logo
Аудит (практическое пособие)

Проверка инвентаризации нематериальных активов

Для осуществления внутреннего контроля за наличием и существованием нематериальных активов в организации должна проводиться инвентаризация.

Информационными источниками проверки служат приказы о порядке и сроках проведения инвентаризации и о назначении состава постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий; инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости; протоколы заседания инвентаризационной комиссии; решения руководства организации по утверждению результатов инвентаризации; регистры бухгалтерского учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации; контрольные подсчеты аудитора.

Поскольку объекты нематериальных активов не имеют материально-вещественной структуры, проведение их инвентаризации осуществляется путем:

По данным инвентаризационной ведомости проверяются: правильность оформления данных документов, наличие указанных первичных документов, подтверждающих права организации на использование нематериальных активов, правильность и соответствие отражения нематериальных активов в ведомости и регистрах синтетического учета и Главной книги.

Проверку правильности отражения в бухгалтерском учете результатов проведенных инвентаризаций аудитор может проводить путем сопоставления данных корреспондирующих счетов: 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 5 «Приобретение нематериальных активов», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», 91 «Прочие доходы и расходы», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».