7.5. Коммерческие возможности Интернет
До недавнего времени глобальная сеть рассматривалась лишь как средство хранения и передачи информации. В последние годы в связи с появлением в Интернет службы WWW появилась возможность коммерческого использования Интернет.
Электронная коммерция. Под электронной коммерцией понимается создание виртуального магазина, позволяющего организовать торговлю своей продукцией в сети. Виртуальный магазин представляет собой Web-сервер, цель организации которого заключается в продаже товаров и услуг другим пользователям Интернет. Виртуальный магазин должен иметь доменный адрес и состоит из гипертекстовых страниц с мультимедийными элементами. Посетивший сервер покупатель может получить в полном объёме интересующую его информацию о продукции и в конечном итоге сделать заказ. Поставка товара покупателю производится обычным путем.
Виртуальный магазин во многом похож на обычный торговый центр. Здесь также есть торговый зал, где покупатель может "походить", щелкая мышкой, с одной страницы на другую и узнать всю интересующую его информацию о товарах. Пользователь, заинтересовавшийся каким-либо товаром, должен иметь возможность узнать о нём всё. Это основной принцип, из которого следует исходить при создании виртуального магазина.
Некоторые виртуальные магазины организованы так, что покупатель, прежде чем принять окончательное решение о покупке, может осмотреть товар со всех сторон и узнать все его параметры. Например, при покупке автомобиля в виртуальном магазине можно даже послушать, как у него работает мотор. Таким образом, продавец имеет возможность наилучшим образом описать и продемонстрировать качество товара, а покупатель, не выходя из дома, получить всю необходимую информацию.
Выбрав в виртуальном магазине товар и узнав его стоимость, покупатель может, перейдя по ссылке на другую страницу, заказать его и получить на него счёт. При оплате товара можно пользоваться кредитной карточкой.
В виртуальном магазине следует также разместить информацию о фирме, что важно для любого покупателя. Даже если он ничего не купит, он уже будет знать о вашей фирме. Существенным является тот факт, что в сферу вашей деятельности попадает весь земной шар.
Существенным фактором, благоприятно влияющим на конкурентное положение фирмы, является оперативность виртуального магазина. Он может работать 24 часа в сутки и способен быстро и адекватно реагировать на запросы пользователей, у которых поиск нужной информации занимает всего несколько секунд.
Одним из наиболее значимых факторов являются низкие издержки. Организация виртуального магазина оказывается более дешевой, чем создание торговой точки. Снижаются затраты на продвижение и торговлю товарами и услугами. Для организации функционирования виртуального магазина требуется существенно меньше работников.
Торговля информацией. Это одна из старейших форм коммерции в сети. Одна из основных форм торговли информацией связана с приходом в Интернет печатных изданий. При этом кампания-издатель организует Web-сервер, на котором размещает материалы печатного издания либо его электронную версию. Основная цель – увеличение числа читателей издания. Для этого на сервер помещается обзор информации, опубликованной в печатном издании, который был бы интересен, но в то же время не являлся полной версией материалов и приглашал ознакомиться с ней в печатном издании. Пользователь должен иметь возможность подписаться на издание, перечислив на счёт издательства его стоимость.
Кроме того, можно подписаться на электронную версию издания. В этом случае после перечисления необходимой суммы денег на счёт издательства пользователь получает определенное имя и пароль, которые необходимо вводить для доступа к информации.
Другим вариантом информационной коммерции в сети является предоставление бизнес-информации. Это могут быть котировки ценных бумаг, курсы валют, цены на биржах, оперативные новости. В последнее время организуются специальные информационные системы, или бизнес-службы.
Платежные средства в Интернет. В основе всех предлагаемых сегодня систем расчётов и платежей с использованием Интернет лежат современные криптографические технологии обеспечения конфиденциальности информации. Используемые сегодня средства электронных расчётов можно разбить на три категории.
