4. Проверка расчетов с подотчетными лицами
Проверка обоснованности выдачи авансов подотчет
Она заключается в установлении соблюдения требований Порядка ведения кассовых операций в РФ в части выдачи под отчет на хозяйственно-операционные расходы. При этом аудитор устанавливает, соответствуют ли приказу руководителя круг лиц, получающих подотчет авансы, а также размеры и сроки предоставления авансов.
Проверка своевременности предоставления авансовых отчетов осуществляется путем сопоставления фактических сроков предоставления авансовых отчетов со сроками, предусмотренными в командировочном удостоверении или в приказе руководителя. Согласно Порядка ведения кассовых операций (п.11) лица, получившие наличные денежные средства под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Если аудитор установил несоблюдение этого порядка, то необходимо далее проверить выполнение требований Плана счетов об отражении подотчетных сумм, невозвращенных в установленные сроки, на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и последующим списанием этих сумм в дебет счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
Проверка документальной обоснованности использования подотчетных сумм
Аудитор устанавливает наличие и правильность оформления документов, подтверждающих расходование подотчетных сумм и последующего отражения в учете.
Законность и целесообразность расходов на хозяйственные нужды определяется путем сопоставления данных авансовых отчетов и приложенных к ним документов на оплату услуг, погашение задолженности поставщикам, приобретение материально-производственных запасов. При этом необходимо установить не только наличие оправдательных документов и их соответствие данным авансового отчета, но и правильность оформления этих документов (товарных чеков, квитанций к приходным кассовым ордерам талоны, акты выполненных работ, акты закупок и т.п.).
Обращается внимание на оформление актов закупки у физических лиц. Они должны содержать дату и место составления, наименование товара, его количественное измерение, общую стоимость покупки, лиц, участвующих в сделке, с указанием ИНН, реквизитов свидетельства о государственной регистрации как предпринимателя или паспортных данных и места жительства физического лица.
При приобретении товарно-материальных ценностей за наличный расчет в предприятиях оптовой торговли или у производителя необходимо представить квитанцию к приходному кассовому ордеру, товарный документ и счет-фактуру, оформленные соответствующим образом. Обращается внимание на выделение во всех документах отдельной строкой сумм НДС.
Аудитор устанавливает, были ли оприходованы приобретенные подотчетным лицом предметы и нет ли фактов списания непосредственно на счета затрат стоимости этих предметов без подтверждения факта передачи в производство или эксплуатацию. Соблюдение этих требований предусмотрено п.51 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ №34н.
При проверке авансовых отчетов обращается внимание на соблюдение установленного предельного размера расчетов наличными денежными средствами, осуществляемых от имени организации, т.е. юридического лица. Суммы по первичным документам (накладная, счет-фактура, квитанция к ПКО, акт выполненных работ и т.п.) сравниваются с лимитом (100 000 руб.).
При проверке документов, подтверждающих понесенные расходы, выявляется правильность отражения НДС. При этом проверятся правильность выделения сумм НДС отдельной строкой в первичных документах и соответствие этих сумм записям по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям».
Аудит расчетов с подотчетными лицами по командировочным расходам.
Аудитор должен подтвердить факт служебной командировки и правильность расходов, связанных с командировкой.
Проверяя авансовые отчеты по командировкам, аудитор устанавливает наличие приказа о командировке и ее цели, командировочного удостоверения с соответствующими отметками о выбытии и прибытии, подтверждающих расходы первичных документов. Авансовые отчеты должны быть утверждены руководителем. По окончании командировки заполняется отчет о выполнении задания. Проверка осуществляется путем сопоставления данных авансового отчета с данными приложенных к отчету первичных документов и расчета суточных. Аудитор подтверждает правильность определения срока командировки (по данным отметок о прибытии и убытии в командировочном удостоверении), размера суточных и пределах установленных норм и сверх норм. Расходы по проезду к месту командировки и обратно определяются по приложенным проездным документам транспорта (кроме такси). Расходы по найму жилого помещения возмещаются на основе подтверждающих документов. Предусматривается возмещение фактических расходов за наем помещения, включая оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, на обслуживание в номере, расходами за пользование рекреационно-оздоровительными объектами). Целесообразность оплаты других расходов, например телефонных счетов, устанавливается на основе подтверждающих документов. При этом определяется производственный характер расходов и правомерность отнесения их к расходам от обычных видов деятельности.
