводной описи дел организации.
Передача дел на хранение, списание и уничтожение | Дела, заведенные в структурных подразделениях организаций в соответствии с номенклатурой дел, хранятся в этих службах один год до передачи в ведомственный архив. В архив направляются дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу. |
Их передача производится только по описям. Дела временного (до 10 лет включительно) хранения передаче в архив не подлежат. Они хранятся централизованно или в структурных подразделениях, а по истечении сроков хранения подлежат уничтожению в установленном порядке. Указанные дела могут передаваться в архив только в исключительных случаях по решению руководителя организации. Их передача осуществляется по номенклатуре дел.
Административная ответственность за нарушение делопроизводства | Обеспечением и соблюдением требований законодательства по архивному делу и делопроизводству занимается Государственная инспекция архивов и делопроизводства (Госархивнадзор), созданная в соответствии с Законом «О нацио- |
нальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь» от 6 октября 1994 г. № 3277-ХII (с изм. и доп.), а также Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» от 26 июня 1997 г. № 46-3.
За совершение административных правонарушений в области архивного дела и делопроизводства к должностным лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам применяются такие виды взысканий, как предупреждения и штраф.
- Компьютерное
- Введение
- I. Организационно-методический раздел
- II. Содержание теоретического курса
- Тема 1. Делопроизводство в структуре управленческого труда
- Тема 2. Общие правила составления и оформления документов
- IV. Опорный конспект лекций
- Тема 1. Делопроизводство в структуре управленческого труда
- Тема 2. Общие правила составления и оформления документов
- Тема 3. Документирование организационно-распорядительной документации
- Тема 4. Подготовка, оформление и составление справочно-информационных и личных документов
- Тема 5. Организация документооборота
- V. Тематика семинарских (практических) занятий
- Тема 1. Делопроизводство в структуре управленческого труда.
- Тема 2. Общие правила составления и оформления документов.
- Тема 3. Документирование организационно-распорядительной документации.
- Тема 4. Подготовка, оформление и составление справочно-информационных и личных документов.
- Тема 5. Автоматизация делопроизводства.
- Тема 6. Организация документооборота.
- VI. Тематика лабораторного практикума
- Тема 1. Делопроизводство в структуре управленческого труда.
- Тема 2. Общие правила составления и оформления документов.
- Тема 3. Документирование организационно-распорядительной документации.
- Тема 4. Подготовка, оформление и составление справочно-информационных и личных документов (деловая игра).
- Тема 5. Автоматизация делопроизводства.
- Тема 6. Организация документооборота.
- VII. Примерные вопросы к зачеТу
- VIII. Оценка знаний и умений студентов по курсу
- IX. Вопросы для самоконтроля знаний
- Опросный лист по теме: «Делопроизводство в структуре управленческого труда»
- Опросный лист по теме: «Общие правила составления и оформления документов»
- Опросный лист по теме: «Документирование организационно-распорядительной документации»
- Опросный лист по теме: «Подготовка, оформление и составление информационно-справочных и личных документов»
- Опросный лист по теме: «Организация документооборота»
- X. Типовые контрольные задания
- 1. Примерные тестовые задания.
- 2. Примерные задания для письменного опроса.
- XI. Список использованных источников Основная литература
- Дополнительная литература
- Приложения
- Краткий словарь терминов по дисциплине «Компьютерное делопроизводство»
- Примерные задания по оформлению реквизитов документа
- Пример анализа выполнения заданий по составлению документов
- Примерные задания по составлению и оформлению организационно-распорядительной документации
- Примерные задания по составлению и оформлению справочно-информационной документации
- Практические задания по теме: «Автоматизация делопроизводства. Возможности текстовых редакторов»
- Перечень нормативных документов в области делопроизводства
- Содержание
- Компьютерное делопроизводство:
- 220107, Г. Минск, ул. Народная, 21