Суррогатные расчётные средства – этой цифровые купоны и жетоны. Клиент за наличный или безналичный расчёт приобретает у банка на некоторую сумму последовательности символов, для которых банк гарантирует уникальность каждого экземпляра и защиту алгоритма их генерации, и которыми клиент может расплачиваться с продавцом. Продавец возвращает их в банк в обмен на ту же сумму за вычетом комиссионных. При этом на банке лежит обязанность контролировать валидность поступающих жетонов (проверять их наличие в регистре исходящих) и их единичность (проверять их отсутствие в регистре входящих).
Такая система проста в эксплуатации. Однако правовой статус сделок с использованием таких суррогатов остается неопределенным.
Расширения существующих внесетевых расчётных систем позволяют использовать для расчётов в сети пластиковые карточки. Используемое программное обеспечение использует криптографическую защиту передачи данных о пластиковой карточке от покупателя к продавцу.
Электронная наличность. Этот сетевые электронные деньги. Эмитент электронной наличности (банк) имеет, кроме обычной пары ключей, идентифицирующих его, ещё последовательность пар ключей, в соответствии с которыми ставятся номиналы цифровых "монет".
Снятие наличных средств производится следующим образом. В ходе сеанса связи клиент и банк идентифицируют друг друга. Затем клиент генерирует уникальную последовательность символов, преобразует её путем умножения на случайный множитель, кодирует результат открытым ключом банка и отправляет "монету" в банк. Банк расшифровывает "монету", используя свой секретный колюч, заверяет её электронной подписью, соответствующей номиналу "монеты", зашифровывает её открытым ключом клиента и возвращает "монету" клиенту, одновременно списывая соответствующую сумму с его счёта. Клиент, получив "монету", расшифровывает её с помощью своего секретного ключа, делит её символьное представление на запомненный случайный множитель и сохраняет результат в электронном кошельке. Теперь банк готов принять эту "монету", от кого бы она ни поступила.
- Челябинский государственный университет
- 1.2. Информация и информационная система
- 1.3. Шенноновский подход к определению количества информации
- 1.4. Ценность информации
- Система
- 2.1. Понятие системы и её свойства
- 2.2. Классификация систем
- 2.3. Системы управления
- 2.4. Процесс принятия решения
- 2.5. Описание систем с помощью информационных моделей
- 3. Базовая структура информационной технологии
- 3.1. Основные информационные процессы и уровни их представления
- 3.2. Концептуальный уровень
- 3.3. Логический уровень
- 3.4. Физический уровень
- 3.5. Преобразование информации в данные
- 4. Информационная технология в управлении предприятием
- 4.1. Автоматизированная система управления технологическими процессами
- 4.2. Автоматизированная система управления производством
- 4.3. Фазы планирования производства
- 4.4. Фаза планирования.
- 4.5. Фаза учета.
- 4.6. Фаза анализа
- 4.7. Фаза регулирования.
- 5. Офисная информационная технология
- 5.1. Офис как информационная система
- 5.2. Электронный офис
- 5.3. Автоматизация документооборота
- 5.4. Автоматизированное рабочее место руководителя
- 5.5. Автоматизированное рабочее место экономиста
- 5.6. Автоматизированное рабочее место бухгалтера
- 6. Локальные компьютерные сети
- 6.1. Компьютерные сети
- 6.2. Топология локальных сетей
- 6.3. Организация компьютерной сети предприятия
- 7. Глобальная компьютерная сеть Интернет
- 7.1. Глобальные сети
- 7.2. Модель взаимодействия открытых систем
- 7.2. Методы передачи сообщений в сети
- 7.3. Службы Интернет
- 1. Служба удаленного управления компьютером Telnet
- 2. Электронная почта (e-mail)
- 3. Телеконференции (Usenet)
- 3. Служба World Wide Web (www).
- 4. Служба файловых архивов ftp
- 7.4. Адресация пользователей и файлов в Интернет
- 192.45.9.150
- 7.5. Коммерческие возможности Интернет
- 8. Основные типы финансово-экономических программ
- 8.1. Классификация финансово-экономических программ
- 8.2. Минибухгалтерии
- 8.3. Интегрированная бухгалтерская система
- 8.4. Бухгалтерский конструктор
- 8.5. Бухгалтерский комплекс
- 8.6. Бухгалтерия-офис
- 8.7. Финансово-аналитические системы
- 8.8. Правовые системы и базы данных
- Литература