При проверке использования подотчетных сумм на оплату представительских расходов необходимо установить соблюдение следующих условий;
наличие сметы на представительские расходы, утвержденной правлением предприятия на отчетный год
наличие документов, составленных по утвержденной руководителем форме (в документах должны быть указаны: дата и место проведения деловой встречи, приема, приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и величина расходов)
оправдательные документы (товарные чеки, чеки ККМ, квитанции к приходным кассовым ордерам).
- Министерство по науке и высшей школе
- Практические аспекты аудита Учебное пособие
- 1. Проверка учредительных документов и формирования уставного капитала 4
- 2. Проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия при проведении аудита 10
- 3. Проверка кассовых операций при проведении аудита 13
- 1. Цель и задачи аудита. Источники информации 30
- 1. Цель и задачи проверки Источники информации, методические приемы 78
- 1. Цель и задачи проверки. Источники информации 83
- 1. Проверка учредительных документов и формирования уставного капитала
- Аудит уставного капитала, прочих видов капитала и резервов.
- Типичные ошибки.
- Цель и задачи аудита учредительных документов и формирования уставного капитала. Источники информации
- Основные направления аудита учредительных документов
- Порядок изменения уставного капитала
- 3. Аудит уставного капитала, прочих видов капитала и резервов
- Типичные ошибки в ходе проверки операций с учредительными документами:
- 2. Проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия при проведении аудита
- Цель и задачи проверки, информационное обеспечение
- Оценка организационной системы и формы бухгалтерского учета
- Аудит системы документации и документооборота
- 4. Оценка эффективности системы бухгалтерского учета
- 5.Аудит учетной политики
- 3. Проверка кассовых операций при проведении аудита
- Цель и задачи проверки. Источники информации и методические приемы. Оценка свк
- Основные нормативные и законодательные документы:
- Проверка кассы и соблюдения условий, обеспечивающих сохранность денежных средств. Инвентаризация кассы
- 3. Проверка приходных и расходных кассовых операций
- 4. Ответственность организаций за нарушение ведения кассовых операций
- 5. Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита кассовых операций:
- 4. Аудит операций по расчетному счету и прочим счетам в банке
- Цели и задачи аудита. Источники информации и методические приемы,
- Аудит операций по расчетному счету
- Проверка полноты и правильности синтетического учета денежных средств на
- Типичные ошибки
- 1. Цели и задачи аудита. Источники информации и методические приемы, используемые при проверке
- 2. Аудит операций по расчетному счету
- 3. Проверка полноты и правильности синтетического учета денежных средств на прочих счетах в банке
- Аудит учета средств в пути
- 4. Типичные ошибки в ходе проверки банковских операций:
- Проверка основных средств при проведении аудита
- 1. Цель и задачи аудита. Источники информации
- 2. Аудит вложений во внеоборотные активы
- 3. Аудит сохранности и учета основных средств
- Аудит операций по движению основных средств
- Проверка правильности учета затрат на восстановление объектов основных средств
- 6. Типичные ошибки
- Особенности аудита нематериальных активов
- Цель и задачи аудита. Источники информации
- Основные направления проверки
- Типичные ошибки
- Цель и задачи аудита. Источники информации
- 2. Основные направления проверки
- 1. Проверка правильности отнесения объектов к нематериальным активам и документального оформления
- Проверка оценки нематериальных активов
- Проверка правильности определения срока полезного использования нематериальных активов
- Проверка инвентаризации нематериальных активов
- Проверка правильности и своевременности отражения в учете операций по поступлению нематериальных активов.
- 6. Проверка начисления амортизации по нематериальным активам
- 7. Проверка правильности и своевременности отражения в учете операций по выбытию нематериальных активов
- 3. Типичные ошибки
- Аудит сохранности и учета материалов
- 1. Цель и задачи, источники информации, используемые при проверке
- 2. Проверка соблюдения условий, обеспечивающих сохранность материалов. Инвентаризация
- 3.Проверка операций по движению материалов
- 4. Проверка использования сырья и материалов в производстве.
