logo
Аудит (практическое пособие)

3. Аудит сохранности и учета основных средств

Проверка наличия и сохранности основных средств.

В процессе аудита определяются:

- обеспеченность организации основными средствами,

- размещение отдельных объектов основных средств по подразделениям организации,

- соблюдение действующего порядка их учета.

Системы учета и контроля за сохранностью и состоянием основных средств проверяются с использованием аудиторских процедур проверки по существу и тестирования.

Далее аудитору необходимо:

1. убедиться в наличии инвентарных номеров, присвоенных каждому объекту основных средств при принятии их к бухгалтерскому учету;

2. установить соблюдение документального оформления учета основных средств при их оприходовании, перемещении и выбытии;

3. определить правильность ведения аналитического учета объектов основных средств по их видам;

4. установить условия эксплуатации основных средств и своевременность проведения ремонта.

При аудите устанавливается перечень должностных лиц организации, на которых возложена ответственность за поступление, выбытие и внутреннее перемещение объектов основных средств и наличие договоров о материальной ответственности.

Особое внимание уделяется результатам инвентаризации основных средств.

Аудитор может принять участие в проведении инвентаризации основных средств. Необходимо проверить сроки проведения инвентаризации, целесообразность привлечения экспертов.

Аудит организации учета основных средств.

Общая методика предполагает сопоставление остатков по счету 01 «Основные средства» в бухгалтерской отчетности, Главной книге и журнале-ордере с ведомостью по этому счету. В бухгалтерском балансе основные средства оцениваются по остаточной стоимости (первоначальная стоимость минус сумма начисленной амортизации). Первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации приводятся в «Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма № 5). При вводе объекта в эксплуатацию проверяется корреспонденция счетов 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы».