logo search
Аудит (практическое пособие)

1. Цель и задачи аудита. Информационное обеспечение проверки

Цель аудита - оценка правильности заполнения форм бухгалтерской отчетности, соответствия ее показателей данным синтетического бухгалтерского учета, а также проверка полноты раскрытия информации в пояснениях к финансовой отчетности.

При проверке показателей бухгалтерской отчетности аудитор также исходит из предпосылок:

существования - все активы и обязательства существуют на дату составления бухгалтерской отчетности; все остатки по счетам бухгалтерского учета подтверждены результатами инвентаризации;

прав и обязанностей - организация обладает правами на имущество организации и несет ответственность за риски, связанные с данными правами;

полноты - в бухгалтерском учете отражены все операции хозяйственно-финансовой деятельности организации за отчетный период; обороты и сальдо по счетам синтетического и аналитического учета правильно перенесены в Главную книгу и в бухгалтерскую отчетность;

оценки - все имущество и обязательства представлены в отчетности в соответствующей оценке, согласно требованиям нормативных документов;

точности - показатели бухгалтерской отчетности соответствуют записям в регистрах синтетического и аналитического учета;

представления и раскрытия - все показатели, характеризующие финансовое положение организации и результаты хозяйственной деятельности, соответствующим образом классифицированы и представлены в формах бухгалтерской отчетности.

Задачи аудита бухгалтерской отчетности:

  1. проверка состава и содержание форм бухгалтерской отчетности, увязка ее показателей,

  2. проверка правильности оценки статей отчетности,

  3. проверка правильности формирования сводной (консолидированной) отчетности,

  4. установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета действующим в проверяемом периоде нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах,

  5. проверка правильности формирования сводной отчетности.

Источники информации: основные нормативные документы, регулирующие вопросы формирования показателей бухгалтерской отчетности; приказ об учетной политике организации; регистры синтетического и аналитического учета по отдельным объектам бухгалтерского учета, Бухгалтерский баланс (ф. № 1); Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2); Отчет об изменениях капитала (ф. № 3); Отчет о движении денежных средств (ф. № 4); Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5); Отчет о целевом использовании полученных средств (ф. № 6); Пояснительная записка.

Нормативные документы:

1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н;

3. Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».