- 5. Типичные ошибки
- 8. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
- 1. Цель и задачи проверки. Источники информации
- 2. Аудит системы начислений
- 1. Аудит документального оформления трудовых отношений с работниками
- 2. Проверка достоверности состояния расчетов по оплате труда
- 3. Проверка правильности начисления сумм заработной платы
- 3. Аудит удержаний из заработной платы
- 4. Типичные ошибки
- Аудит расчетных операций
- Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 1. Цель проверки. Источники информации. Оценка свк
- 2.Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 3. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
- 4. Проверка расчетов с подотчетными лицами
- 5. Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами
- 1. Проверка правильности и объективности удержаний по исполнительным листам в пользу других лиц или организаций, а также своевременность перечисления удержанных сумм получателем.
- 2. Проверка правильности отражения в учете депонированной заработной платы
- 3. Правильность расчетов по претензиям.
- 10. Методика аудиторской проверки учета кредитов и займов
- 1. Цель и задачи, источники информации и методические приемы, используемые при проверке
- 2. Проверка кредитных отношений предприятия
- 3. Проверка долгосрочных и краткосрочных займов
- 3. Типичные ошибки
- 11. Аудит учета финансовых вложений
- 1. Цель задачи проверки. Источники информации и методические приемы
- 2. Перечень аудиторских процедур проверки финансовых вложений
- 3. Типичные ошибки и нарушения
- 1. Цель задачи проверки. Источники информации и методические приемы
- 2. Перечень аудиторских процедур проверки финансовых вложений
- Проверка учета финансовых вложений в уставные капиталы других организаций.
- Проверка учета вложений в совместную деятельность.
- 3. Типичные ошибки и нарушения в учете финансовых вложений
- 12. Аудиторская проверка операций учета затрат на производство
- Цель и задачи проверки. Источники информации, методические приемы.
- Проверка обоснованности используемых методов учета затрат на производство
- 1. Цель и задачи проверки Источники информации, методические приемы
- 2. Основные направления проверки издержек производства и обращения
- 3. Проверка правильности учета и распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов
- 4. Проверка правильности учета и оценки незавершенного производства
- 5. Проверка обоснованности используемых методов учета затрат на производство
- 6. Проверка правильности отражения операций по налогообложению при учете издержек производства и себестоимости продукции
- 7. Типичные ошибки и нарушения в учете издержек производства и обращения
- 13. Аудиторская проверка учета выпуска и продажи готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг)
- 1. Цель и задачи проверки. Источники информации, методические приемы
- 2. Основные направления проверки выпуска и продажи готовой продукции
- 3. Типичные нарушения
- 1. Цель и задачи проверки Источники информации, методические приемы
- 2. Основные направления проверки выпуска и продажи готовой продукции
- 3. Типичные ошибки
- 14. Методика аудиторской проверки учета финансовых результатов и их использования
- Цель и задачи проверки. Источники информации
- Методика проверки учета финансовых результатов
- Типичные нарушения
- 1. Цель и задачи проверки. Источники информации
- 2. Методика проверки учета финансовых результатов
- 3. Типичные нарушения
- 15. Проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности при проведении аудита
- 1. Цель и задачи аудита. Информационное обеспечение проверки
- 2. Основные направления проверки бухгалтерской отчетности. Типичные ошибки
- 1. Цель и задачи аудита. Информационное обеспечение проверки
- 2. Основные направления проверки бухгалтерской отчетности. Типичные ошибки
- 16. Проверка состояния забалансового учета при проведении аудита
- 1. Цель, задачи, источники информации, используемые для проверки
- 2. Проверка состояния забалансового учета
- 1. Цель, задачи, источники информации, используемые для проверки
- 2. Проверка состояния забалансового учета
- 1. Проверка счета 001 «Арендованные основные средства»
- 2. Проверка счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» (строка 920 формы № 1)
- 4. Проверка счета 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные»
- 5. Проверка счета 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»
- 6. Проверка счета 010 «Износ основных средств»
- 7. Проверка счета 011 «Основные средства, сданные в аренду»
- Перечень использованной литературы