3.5. Преобразование информации в данные
В системах управления технологическими процессами преобразование информации в данные, представленные на машинных носителях, может быть полностью автоматизировано. В таких системах информация о состоянии объекта управления имеет вид электрических сигналов от разного рода датчиков.
В экономических системах информация о состоянии объекта управления семантически сложна, разнообразна и её сбор не удается автоматизировать. Поэтому в таких системах информационная технология на этапе превращения первичной информации в данные в своей основе остается ручной. Последовательность этапов преобразования информации в данные и экономических системах управления показана на рис. 5.
Сбор информации состоит в том, что поток осведомительной информации, поступающей от объекта управления, воспринимается человеком и переводится в документальную форму, то есть записывается на бумажный носитель. Составляющими этого потока могут быть показания приборов, накладные, акты, ведомости и т.п. Для ввода первичных документов в компьютер необходимо собранную информацию передать в место расположения компьютера, так как часто это место удалено от места получения первичной информации. Передача осуществляется, как правило, традиционно, с помощью курьера или по телефону.
Рис. 5. Процесс преобразования информации в данные
Собранная информация должна быть предварительно подготовлена, поскольку модель предметной области, заложенная в компьютер, накладывает свои ограничения на состав и организацию вводимой информации. Ввод информации в компьютер осуществляется в режиме диалога.
Очень важными процедурами на этапах подготовки информации и её ввода являются процедуры контроля. Контроль подготовленной и вводимой информации направлен на предупреждение, выявление и устранение неизбежных ошибок. Человек устает, его внимание может ослабнуть, кто-то его может отвлечь – в результате возникают ошибки. Любые ошибки приводят к искажению вводимой информации, к её недостоверности и в конечном итоге к ошибкам в управлении системой.
Процедуры контроля могут быть подразделены на визуальные, логические и арифметические. При визуальном методе производится зрительный просмотр документа с целью проверки полноты заполнения, актуальности, наличия подписей ответственных лиц, юридической законности и т.д. Логический контроль предполагает сопоставление фактических данных с нормативными документами или с данными предыдущих периодов обработки, проверку логической непротиворечивости показателей и т.д.
Арифметический контроль включает подсчёт контрольных сумм по строкам и столбцам документов, имеющих табличную форму, контроль по формулам, признакам чётности или делимости и т.п.
Для предотвращения случайного или намеренного искажения информации используются организационные меры, такие как четкое распределение прав и обязанностей лиц, ответственных за сбор, подготовку, передачу и ввод информации.
Кроме информации о состоянии объекта управления необходимо также подготавливать и вводить информацию о структуре и содержании предметной области, то есть модель объекта управления. Также необходимо вводить информацию о последовательности выполнения операций, необходимых для решения поставленной задачи, то есть алгоритмическую модель. Подготовка информации такого типа заключается в описании структур данных и написании программ на языках программирования.
- Челябинский государственный университет
- 1.2. Информация и информационная система
- 1.3. Шенноновский подход к определению количества информации
- 1.4. Ценность информации
- Система
- 2.1. Понятие системы и её свойства
- 2.2. Классификация систем
- 2.3. Системы управления
- 2.4. Процесс принятия решения
- 2.5. Описание систем с помощью информационных моделей
- 3. Базовая структура информационной технологии
- 3.1. Основные информационные процессы и уровни их представления
- 3.2. Концептуальный уровень
- 3.3. Логический уровень
- 3.4. Физический уровень
- 3.5. Преобразование информации в данные
- 4. Информационная технология в управлении предприятием
- 4.1. Автоматизированная система управления технологическими процессами
- 4.2. Автоматизированная система управления производством
- 4.3. Фазы планирования производства
- 4.4. Фаза планирования.
- 4.5. Фаза учета.
- 4.6. Фаза анализа
- 4.7. Фаза регулирования.
- 5. Офисная информационная технология
- 5.1. Офис как информационная система
- 5.2. Электронный офис
- 5.3. Автоматизация документооборота
- 5.4. Автоматизированное рабочее место руководителя
- 5.5. Автоматизированное рабочее место экономиста
- 5.6. Автоматизированное рабочее место бухгалтера
- 6. Локальные компьютерные сети
- 6.1. Компьютерные сети
- 6.2. Топология локальных сетей
- 6.3. Организация компьютерной сети предприятия
- 7. Глобальная компьютерная сеть Интернет
- 7.1. Глобальные сети
- 7.2. Модель взаимодействия открытых систем
- 7.2. Методы передачи сообщений в сети
- 7.3. Службы Интернет
- 1. Служба удаленного управления компьютером Telnet
- 2. Электронная почта (e-mail)
- 3. Телеконференции (Usenet)
- 3. Служба World Wide Web (www).
- 4. Служба файловых архивов ftp
- 7.4. Адресация пользователей и файлов в Интернет
- 192.45.9.150
- 7.5. Коммерческие возможности Интернет
- 8. Основные типы финансово-экономических программ
- 8.1. Классификация финансово-экономических программ
- 8.2. Минибухгалтерии
- 8.3. Интегрированная бухгалтерская система
- 8.4. Бухгалтерский конструктор
- 8.5. Бухгалтерский комплекс
- 8.6. Бухгалтерия-офис
- 8.7. Финансово-аналитические системы
- 8.8. Правовые системы и базы данных
- Литература